Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятия углубленно-познавательного типа






Цель - выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.

Занятия углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представления детей, полученные в повседневной жизни

Занятия обобщающего типа Цель- выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Занятия комплексного типа Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Экологическое воспитание в повседневной жизни.

Общение и совместная деятельность. Воспитание дошкольников в повседневной жизни осуществля­ется в совместных делах и общении, которые могут быть преднаме­ренными, спланированными или спонтанными, ситуативными.

Педагогические мероприятия в повседневной жизни.

1.Создание и поддержание экологически необходимых условий для рас­тений и животных 2. Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада. 3.Заполнение календаря природы.

Общение с природой – от дельных взаимосвязанных мероприятиях, позволяющих научить детей духовному контакту с растениями и животными.(Зимняя подкормка птиц. Работа с глобусом в подготовительной группе:

Комплексные и развлекательные мероприятия.

Поход это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Экскурсии. Старших дошкольников можно включить в природоохранные акции

Направления работы руководителя:

- организация всего воспитательного процесса (при необходимости - экспериментальной работы);

- распределение функциональных обязанностей членов коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- выделение необходимых ставок (эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования;

Направления работы методиста:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

- выбор программы и методики (совместно с экологом);

- определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в диагностике детей и анализе результатов;

Направления работы психолога:

- психологическая поддержка работы по экологическому образованию (в том числе экспериментальной работы);

- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню детей дошкольного возраста;

Направления работы музыкального руководителя:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:

- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

Направления работы преподавателя по физкультуре:

- участие в чколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями:

Направления работы медицинского работника:

- участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей;

- эколого-оздоровительное просвещение родителей.

Направления работы воспитателя:

- экологизация деятельности дошкольников в группах;

- выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах;

- фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

- выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

- создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы

71. Современные исследования развития личности ребенка в процессе общения с природой. Анализ и сравнительная характеристика понятий «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическое образование».

 

Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной.

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д.

По мнению В.А. Зебзеевой экологическое развитие личности понимается как качественные личностные экологические новообразования, проявляющиеся в ценностных ориентациях, экологическом опыте взаимодействия с природой (экологической картине мира), экологической позиции, направленности личности, экологичности – принципиально нового свойства личности.

 

В работах Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры.

Исследования В.Г. Грецовой ориентированы на разработку проблемы нравственного воспитания детей средствами природы. В.Г. Грецова обращает внимание на рассогласование имеющихся у детей знаний о правилах поведения в природе и реальных поведенческих проявлений по отношению к природным объектам. Не случайно целью своего научного исследования ученый определяет разработку содержания таких знаний о мире природы, которые бы выполняли не только образовательную, но и воспитательную функцию. По мнению исследователя, знания о природе, ее объектах и явлениях призваны решать задачу формирования у детей положительного отношения к миру природы, «деятельностной любви» к нему.

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление де­тей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

ЭВ - процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования,

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой.

Содержание ЭВ включает 2 аспекта:

1. Передача экологических знаний

2. Трансформация знаний в отношения.

ЭВ и следствие его экологическое сознание возникают во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах поведения.

Экологическое сознание - (Э. В.Гирусов, А. Н.Кочер-гин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др.) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмо­ций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Для ЭС характерно: Высшую ценность представляют гармоничное развитие члка и природы. Отказ от иерархической картины мира. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей члка, так и потребностей всего природного сообщества

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений (И.Д. Зверев).

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры, согласуется с общей целью экологического образования – формированием экологического

сознания, экологической культуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.