Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинг. 22. Понятие и функции маркетинга в современной организации.






22. Понятие и функции маркетинга в современной организации.

Маркетинг – это многоплановое явление, кот. затрагивает и изменяет с одной стороны дея-ть орг., а с другой модели бизнеса, кот. приводят к построению и конкурентоспособной клиентоариентированной компании.

Маркетинг – это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношений с ними, с выгодой для орг..

Друкер считал, что целью маркетинга является достижение такого уровня знаний и понимания покупателя, когда предполагаемые товары и услуги продают себя сами, в идеале рез-т маркетинга – это готовый к покупке потребитель.

Задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении чел. и общественных потребностей.

1. Комплексное изучение рынка.

2. Выявление потенциального спроса и неудовлетворённых потребностей.

3. Планирование товарного ассортимента и цен.

4. Разработка мер для удовлетворения существующего спроса.

  1. Формирование нового спроса.
  2. Планирование и осуществление сбыта.

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Маркетинг явление многогранное и рассматривается с точек зрения:

1.Некое философское видение бизнеса, концепция, реализуемая топ-менеджерами и тд. (Все решения через призму запросов потребителя)

2.Подход к применению всех управленческих решений, через призму интереса и запроса потребителя.

3.Практическая деятельность компании, направленная на продвижение товаров на рынок.

Маркетинг – комплекс усилий и мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью орг., включающей в себя разработку товарной, ценовой, стимулирующей и распределяющей политики.

Успех в разработке политик и способности реализовать их комплексно зависит от качества проведенных маркетинговых исследований.

4.Наука, имеющая теории, методы, инструменты и тд.

Маркетинг – управление удовлетворением спроса по средством торгового обмена.

Субъекты М: - производители, - посредники (это профессиональные субъекты М).

Объекты М: 1) материальные товары (индивидуальное пользование, производственное назначение, товары для гос. и соц. нужд). 2) не материальные услуги не постоянны по кач-ву т.к. зависят от производителя и трудно поддаются стандартизации. Соотношение товаров и услуг 30% на 70%. 3) Идеи: прогнозы развития, технологии, информ-ия – тесно связанны с интеллектуальными услугами. 4) Территория (место). 5) Личность-рынок трудовых ресурсов и вакансий.

Функции современного маркетинга:

· Аналитическая – изучение рынка, потребительского поведения, тренды, платежеспособность, структура потребительской корзины, усиление или снижение конкуренции, анализ конкурентов и тд.

· Производственная – инициирование, дополнение услуг, товаров, организации материально- технического снабжения.

· Влияние на управление качеством с целью обеспечения конкурентоспособности продукции. Связь с коммуникативной функцией, информацию о преимуществе нужно донести до потребителя.

· Коммуникативная – умение выстроить обратную связь по которой будет поступать реакция потребителей(горячая линия, сайт компании, форумы на сайте, почтовая рассылка), дать информацию о ценах, о наличии товара в определенных местах.

· Функции управления и контроля. Организация стратегического и оперативного планирования маркетинга на предприятии, информационное управление маркетингом на предприятии, коммуникационная подфункция маркетинга, организация контроля маркетинга (обратная связь с внутренней и внешней средой маркетинга и ситуационный анализ).

· Комплекс М. по 4Р (продукт, прайс-цена, промоушен-маркетинг. коммуникации, плейс-место).

· Продажи – организация товародвижения (управление логистикой), формирование и совершенствование товарной политики, ценовой политики, разработка стратегии и тактики продвижения товара на рынок, организация сервиса(планирование набора сервисных услуг, сопровождающих товар, отстройка системы предоставления услуг), анализ и оценка внешних реакций на присутствие организации на рынке с целью выработки в дальнейшем корректирующих мероприятий относительно внутренних политик(4Р).

Существуют различные классификации видов маркетинга:

1. По отраслям:

- Потребительский маркетинг (товары народного потребления).

- Промышленный маркетинг (рынок сырья, производство средств производства – b2b).

- Маркетинг услуг (бытовые, медицинские, образовательные услуги, рынок банковских услуг).

2. По области применения:

- Международный маркетинг.

- Некоммерческий маркетинг.

3. По степени развития маркетинга в организации:

- Распределительный маркетинг. Функция маркетинга сведена к сбытовой функции.

- Функциональный маркетинг.

4. В зависимости от состояния спроса:

- Конверсионный маркетинг.

- Стимулирующий маркетинг.

- Ремаркетинг.

- Демаркетинг.

23. Сравнительная характеристика ATL –инструментов и BTL-технологий в продвижение товаров и услуг.

Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из ATL-рекламы и BTL-рекламы.

ATL-реклама (ATL – от англ. above the line – над чертой) – коммуникации посредством массовых средств рекламы: телевидение, радио, газеты, журналы, наружная реклама, реклама на транспорте.

BTL-реклама (BTL – от англ. below the – под чертой) включает в себя, по разным источникам, все мероприятия по стимулированию сбыта, прямой маркетинг, связи с общественностью, участие в выставках, рекламу в сети Интернет и электронную коммерцию.

