Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировая экономика. 37. Роль и методы политики протекционизма в модернизации национальной экономики






37. Роль и методы политики протекционизма в модернизации национальной экономики

Протекциони́ зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополий, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее.

Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта [

Основные виды протекционизма

• Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

• Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;

• Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

• Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов

Внешнеторговая политика — государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

Особенность современного протекционизма — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.

К инструментам внешнеторговой политики относятся: 1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты); 2) нетарифные ограничения.

Таможенныетарифы это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенныепошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

- экспортные (он применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут).

- импортные

- транзитные

II. По способу взимания:

- адвалорные (в процентах от цены товара);

- специфические (определенная сумма денег, взимаемая с веса, объема или штуки товара);

- смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами).

Ш. По характеру:

- сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

- антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств.

IV. По происхождению:

-автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

- конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

- преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

V. По типам ставок:

- постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

- переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). VI. По способу вычисления:

- номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Функции таможенных пошлин: 1)протекционистская – функция импортных пошлин; 2)фискальная – экспортные и импортные пошлины приносят доход государству; 3)балансировочная – функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

Тарифная квота – это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.

Величина таможенных ставок зависят от торговогорежима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.

1.Режим наибольшего благоприятствования – это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из этих стран, и таможенная пошлина равна базовой.

2. Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России – до 75%. Данный режим введен ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле) в 60 – е г.

3. Беспошлинный режим – это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но, согласно ООН (орг. объелдененных наций), обязателен для 47 наименее развитых государств.

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Почему государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

По направленности действия квоты разделяются на экспортные (вводятся для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке), импортные (вводятся для защиты местных производителей, сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения внутри страны, в политических целях).

По охвату действия квоты делятся на глобальные, индивидуальные.

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Выделяются:

· разовая лицензия – письменное разрешение сроком до одного года на ввоз или вывоз;

· генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

· глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

«Добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно – гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать их партии через одну маленькую таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро привозить в страну большие партии. Та же Франция запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению.

Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.

Внутренние налоги и сборы – скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных учреждений (банков, фондов и пр.) и за счет самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

Субсидии – это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции.

По характеру выплат субсидии делятся на прямые и косвенные.

По видам субсидии бывают внутренние и экспортные

Внутренняя субсидия предусматривает бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Экспортноекредитование предусматривает финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может осуществляться через субсидированные кредиты экспортерам, кот. госбанки выдают под более низкие проценты; кредиты иностранным импортерам, выдаваемые страной при условии закупки товаров только у фирм страны; страхования различных рисков национальных экспортеров.

Экспортные кредиты бывают краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от года до 5 лет), долгосрочными (более 5 лет). Экспортное кредитование применяется при поставках прежде всего значительных по стоимости товаров и охватывает 12-20% от объема экспорта развитых стран.

Демпинг – нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант – продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок.

Демпинг бывает: 1. спорадическим: иногда фирма продает излишки товара по пониженным ценам; 2. умышленный демпинг – снижение цен на некоторое время с целью вытеснения конкурентов; 3. постоянный демпинг; 4. взаимный демпинг – когда две страны торгуют одним и тем же товаром по заниженным ценам. Страна может вводить антидемпинговые пошлины в целях защиты от демпинга и это также инструмент протекционистской политики.

Торговоеэмбарго – это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго – оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА

К преимуществампротекционизма (это касается тарифов) можно отнести следующие черты:

1) Протекционизмзащищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией.

2) Пошлины и налоги являются источникомдохода государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов важна для бюджета.

3)Протекционизм борется со структурнойбезработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение рабочих мест, что вызовет дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране.

4) Протекционизм обеспечивает национальнуюбезопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо для обеспечения национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

У протекционизма имеется ряд следующих недостатков:

1)Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, т. к. он ограничивает конкуренцию.

2)Протекционизм замедляетэкономическийрост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Протекционизм сводитнанетформирование и плодыспециализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т.п.). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3)Протекционизм, в частности, одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли.

4) Протекционизм неспособствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. 5)Протекционизм косвенно подрываетэкспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию.

Т.о., у протекционизма есть как положительные, так и отрицательные стороны. Нужно подчеркнуть, что в чистом виде протекционизм невозможен, так же, как и невозможна совершенно свободная торговля.

38. Роль СЭЗ в модернизации национальной экономики

СЭЗ (свободная, особая экономич. зона) – выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы на ограниченной территории страны.

СЭЗ существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в США их численность самая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско и в других городах. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.

Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно не определена. Как отмечается в ни одна из ныне существующих в России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.

Требования к размещению СЭЗ:

- наличие эксклюзивного товара;

- благоприятное географическое положение, приграничные районы;

- развитая инфраструктура;

- наличие производственной инфраструктуры;

- наличие кадрового потенциала;

При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России не утихают и по сей день. Рассмотрение, как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.

Организационная структура СЭЗ достаточно многообразна, как многообразны и цели, преследуемые при их создании. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие:

1. Зоны свободной торговли (дьютифри) – зоны беспошлинной торговли, нацелена на ускорение торговли, например, аэропорт. Требования – высокая проходимость, инфраструктура, наличие высокооплатежного спроса.

2. Специальные торгово-промышленные зоны (экспортно – производственные зоны) – представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Цель создания – развитие экспортно-ориентированного производства. Требования – доступность морского транспорта, достаточные площади, кадровый потенциал, но дешевая рабочая сила.

3. Зоны технико-экономического развития – создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики по уровню организации эффективного, высокотехнологичного производства. Требования – наличие производственной, транспортной и социальной инфраструктуры.

4. Зоны развития высоких технологий (технополисы). Ориентированы на производство наукоёмкой продукции. Здесь концентрируется значительный кадровый и технический потенциал. Самый крупный и известный технополис – «Силиконовая долина» в США.

5. Афшорные или сервисные зоны (налоговые гавани) – укрытие от налогов на этих территориях. Развивается банковский и страховой сектор, зоны обладают льготными валютно-финансовыми режимами, льготной системой налогообложения, высокий уровень банковской и коммерческой секретности.

В СЭЗ устанавливаются льготы за счет которых значительно увеличивается рентабельность бизнеса на данной территории.

Виды льгот:

1. Внешнеторговые льготы – снижение или отмена импортных и экспортных пошлин в данных территориях;

2. Фискальные льготы – связаны с налогообложением. Льготы могут затрагивать налоговую базу, уровень налоговых ставок, постоянное или временное освобождение от налогообложения.

3. Финансовые льготы – различные субсидии, которые предоставляются в прямом или косвенном виде (освобождение от уплаты различных платежей)

4. Административные льготы – упрощение процедуры регистрации предприятий, режима въезда, выезда иностранных граждан

Опыт создания СЭЗ в России.

В 90-е годы в СССР возникла волна создания СЭЗ (Иркутская, Ленинградская, Читинская, Калининградская, Сахалин, Ингушетия).

Причины неудач СЭЗ в России:

  1. Зоны охватывали слишком большие территории, что требовало огромных капиталовложений.
  2. Массовая раздача зональных преференций (предоставление государством льгот и приоритетов тем или иным предприятиям) без четких критериев отбора территорий лишила смысла саму идею СЭЗ
  3. Отсутствие четких, продуманных бизнес-планов
  4. Территории пытались решить проблемы нехватки ресурсов вместо того, чтобы предлагать модели использования уже существующих территорий.

Причины успеха СЭЗ:

- освобождение от пошлин;

- освобождение от налогов промышленную продукцию;

- освобождение предприятий от уплаты подоходнего налога на 10 лет;

- освобождение от уплаты налога на экспорт;

- финансовые субсидии из специального фонда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.