Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я. Рубинштейн показал, что воспитание и развитие — это две стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, но развивается, воспитываясь и обучаясь.






В этом сложном процессе обучения и развития выступает новый фак­тор — активность самого ребенка

Активность ребенка формируется на всех этапах его психического раз­вития в разных видах деятельности. Главное условие эффективности дея­тельности — ее личностная значимость для ребенка.

Развивающие возможности каждого вида деятельности — в их содержании и способах организации.

• Новые знания, навыки, умения взрослый вводит в процессе обучения ребенка, используя разнообразные методы

 

На современном этапе развития науки и техники совершенствуются способы передачи общественного опыта молодому поколению. В связи с этим большое значение приобретает решение проблемы соотношения обучения и развития. В ее решении есть несколько направлений.

1. Жан Пиаже, Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой.

А воспитание должно следовать за развитием. Оно как бы «идет в хвосте развития». Учитель должен считаться с тем уровнем развития ребенка, которого тот достиг, и приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития. Спонтанность развития, по Ж. Пиаже, в том, что существуют строго определенные стадии развития. Например, для возраста 7—10 лет характерен уровень конкретных операций с предметами. Лишь к 11—12 годам складываются словесные или формальные операции.

В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значительно раньше при соответствующем обучении с помощью мерок.

2. Торндайк, Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, считая, что они совершаются параллельно, т.е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

Л.С. Выготский, критикуя, писал, что развитие ребенка никогда не следует, как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением.

3. Дж. Брунер считает, что обучение не зависит от развития. Поэтому любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любойпредмет. Все зависит от методики обучения. Правда, Дж. Брунер невсегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, полагая, что обучение всегда должно идти впереди развития Но насколько впереди?

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

1. Уровень актуального развития. Это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились за сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения.

2. Зона ближайшего развития. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью. Иначе говоря, это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что — при помощи взрослого. Учитель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, завтра он сможет выполнять сам.

Психологи (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Элько- нин и др.) доказали, что включение в содержание и обучение специальных средств приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными. Что это за специальные средства?

A. Эталон: величины, цвета, формы при сенсорном развитии.

Б. Мерка: при обучении математике.

B. Модель: во всех видах обучения.

Г. Ориентировочная основа действий (ООД) (система ориентиров, по П.Я. Гальперину).

Как известно, объект может изменяться, но при этом не развиваться. Рост, например, — это количественное измене­ние данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше» — это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в ко­ординатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что явления роста имеются и в психических процессах, например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но на фоне этих процессов количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме, например, о созревании желез внутренней секреции. В подобных случаях, когда в структуре и свойствах явления происходят существенные изменения, мы имеем дело с развитием.

Развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них:

• дифференциация, расчленение явления, ранее бывшего единым;

• появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

• перестройка связей между различными сторонами объекта.

Понятие «развитие» включает развитие: прогрессивное, регрессивное и аномальное.

Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирова­ния и формирования; регрессивное — процессами дезоргани­зации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей; аномальное — частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функ­ций, что сопровождается уменьшением способности к фор­мированию и функционированию (Шмидт Г.-Д., 1978).

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, т.е. определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформи-рованный типы развития.

Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как стадии, ко­торые пройдет явление (организм), так и конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано от природы. Примерами служат эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эм­бриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была предпринята попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Эта концепция принадлежит Ст. Холлу. В ее основе лежит биогенетический закон Э. Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. По этому типу происходит развитие галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала неизвестны все стадии развития и его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка, не заданы ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом состоит особенность детского развития. Его конечные формы не даны от природы, а заданы в формах материальной и духовной куль­туры общества. «В развитии ребенка, — писал Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка» (Выготский Л.С, 2001). Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осущест-вляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития... конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образном того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у него получиться». Согласно Выготскому процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает он, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и не разовьется.

Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества, но вне процесса освоения идеальных форм развитие невозможно вообще. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

Каковы же основные психологические изменения, кото­рые происходят в развитии ребенка на протяжении до­школьного возраста?

В обобщенном виде можно сказать, что в дошкольном возрасте:

• возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

• ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

• сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной частей и носит мануаль­ный или сенсорный характер;

• ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

В дополнение к ним Д. Б. Эльконнн выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал

Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития:

• первая — линия формирования произвольного поведения;

• вторая — линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

• третья — линия перехода от эгоцентризма к децентрации,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.