Характеризуя рекламу ATL и BTL, отмечают, что первый вид рекламы – традиционное одностороннее (прямое) воздействие на сознание покупателя без включения его в диалог с продавцом товара, производителем или торговой организацией. BTL-реклама предполагает установление более тесных отношений, диалог, обратную связь, заинтересованность и вовлеченность покупателя в коммуникацию с товаром и брендом.

В более узкой трактовке BTL – это комплекс услуг, связанный с организацией и проведением мероприятий по стимулированию конечных покупателей. Еще более узкое понимание этого термина – стимулирование покупателей в местах продаж, проведение акций по продвижению. В любом подходе отмечается, что BTL-реклама возникла на основе мероприятий по стимулированию сбыта. В России существует Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ), которая объединяет специализированные BTL-агентства, оказывающие услуги по организации и проведению мероприятий по стимулированию сбыта.

Агентства оказывают услуги по раздаче бесплатных образцов промоутерами (специальным персоналом), дегустации, организацию проведения конкурсов, лотерей с использованием в качестве средств коммуникации средств ATL-рекламы, организуют праздники, народные гулянья, оказывают услуги в выставочной деятельности.

В также введен термин TTL (– сквозь черту), рекламы, которая сочетает использование методов ATL– и BTL-рекламы. Этот термин, по сути, является аналогом концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, когда приемы ATL– и BTL-рекламы используются совместно для усиления эффекта и преодоления недостатков широкомасштабной рекламы, не имеющей личного контакта и узкой по охвату личной продажи.

24. Сегментирование рынка: понятие, уровни, критерии и причины сегментации рынка.

С помощью сегментирования из общего числа потенциальных потребителей выбираются их определенные типы, т.е. рыночные сегменты, предъявляющие более или менее однородные требования к товару. Именно на эти сегменты рынка и должно быть ориентировано производство и реализация товаров. Дадим определение понятию сегмент и сегментирование.

Сегмент — это особым образом выделенная часть рынка (группа клиентов на рынке), обладающая сходными характеристиками и одинаково реагирующая на определенные маркетинговые усилия.

Из этого следует, что внутри каждого рынка существуют группы клиентов, обладающие определенными общими признаками, которые в разной степени заинтересованы в ваших товарах или услугах. Эти группы клиентов и называются сегментами рынка.

Сегментирование рынка любого товара или услуги представляет собой многомерное, т.е. произведенное по самым разным характеристикам, деление всех потенциальных потребителей этого рынка на достаточно большие группы таким образом, что каждая из них предъявляет особые, существенно отличные от других требования к данному товару или услуге.

Следовательно, сегментирование рынка представляет собой деятельность по классификации потребителей производимых и реализуемых предприятием товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментирование, предприятие делит рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на стимулы маркетинга.

Главная цель сегментирования рынка состоит в том, чтобы обеспечить адресность разрабатываемому, производимому и реализуемому товару.

Посредством сегментирования рынка реализуется основной принцип маркетинга, суть которого состоит в том, что фирма строит работу на сочетании своих интересов с интересами рынка, ориентируется при выработке решений на потребности рынка, достигает своих целей через удовлетворение его требований.

Сегментирование рынка является, безусловно, одним из важнейших инструментов маркетинга. От того, насколько правильно оно проведено, в конечном счете зависит успех в конкурентной борьбе. Однако рыночное сегментирование не является чисто механическим процессом. Чтобы быть эффективным, оно должно проводиться с учетом определенных критериев и признаков. Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие и другие характеристики.

Критерий — это способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента рынка для конкретного предприятия, а признак — способ выделения данного сегмента на рынке. К наиболее распространенным критериям сегментирования относятся следующие:

1. Количественные параметры сегмента. К их числу относятся емкость сегмента, т.е. сколько изделий и какой общей стоимостью может быть продано, какое число потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают и т.п. Исходя из этих параметров предприятие должно определить, какие производственные мощности следует ориентировать на данный сегмент, каковы должны быть размеры сбытовой сети.

2. Доступность сегмента для предприятия, т.е. возможности предприятия получить каналы распределения и сбыта продукции, условия хранения и транспортировки изделий потребителям на данном сегменте рынка. Предприятие должно определить, располагает ли оно достаточным количеством каналов сбыта своей продукции (в форме торговых посредников или собственной сбытовой сети), какова мощность этих каналов, способны ли они обеспечить реализацию всего объема продукции, произведенной с учетом имеющейся емкости сегмента рынка, достаточно ли надежна система доставки изделий потребителям (имеются ли здесь дороги и какие, подъездные пути, пункты переработки грузов и т.п.). Ответы на эти вопросы дают руководству предприятия информацию, необходимую для принятия решения о том, есть ли у него возможность начать продвижение своей продукции на выбранном сегменте рынка или ему еще предстоит позаботиться о формировании сбытовой сети, налаживании отношений с торговыми посредниками, строительстве собственных складов и магазинов.

