Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности научного мышления и научного труда






Главными особенностями научного мышления являются объективность и доказательность.Кроме того, имеют место толерантность, готовность обновлять методики исследований, системность, логичность.

Для доказательства научного утверждения необходимо иметь объективный исходный материал в достаточном количестве, обработанный современными математическими методами с вычислением ошибок средних значений, коэффициентов сходства или различия с использованием апробированных компьютерных программ.

Толерантность способность учитывать критику, чужое мнение, которое лучше согласуется с фактами. Ученый свои научные результаты обсуждает с коллегами, выступая с докладами на научных конференциях, семинарах, отвечает на вопросы, получает одобрение и слышит критику в свой адрес. Он должен уметь отстаивать свою позицию, порой идущую вразрез с мнением известных и авторитетных ученых. «Всякое открытие проходит три стадии: этого не может быть – в этом что-то есть – это бесспорно», – поговорка, указывающая, что признание большого или малого открытия приходит далеко не сразу.

Стремление и постоянная готовность познать новое является также важной чертой ученого. Всю свою творческую жизнь он накапливает знания, прочитывая большое количество статей и книг по своей специальности. Методики исследования совершенствуются, предлагаются новые с использованием передовой техники. С годами нарабатывается навык к научному труду, а с накоплением научного потенциала изменяются, совершенствуются взгляды ученого. Меняется даже его характер. В ученом вырабатывается творческий стиль мышления, включающий интуицию, системность (стремление расположить факты в систему), логичность (последовательность в изучении и изложении материала), нешаблонность подходов в решении проблем.

Научный труд представляет собой творческую работу, основной задачей которой является установление научного факта, открытия, стремление показать их теоретическое и практическое значение. Жизнь в творческом режиме – это постоянное движение вперед, к новым личным «вершинам», которые покоряет всю свою жизнь каждый научный работник.

Честность – важная черта характера ученого. Проверить правильность полевых измерений, всех других используемых материалов не только затруднительно, а в некоторых случаях даже невозможно. На нем лежит ответственность за приводимый в публикации материал. От этого зависит его научная и человеческая репутация. Не допустим сознательный (умышленный) обман или подтасовка фактов. Цель ученого и его долг – поиск истины. «Понятие долга – общее и у солдата в армии, присягнувшего защите Отечества, и у ученого, присягнувшего поиску Истины» (Усольцев, 2008, с. 99).

Будущим ученым полезно знать, что научные работники трудятся, как правило, в небольших коллективах лабораторий. Порой «ужиться» в них бывает нелегко, принимая во внимание, что творческие люди по характеру, как правило, индивидуалисты, с немалыми научными амбициями.

Контрольные вопросы

  1. Как структурно оформляется научная статья?
  2. Правильное оформление таблиц, рисунков.
  3. Оформление списка использованной литературы.
  4. Сокращение слов в научной работе.
  5. Как строится доклад на научную тему?
  6. Какие общие требования к написанию реферата и аннотации к статье?
  7. Каковы особенности научного мышления и научного труда?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.