Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.






 

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

Значение элементарных опытов заключается в том, что:

– в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;

– опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;

– у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;

– кроме того, опыты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;

– в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Обучать ребенка, – говорил П.П. Блонский, – это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей.

Элементарный опыт (эксперимент), по мнению П.Г. Саморуковой, – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях [4].

Виды опытов: наблюдения, эксперименты и продуктивная деятельность в природе.

Классификация экспериментов (опытов). Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

– опыты с объектами неживой природы;

– опыты с растениями;

– опыты с животными;

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

– в групповой комнате;

– на участке;

– в лесу, на поле и т.д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1–4 ребенка);

– групповые (5–10 детей);

– коллективные (вся группа).

4. По причине проведения:

– случайные;

– запланированные;

– поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

– эпизодические (проводимые от случая к случаю);

– систематические.

6. По продолжительности:

– кратковременные (5–10 минут);

– длительные.

7. По месту в цикле:

– первичные;

– повторные;

– заключительные и итоговые.

8. По характеру мыслительных операций:

– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно со-

стояние объекта или одно явление вне связи с другими объ-

ектами и явлениями);

– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса

или отметить изменения в состоянии объекта);

– обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются

общие закономерности процесса, изучаемого ранее по от-

дельным этапам).

9. По способу применения в групповой комнате:

– демонстрационные (при которых в группе имеется всего

один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель

сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за

ходом и результатами;

– фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный мате-

риал для экспериментирования) [2].

Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

- четкость формулировки целей и задач опыта;

- предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;

- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

- разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.

 

Технология организации и проведения опытов в разных возрастных группах.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста опыты почти не проводятся, т.к. мал опыт детей, они не могут установить связи. В этих группах воспитатель чаще использует поисковые действия (предложить кошке конфету, морковь, мясо – что же она выберет?

Для старших дошкольников раскрывается значение проводимого опыта как познавательной деятельности, в результате которой ребята узнают новое, делают выводы и обобщения.

Т.А. Ковальчук предлагается организация и руководство опытами. Автор выделяет несколько этапов:

I этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности.

II этап. Начало опыта. Его цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес

III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации

элементарного опыта.

IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.