3. Существенность сегмента, т.е. определение того, насколько реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегмент рынка, насколько она устойчива по основным объединяющим признакам. Руководству предприятия в данном случае предстоит выяснить, является ли данный сегмент рынка растущим, устойчивым или уменьшающимся, стоит ли ориентировать на него производственные мощности или, напротив, надо их перепрофилировать на другой рынок.

4. Прибыльность. На базе данного критерия определяется, насколько рентабельной будет для предприятия работа на выделенный сегмент рынка. Обычно предприятия для оценки прибыльности того или иного сегмента рынка используют стандартные методы расчета соответствующих показателей: нормы прибыли, дохода на вложенный капитал, размера дивидендов на акцию, величины прироста общей массы прибыли предприятия, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов. Используя этот критерий, руководство предприятия должно получить ответ на вопросы: в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка, насколько продвижение изделий данного предприятия здесь затрагивает их интересы? И если основные конкуренты будут серьезно обеспокоены продвижением продукции данного предприятия на выбранном сегменте рынка и предпримут соответствующие меры по его защите, то его руководству придется нести дополнительные расходы при ориентации на такой сегмент или искать новый, где конкуренция будет (по крайней мере, первоначально) слабее.

6. Эффективность работы на выбранный сегмент рынка. Под этим критерием понимается прежде всего проверка наличия у предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка, проверка того, насколько инженерный, производственный и сбытовой персонал готовы эффективно продвигать изделия на этом сегменте, насколько они подготовлены для конкурентной борьбы. Руководство предприятия должно решить, обладает ли оно достаточными ресурсами для работы на выбранном сегменте, определить, чего здесь не хватает для эффективной работы.

7. Защищенность выбранного сегмента от конкуренции. В соответствии с этим критерием руководство предприятия должно оценить свои возможности выстоять в конкурентной борьбе с возможными конкурентами на выбранном сегменте рынка. Важно определить, кто может стать конкурентом на выбранном сегменте рынка в будущем, каковы его слабые и сильные стороны, каковы собственные сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, на каких направлениях хозяйственной деятельности необходимо сконцентрировать основные усилия и ресурсы с тем, чтобы развить сильные стороны и устранить недостатки и т.п.

Сегментация необходима рыночно-ориентированным компаниям по следующим причинам:

· Различные группы людей имеют различные потребности и организации и поэтому компании необходимо адаптировать продукт для каждой группы;

· Компания должна позиционировать свои продукты специфическим образом для каждой группы;

· Компания должна подобрать соответствующую цену для каждой группы;

· Для некоторых групп могут потребоваться специальные каналы продаж.

Уровни сегментирования:

  1. Индивидуальный маркетинг;
  2. Сегментированный;
  3. Массовый

25. Соотношение понятий маркетинговое управление и управление маркетингом.

Маркетинговое управление – некая концепция отношения к управлению бизнесом организации, в основе которой лежит маркетинговый подход.

Управление маркетингом – усилия, направленные на управление спросом через формирование 4Р в комплексе – маркетинг менеджмент.

Управление маркетингом – процесс планирования организацией концепций ценообразования, распределения товаров и услуг, направленных на осуществление обменов, удовлетворяющих интересы потребителей и организации.

Управление маркетингом – искусство и наука выбора целевых рынков, сохранение и привлечение новых клиентов посредством создания и осуществления маркетинговых коммуникаций с потребителем по поводу значимых для них ценностей.

Управление маркетингом – искусство выстраивать маркетинговые коммуникации.

Этим занимаются: менеджер по маркетингу, директор компании (топ-менеджером), коммерческим директором.

Процесс управления маркетингом – механизм, с помощью которого клиентоориентированая организация взаимодействует с потребителями и адаптируется к конкурентному окружению.

Цель управления маркетингом заключается в инициировании организации и контроль за этой деятельностью.

Маркетинговое управление, представляет собой такое управление, которое позволяет достичь целей организации в получении намеченного объема прибыли за счет своей полной ориентации на потребителя, на все более полное удовлетворение его нужд и потребностей.

Американская ассоциация маркетинга, как свидетельствует Ф. Котлер, под маркетинговым управлением понимает процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации. Такая деятельность организаций осуществляется в определенной среде, элементы которой вступают во взаимодействие друг с другом. Во многих своих книгах Котлер для пояснения взаимодействующих на рынке субъектов использует одну и ту же схему, которая с некоторыми изменениями представлена на рис. 2.5.

Поставщики, взаимодействуя с предприятиями (производителями продуктов, услуг), должны получить свою выгоду и быть довольными от общения с ними, как, впрочем, и сами предприятия должны быть довольны общением с поставщиками. Это же касается и посредников. Только при взаимовыгодных отношениях с этими двумя группами субъектов рынка предприятие может достичь взаимовыгодных отношений и с конечными потребителями, в чем, собственно, и выражается суть маркетингового управления.

