Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы






Возраст - это ключевое понятие для периодизации развития человека в течение всей индивидуальной жизни и соответственно - для проектирования систем действенной социальной помощи.

Как отмечено выше, основной целью возрастной периодизации в сфере социальной работы является изучение особенностей развития личности на каждом из таких этапов с целью совершенствования методов социальной помощи. Поскольку особое место в настоящей теме занимает понятие социализации, представляется целесообразным провести периодизацию на основе ее этапов.
Наиболее общими периодами в таком случае будут: детство (от рождения до достижения совершеннолетия, то есть когда достигнуто полное развитие личности), период среднего и зрелого возраста (примерно соответствует трудовой стадии социализации), пожилой возраст.

В свою очередь, период детства в соответствии с социальной периодизацией можно разделить на: преддошкольный (до 3-х лет), дошкольный
(от 3-х до 6-7 лет), школьный (младший – от 6-7 до 10 лет, старший школьный – от 11 до 14 лет и подростковый - от 15 до 18 лет). Затем, переходом к трудовому этапу служит молодежный период (примерно до 25-27 лет). С началом трудовой деятельности в процессе социализации связываются период среднего (30-45 лет) и зрелого (45-50 лет) возрастов. Наконец, группы старших возрастов (от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90 лет и старше – долгожители).

Необходимо отметить, что в силу наиболее интенсивного биологического и социального развития именно период дошкольного детства насыщен многочисленными кризисами (кризис первого года жизни, кризисы трех, семи лет). Однако процессы воспитания и обучения в этом возрасте происходят преимущественно в рамках семейной микросреды. В то же время, роль общественных институтов социализации (а значит, и необходимость социальной помощи непосредственно формирующейся личности ребенка) возрастает с наступлением школьного возраста.

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.

Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Это проявляется в том, что к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
Есть типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.

Переходный период в подростковом возрасте, кризис среднего возраста, проблемы адаптации людей пожилого поколения и другие ситуации, требующие решения в ходе оказания социальной помощи и связанные с возрастными особенностями, рассмотрим в дальнейшем ходе работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.