Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.






 

В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конститу­ции РФ и находят свое подтверждение в социальной полити­ке. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Россий­ской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются го­сударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и другихподобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­ально уязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальная защита должна рас­пространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установлен­ные законодательством РФ нормы и нормативы, которые за­крепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанные государ­ственные минимальные социальные стандарты в области:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтвер­ждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

- минимальный размер оплаты труда;

- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюд­жетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безо­пасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда, а так­же право на защиту от безработицы».

КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная опла­та труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантирован­ный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграж­дения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабо­чего времени и нормы труда не выполнены не по вине работ­ника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощритель­ные выплаты. Последние должны начисляться на заработ­ную плату, которая не может быть ниже установленного го­сударством минимального уровня. Неспособность предприя­тия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно опреде­ляется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточ­ный минимум - понятие, характеризующее минимум жиз­ненных средств, необходимых для нормального воспроизвод­ства рабочей силы и развития личности. Это показатель объе­ма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрос­лых, социального и физического развития детей и подрост­ков.

Для установления стоимостного показателя прожиточно­го минимума вводится понятие «бюджета прожиточного ми­нимума». Бюджет прожиточного минимума представляет со­бой стоимостную оценку натурального набора, а также вклю­чает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного мини­мума могут быть использованы:

- в качестве базы для адресной социальной поддержки;

- в качестве целевых ориентиров при регулировании до­ходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

- для оценки материальных и финансовых ресурсов, не­обходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

- в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического раз­вития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребитель­скому минимуму возможно лишь при стабильной экономи­ческой ситуации и определенном высоком уровне производ­ства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исхо­дя из реальных экономических условий.

Следует отметить, что в последние годы минимальная за­работная плата, установленная законом, все менее соответ­ствует бюджету прожиточного минимума.

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происхо­дить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правитель­ство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

В настоящее время заработная плата в России не выпол­няет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена эконо­мическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обес­печивать человеку определенный социальный статус в обществе.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны.

Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В приложении можно ознакомиться со статистикой об общей численности безработных в различных странах.

В ре­шении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддерж­ка - с другой.

На снижение уровня безработицы должны быть направле­ны государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабо­чих мест и осуществления следующих мероприятий:

- поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

- более эффективное использование на общественных ра­ботах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

- профилактика безработицы на основе переквалифика­ции работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

- расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

- максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пыта­лись разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в сис­теме денежной помощи безработным и определяются зако­ном «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редак­ции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного зара­ботка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего уволь­нению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработ­ным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значитель­нее экономические потери, тем больше ухудшается матери­альное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направ­лению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению орга­нов службы занятости;

- оплату в размере причитающегося пособия по безрабо­тице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 меся­цев.

В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства все же поступают от государства.

В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный ста­тус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в бу­дущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, нар­комании, проституции и преступности.

В качестве государственных социальных стандартов в об­ласти пенсионного обеспечения устанавливаются минималь­ные размеры государственных пенсий (подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь ”).

Государственные минимальные стандарты в области образования пред­полагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образователь­ных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях и обеспеченности населения общедоступ­ными и бесплатными услугами;

- нормы и нормативы социально-экономической поддер­жки обучающихся;

- норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учеб­ных заведениях и размер стипендии.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные со­циальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребнос­тей в медицинской помощи используются показатели обеспе­ченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах (подробнее о со­циальных гарантиях в области здравоохранения см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь”).

Одной из важнейших функций системы социальной за­щиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предос­тавляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социаль­но-психологической и других видах помощи. Государствен­ные гарантии в области социального обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оп­лачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом государственных социальных га­рантий являются предоставление жилья и дотации населе­нию на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хо­зяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка не­защищенных групп населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.