Такие взаимовыгодные отношения субъектам рынка приходится налаживать под постоянным, не всегда предсказуемым, но практически всегда при полном отсутствии каких-либо возможностей выгодного для себя воздействия на него, давлением многообразных обстоятельств внешней среды, представленном на рис. 2.5 пунктирными стрелками.

Ф. Котлер постоянно подчеркивает, что маркетинговое управление, поскольку оно ориентировано на создание и упрочение взаимовыгодных отношений с потребителем, в качестве основной своей цели имеет не что иное, как управление спросом на рынке. И поскольку спрос представляет собой весьма динамичную категорию, т.е. подвержен быстрым изменениям, то важность и значимость концептуальных подходов маркетингового управления для предприятий трудно переоценить. В практической плоскости управление спросом предполагает постоянную маркетинговую работу с двумя группами покупателей — с постоянными и новыми. Насколько для предприятия важны те и другие.

Таким образом, маркетинговое управление представляет собой такой процесс анализа ситуаций, планирования, реализации планов и контроля, который основан на принципах взаимовыгодного для всех участников обмена, приносящего, кроме экономической выгоды, чувство полного удовлетворения каждому из них. Маркетинговое управление — это высшая форма маркетинга вообще.

Управление маркетингом в отличие от маркетингового управления представляет собой набор процедур и действий, направленных на организацию маркетинговой деятельности на предприятии. Возможно, и не было бы путаницы между этими понятиями, если бы вместо термина управление маркетингом применялся термин управление маркетинговой деятельностью.

Но поскольку маркетинг состоит из совокупности взаимосвязанных задач, процедур и т.п., то и в нем есть чем управлять, значит, и управление маркетингом такой же вполне законный термин, как, например, управление производством.

В управление маркетингом обычно включаются такие процедуры, как разработка планов маркетинга, проектирование и развитие структур маркетинговых подразделений, в том числе и разработка (совершенствование) регламентирующих их деятельность документов, подготовку и планирование маркетинговых исследований, координация действий не маркетинговых подразделений при решении маркетинговых задач.

Безусловно, в управление маркетингом следует включать и все то, что приводит к согласованной деятельности подразделений и отдельных работников маркетинговых служб предприятия: приказы, распоряжения, инструкции и др. Другими словами, управление маркетингом представляет собой все то, что направлено на упорядочение и согласование действий, и не только действий, но и мыслей, идей работников как маркетинговых, так и не маркетинговых подразделений предприятий, обеспечивающих маркетинговое управление их деятельностью, т.е. такое управление, которое направлено на достижение организационных целей посредством решения проблем клиентов. В этом прослеживается связь между маркетинговым управлением и управлением маркетингом. Наладить такую связь, безусловно, нелегко. Но если предприятию это удается, успех на рынке ему обеспечен.

26. Характеристика этапов процесса управления маркетингом в коммерческой организации.

Управление маркетинговой деятельностью предприятия предполагает планирование, оценку риска и прибылей, выполнение и контроль маркетинговых планов.

Любое предприятие функционирует в условиях динамично изменяющихся факторов внешней среды. Выявить, проанализировать, оценить эти изменения и суметь приспособить деятельность предприятия к новым условиям, использовать наиболее выгодные рыночные возможности – таковы основные задачи управления маркетингом.

Процесс управления маркетингом состоит из следующих основных этапов (рис. 1.1):

• анализ рыночных возможностей и выбор стратегии развития;

• отбор целевых рынков;

• разработка комплекса маркетинга (маркетинговых программ);

• реализация маркетинговых мероприятий;

• контроль выполнения запланированных мероприятий.

Рис 1.1. Процесс управления маркетингом и виды управленческих решений

Элементами комплекса маркетинга являются следующие направления:

– товары и услуги (характеристики объекта, выводимого на рынок);

– цена;

– продвижение (отражает взаимоотношения производителя и покупателей);

– распределение (товародвижение) (процессы передачи собственности на товар).

Управленческие решения для этапов управления маркетингом группируются по следующим направлениям:

1) анализ рыночных возможностей (маркетинговые исследования и информация, маркетинговая среда и рынки потребителей);

2) отбор целевых рынков (измерение спроса, сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке);

3) разработка комплекса маркетинга (разработка товара, ценообразование, методы товародвижения и продвижение товара);

4) стратегия, планирование и контроль маркетинговых мероприятий.

Любая экономическая стратегия анализирует теоретические и практические вопросы функционирования фирмы на рынке на основе складывающихся закономерностей.

М. Портер выделил три базовые конкурентные стратегии: за счет экономии на издержках, за счет дифференциации, за счет специализации. Они различаются по целевому рынку (весь рынок или сегмент) и по типу реализуемого конкурентного преимущества (по издержкам или по качеству товара).

Исследователи отмечают четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы: силовую – для крупного, стандартного производства, нишевую – для фирм с узкой специализацией, приспособленческую – для местного, локального бизнеса, пионерскую – характеризующуюся созданием новых или преобразованием старых сегментов рынка.

Общие требования, предъявляемые к стратегии маркетинга, можно свести к следующим:

1. Реализм в оценке рынка и своих возможностей.

2. Альтернативность выбора мер (увеличение – снижение цен на товары, рекламу; количество продавцов, т.е. действия в совокупности по различным видам деятельности).

3. Четкость, ясность, понятность поставленной цели.

4. Гибкость действий (возможность в случае воздействия каких-либо факторов быстро реагировать на изменение ситуации).

5. Локализация во времени, что позволяет очертить определенный круг целей: кратко-, средне- и долгосрочные.

27. Характеристика основных направлений работы с товаров на производственном предприятии.

Товар – все, что обладает суммой полезных свойств, способных удовлетворять нужды потребителя.

Для покупателя товар (продукт) является средством решения его проблем, при этом ценность товара оценивается путём сопоставления пользы и затраты на его приобретение. Польза (полезность) товара заключается в его способности решать определённую проблему. Оценка этой способности зависит от объективных технических, конструктивных, физико-химических и других характеристик продукта; от психического процесса переработки информации о продукте; от его восприятия конкретным индивидом.

В маркетинге работа с товаром подразумевает принятие решений относительно следующих сторон товара:

· Качество – набор начальных свойств, функциональность, долговечность, надежность, ремонтность, дизайн, эстетичность и тд.

· Внешний вид - форма, цвет, фактура.

· Упаковка.

· Марка – бренды, торговая марка, белое производство – отказ от марки.

· Дополнение к товару – необязательный к покупке набор услуг, поддерживающий и способствующий продаже – создает дополнительное удобство, комфорт и тд.

Основные направления работы с товаром.

Можно выделить следующие основные направления работы с товаром:

1. Разработка нового товара (стратегия инноваций). Включает: поиск, нахождение, апробацию новых идей относительно удовлетворе-ния потребностей покупателей и разработку, оценку и выбор планов финансирования производства и сбыта нового продукта.

2. Модификация продукта. Стратегия несущественных изменений предшествующей модели товара. Осуществляется:

• по результатам анализа рекламаций, поступающих от потребителей;

• меняются потребности клиентов (настроение потребителей, желание искать что-то новое; подростковая и молодёжная аудитория);

• вынуждает конкуренция, которая копирует успешные находки компании;

• меняются требования к продукту (запрет на использование отдельных веществ и компонентов продукта);

• меняются возможности изготовления и предложения самого продукта;

• развиваются внутренние ресурсы предприятия.

Модификация – это основные направления улучшенного товара, связанные с поиском направления его дифференциации. Этот способ изменения продукта явл. Самым популярным и наименее затратным.

Основные направления дифференциации товара:

1. Разнообразие работы с продуктом (дополнительные возможности товара, комфорт, долговечность, ремонтопригодность, стиль, дизайн).

2. Присоединение дополнительных услуг к товару (доставка, установка, монтаж, шеф-монтаж, простота заказа, уведомление, консультации потребителей, ремонт, обслуживание и тд.)

3. Работа с персоналом (развитие таких качеств как компетентность, учтивость, способность вызывать доверие, отзывчивость, коммуникабельность как умение общаться, эмоциональный интеллект)

4. Разнообразие в каналах распределения (различные магазины, передвижная система, торговые центры, склад-магазин, узкоспециальные магазины)

5. Работа с имиджем (широкое вовлечение по расширению имиджа: другие компании, директора, имиджевая реклама, публикации в спец. Журналах, бренды, работа с атмосферой)

28. Логистические системы: понятие, цели и составные функциональные элементы.

Логистическая система – относительно устойчивая совокупность звеньев (структурно-функциональных подразделений – посредники, поставщики, потребители), объединенные единой управленческой стратегией организации.

Макрологистическая система – крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия организационной промышленности, посредников, торговые и транспортные организации (поставщик-транспорт-покупатель).

Микрологистическая система – является подсистемой или структурной составляющей макрологистическим систем, к ним относятся различные торговые, производственные предприятия, территориально-производственные комплексы (закупка-управление производством-сбыт).

Элемент логистической системы – неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена логистической системы (подсистемы).

Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозиции логистической системы и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оптимизации ресурсов, построения модели предприятия или его структурных подразделений, моделирования бизнес-процессов, закрепления за операцией конкретного исполнителя или технического устройства (например, автоматизированного рабочего места), формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана.

Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок).

Эти понятия четко не разграничены, а иногда термины «логистическая система», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике.

А в одном из словарей цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис – от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.

Иными словами цепь поставок - это система построения отношений между участниками процессов снабжения, производства и распределения готовых товаров, управление технологическими процессами и информацией, сопровождающей эти процессы.

На макроуровне - логистика определяет, например, общую концепцию распределения товарной продукции, направлений материальных потоков, размещение объектов инфраструктуры, выбор поставщиков сырья и материалов.

На микроуровне - логистика решает вопросы в рамках отдельных элементов, например, задачи физического распределения готовой продукции, ее транспортированием, доставкой.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две системы, связанные так называемым логистическим каналом, т.е. некоторым множеством различных звеньев, через которые осуществляется доведение материального потока от поставщика до потребителей.

После того как сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю логистический канал преобразуется в логистическую цепь - линейно упорядоченное множество участников процесса доведения материального потока до потребителя.

Общая логистическая цепь включает в себя различные логистические функции: снабжения и управления запасами, технологического процесса самого товаропроизводства, распределения и потребления товара и т.п.

Такие цепи в свою очередь делятся на логистические цепи меньшей длины, а именно: снабженческие, транспортно-складские и т.п.

Логистическая цепь – частично упорядоченное множество разных участников и посредников логистического процесса, при доведении материального потока от поставщика сырья, через производство до потребителя.

29. Характеристика основных потоков в системе распределения, типы и функции посредников.

Дистрибьюция – распространение – специальный и необходимый вид бизнеса для организации товародвижения от производителя к конечному покупателю. Характеризуется специальными навыками, технологиями в сфере продаж и осуществляется силами узких специалистов: продавцы, продавцы-консультанты, менеджеры по продажам, мерчендайзеры, логисты, менеджеры по логистике, начальник отдела продаж.

Задачи через функции:

· Информационная – информировать потребителя о товаре, сбор информации для организации обратной связи, выполнение анализа потребительского поведения.

· Аналитическая.

· Организация физического перемещения товара (перемещение, хранение, сохранность, расфасовка) – логистическая.

· Предоставление рассрочки, товар в кредит, товар под реализацию, реализация разных форм оплаты труда – управление дебиторской/кредиторской задолженностью.

Структура (протяженность) канала распределения – это число промежуточных звеньев между производителем товара и потребителем.

Канал нулевого уровня: производитель – потребитель; одноуровневый канал: производитель – розничный торговый потребитель; двухуровневый канал: производитель – оптовые организации – розница – потребитель.

Чем больше структура канала распределения, тем тяжелее производителю контролировать деятельность его участников.

Существует три формы распределения товаров.

1. Эксклюзивная (исключительная) – небольшое число посредников, обладающих исключительными правами на распределение товаров фирмы на определенной территории. В основном эта форма характерна для эксклюзивных товаров, которая возвышает образ товара, подчеркивает его исключительность, обеспечивает полный контроль над посредниками. Недостатки – узкий охват рынка, существенные затраты на сбыт.

2. Интенсивная – наличие большого числа посредников в целях максимального приближения товара к покупателю. Данная форма применима для товаров повседневного спроса. Плюсы данной формы состоят в широком охвате рынка и низких затратах на сбыт. Минус – слабый контроль посредников.

3. Селективная – заключается в том, что фирма работает со специально отобранными посредниками. С помощью данной формы возможен широкий охват рынка, полный контроль над посредниками и сравнительно низкие затраты на сбыт товаров.

Таким образом, рациональная организация товародвижения является решением одной из главных задач фирмы – обеспечение желаемых объемов продаж и желаемой прибыли.

В зависимости от отношения к риску и приобретения прав собственности на товар оптовых посредников принято классифицировать:

1 группа – дилеры, которые берут риск на себя, так как приобретают право собственности на товар, поэтому их вознаграждение – это разница между продажной и покупной ценой;

2 группа – агенты и брокеры, которые не берут риск на себя и не приобретают право собственности на товар, а следовательно, их вознаграждение – это комиссионные.

Виды посредников канала распределения:

1. Рессейлеры (перепродавец)

Рессейлер – собственник товара, приобретает товар у предыдущего участника канала сбыта.

Виды ресселеров:

1)Дистрибьютеры – крупная торговая организация, которая приобретает товар у производителей для дальнейшей перепродажи более мелким участникам, но не конечному потребителю.

Конторские дистрибьютеры (оптовый торговец, который предоставляет ограниченный набор функций по предоставлению товаров)

· Не предоставляют складирование (нет складов).

· Являются собственником товара.

· Нет оплаченного товарного запаса на складах производителя.

Посылочная дистрибьюция – крупные оптовики, которые предоставляют узкую продукцию (книги, спец. одежда), выбор по каталогу и доставка по почте (курьером).

Авторизованная дистрибьюция – оптовый продавец с сервисной поддержкой обслуживания клиентов от лица фирмы-производителя.

Эксклюзивная дистрибьюция единственный оптовый партнер компании производителя в определенном регионе.

2) Диллер – продавец, который непосредственно обслуживает конечных потребителей, при этом закупки осуществляющиеся через дистрибьютеров компании на основе дилерского договора поставки. Работает за скидку от рекомендованной цены, установленной дистрибьютером для всех его партнеров.

3) Ретейлор – продавец, который обслуживает конечных потребителей, но он не ограничен договором, чаще закупают у производителя (гипермаркеты, супермаркеты, спец. магазины, разные торговые сети). Имеют собственное торговое название, устойчивую ассортиментную политику, сегментация по ценовому признаку.

4) Мелкий розничный продавец.

2. Агенты – не являются собственниками товаров, их функция сводится к поиску потенциальных клиентов для заключения договоров купли-продажи от лица торговой организации. Являются частью организации, и имеет ответственность за все последствия. Заключение договоров, поиск клиентов, их консультирование, контроль за конкурентами.

3. Брокеры – не являются собственниками, юридически не связанными ни с покупателями, ни с продавцами, они их сводят за определенный %. Сезонный эпизодический характер.

Среди всех видов ключевое место занимают дистрибьютеры, в распоряжении которых имеются следующие инструменты:

· Скидка дилера, ее дифференциация в зависимости от времени работы вместе, объемов продаж.

· Дополнительные бонусы.

· Дополнительные услуги, в виде обучения персонала, командировки на европейские фабрики производителя, конкурсы для продавцов.

· Деление расходов на маркетинг.

· Мерчендайзинг.

· Доставка до склада.

· Экспедирование по городам, где закупается товар.

1. Дистирибъютер отвечает за товар на определенной территории.

2. Дистирибъютер развивает свою дилерскую сеть, располагает штатом торговых агентов, мерчендайзеров.

3. Дистирибъютер организует и поддерживает работу дилеров в отдельных городах через свои представительства.

4. Дистирибъютер берет частично расходы на маркетинг, в части продвижения товара в конкретном регионе (полиграфия, оборудование, пробники и т.д.) организует и осуществляет тематические семинары, обучение персонала дилеров, компенсирует товаром часть бюджета рекламы или скидкой.

5. Дистирибъютер осуществляет экаунт-менеджмент (поддержку).

6. Создают и поддерживают товарный запас.

7. Стимулируют развитие рынка (скидка диллерам).

8. Предоставление товарных кредитов, технической отсрочки платежа.

9. Обучение за границей, посещение европейских фабрик производителей.

10. Предоставление на бесплатной основе торгового оборудования, различные бонусы.

Исходя из этого дистрибьютеры «ключевые игроки» в каналах продаж.

30. Стратегии ценообразования и факторы, определяющие ценовую политику компаний.

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности любого предприятия.

От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.

Суть ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли.

Для работающих на рынке производителей (независимо от форм организации собственности) вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное значение. Цена находится в тесной связи со многими определяющими маркетинга. От нее зависит рентабельность фирмы, финансовая стабильность и жизнеспособность. Проводя определенную ценовую политику, фирма активно воздействует как на объем продаж, так и на размер получаемой прибыли. Обычно организация не ставит целью получение сиюминутной «наживы», реализуя товар (услугу) по максимальной цене.

На размер цены оказывают влияние внешние факторы(сектор потребителей, рыночная среда, уровень конкуренции, поставщики и посредники, экономическая ситуация в стране (регионе), государственное регулирование цен) и внутренние факторы(цели фирмы, стратегия маркетинговой политики, политика ценообразования).

Общими целями любой коммерческой организации, влияющими на ценообразование, являются: получение максимальной прибыли, «захват» максимальной части рынка, лидерство по качеству продукции.

Правильная методика определения цены, осуществление разумной ценовой политики, выбор обоснованной ценовой стратегии являются важными составляющими успешной деятельности любого предприятия в условиях рынка.

Виды ценообразования

1. Дискриминационное образование – это продажа товара (услуги) по разным ценам независимо от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в зависимости от:

1) покупательского сегмента, т. е. разные покупатели готовы платить за один и тот же товар различные цены;

2) варианта товара, т. е. разные версии товара (услуги) продаются по разным ценам вне зависимости от издержек;

3) местонахождения товара, т. е. цены на товар в разных местах устанавливаются разные, даже, если издержки одинаковые;

4) времени, т. е. размер цены зависит от сезона.

2. Ценообразование по психологическому принципу – это определение цены не только с экономической стороны, но и учитывая психологические факторы.

Как показывают многие социологические исследования, многие потребители воспринимают уровень цены товара как уровень качества (чем выше цена, тем лучше качество).

3. Стимулирующее ценообразование – это снижение цены (даже ниже себестоимости) на некоторое время с целью повышения уровня продаж в краткосрочном периоде. Применяется для снижения запасов товара.

4. Ценообразование по географическому принципу – это установление разного уровня цен в зависимости от удаленности от производителя. В основном это применяется для покрытия транспортных издержек.

Значение ценообразования в маркетинге

Ценообразование является решающим инструментом маркетинга, а уровень цен – это своеобразный индикатор функционирования конкуренции. Ценовая конкуренция существует не только между товаропроизводителями, но и среди торговцев. Производитель хочет контролировать две цены: оптовую и розничную, так как его выручка во многом зависит от первой цены, а от второй зависит позиционирование товара. Однако на уровне закона (во многих государствах) закреплено право формирования розничной цены за организациями розничной торговли, что ограничивает возможности производителя, которому остается лишь догадываться, какую цену назначит продавец на основе его оптовой цены и торговой наценки.

Таким образом, ценообразование оказывает непосредственное воздействие на производственно-сбытовую деятельность фирмы, а следовательно, предопределяет ее коммерческие результаты.

Стратегии:

1. быстрое «снятие сливок»

По высокой цене товар с очень активным продвижением на рынке (уникальный товар, ожидаемый, неудовлетворенная потребность).

Условия применения: в товаре нуждаются, его ожидают; готовность платить высокую цену; мы единственные, в перспективе не ожидается прихода конкурентов.

2. медленное «снятие сливок»

Высокая цена с низким уровнем продвижения.

В продукте нуждаются, но о нем и о компании потребитель знает, емкость рынка ограничена, что делает его непривлекательным для конкурента.

3. быстрое проникновение на рынок.

Низкая цена + активное продвижение.

Условия: покупатели эластичны к цене; себестоимость изготовления продукции падает с увеличением масштабов производства; потенциальная конкуренция сильна; рынок ограничен в размерах.

4.Медленное проникновение.

Низкие цены+низкий уровень продвижения.

Условия: рынок большой, массовый; осведомленность хорошая; товары повседневного спроса; спрос эластичен; конкуренция ценовая.

Факторы, влияющие на ценообразование:

Контролируемые со стороны фирмы:

· Себестоимость;

· Стратегия сегментирования;

· Стратегия позиционирования;

· Политика брендирования;

· Уровень издержек обращения (продвижения);

· Стимулирование продаж;

· Формирование и управление товарным портфелем.

Неконтролируемые:

· ЖЦТ;

· Ценовая политика конкурентов;

· Тип рынка;

· Приверженность потребителей;

· Эластичность спроса;

· Экономические процессы (инфляция);

· Изменение структуры расходов и доходов населения.

31. Понятие и элементы комплекса маркетинга.

Комплекс маркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Товар – это набор и «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку. – это все, что может быть использовано для удовлетворения потребностей и нужд чел.

Цена – денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

Цена – это важнейший элемент комплекса маркетинга. Фирмы не просто назначают цену, а вырабатывают конкретную ценовую политику.

Исторически сложилось так, что цена – это основной фактор, определяющий выбор покупателя. Однако надо заметить, что в последнее время на выбор покупателя стали оказывать значительное влияние неценовые факторы: качество товара, реклама, сервис т. д.

Методы распространения – всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.

Методы продвижения - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.

Комплекс маркетинга (marketing-mix) - это набор поддающихся контролю переменных факторов, чью совокупность предприятие использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать комплекс, не только удовлетворяющий потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизирующий эффективность деятельности предприятия.

Концепция Дж. Маккарти 4" Р" заключается в следующем: комплекс маркетинга состоит из четырех элементов: товар (продукт - product), цена (рисе), распространение (распределение) товара потребителям (место - place)и продвижение товаров (promotion).

Одним из важнейших составляющих комплекса маркетинга является продукт (товар)- Сюда входят: объективные и субъективные сво-ва товара, товарная политика, кот. определяет тип товара и какую проблему клиента он будет решать (сегментирование и поддержание оптимального уровня качества товара).

Цена как важнейший экономический инструмент комплекса маркетинга оказывает непосредственное воздействие на характер доходности предприятия. Для определения цены любого товара важнейшими показателям возможности его реализации являются спрос на аналогичную продукцию, чувствительность покупательской способности, конкурентоспособность, а также уровень издержек, связанных с се производством и реализацией.

Выбор системы распространения (распределения) является определяющим при определении направления сбытовой политики и может осуществляться как самим предприятием, так и с привлечением торговых посредников - оптовых и розничных продавцов, дистрибьюторов, брокеров, дилеров, всевозможных агентов и т.д.

Осуществлению продвижения товаров (коммуникационная политика) на рынке способствует реклама, связи с общественностью (паблик рилэйшнз), стимулирование сбыта и прямой маркетинг (директ-маркетинг). Все эти инструменты направлены на продвижение товара путем стимулирования деятельности продавцов, посредников и, конечно же, покупателей.

Все решения относительно составляющих комплекса маркетинга во многом зависят от принятого фирмой конкретного позиционирования товара.

Так же следует заметить, что современный подход к комплексу маркетинга не ограничивается концепцией маркетинг-микса " 4Р", а стремится к включению в нее дополнительных компонентов, например модель " 7Р", в которой к " 4Р" добавляются еще три элемента: люди (people), процесс покупки (process) и физическое свидетельство (подтверждение) (pehysical evidence).

Люди - контингент, имеющий отношение к процессу купли-продажи. Процесс покупки - то, что связано с деятельностью покупателя по осуществлению выбора товара. Физическое доказательство - материальный предмет, который может служить для клиента подтверждением факта оказания услуги (отзывы, рекмендации).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.