Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доклад на научной конференции






Студент, учась в вузе, приобретает навыки устного сообщения на определенную тему. Научный доклад предназначен для прочтения на научном студенческом кружке при кафедре, научной студенческой или другой конференции, семинарском занятии, при защите выпускных работ бакалавров, дипломных работ и проектов, магистерских диссертаций.

Текст доклада следует тщательно подготовить, написав в стиле устной речи. Он не должен являться неким творением-экспромтом.

На выступлениях докладчику отводится определенное время, которое не принято превышать. Поэтому, готовя текст доклада, необходимо иметь это в виду.

Структура доклада во многом повторяет научную статью: введение (актуальность темы), сведения о месте проведения исследований, методика работ, объем исходного материала, полученные результаты, их обсуждение и выводы. Основную часть времени докладчик должен посвятить обсуждению результатов исследования и выводов из них.

Задача докладчика – доказать и обосновать свои выводы. Речь докладчика должна быть грамотной: с правильным произношением слов, ударением в словах, и не представлять смесь студенческого сленга и молодежного стеба. Не следует свою речь усложнять придаточными предложениями, деепричастными оборотами, различного рода эпитетами. Говорить нужно достаточно громко, ясно и четко, в среднем темпе без скороговорки, как и без медленного произношения и больших пауз. Изложение должно быть логичным. Высказываться следует более короткими, чем в письме, четкими фразами. Думается, что все эти пожелания известны читателю, а их напоминание ставит целью заострить внимание на их важности.

Вступительная часть доклада должна быть максимально короткой. Также без лишней детализации сообщается о месте проведения исследований, объеме полевых работ и методиках сбора и обработки материалов. Основное время в докладе должно быть посвящено полученным результатам, т. е. констатации полученного результата или факта, и четким кратким выводам.

Доклад обычно сопровождается иллюстративным материалом, который заранее должен быть подготовлен (чаще всего на компьютере), так же как и демонстрационная аппаратура. Демонстрируемые таблицы, графики располагаются последовательно с частями доклада и служат как бы путеводителем лектору. Они отражают обычно самые важные места доклада. При этом не следует перегружать иллюстрации цифровой и буквенной информацией. Как цифры, так и текстовая часть должны без особого труда прочитываться слушателем с удаленного места аудитории. Иногда практикуют дублирование наглядной иллюстрации в виде раздаточного материала (в нескольких экземплярах).

Выступление завершается заключением в виде выводов и предложений. Обычно его начинают словами: «Таким образом…» или «Следовательно …», «В целом наши исследования доказывают…». Желательно в конце поблагодарить своего научного руководителя, а заключительная фраза доклада носит как бы стандартный характер: «Благодарю за внимание, доклад окончен».

Первые доклады начинающий лектор обычно делает «по бумажке», т. е. читает заранее написанный текст. Это позволяет чувствовать себя увереннее и уложиться в отведенное время. В последующем, накопив опыт публичных выступлений, ученые выступают частично, а потом и полностью «без бумажки».

По докладу у слушателей, как правило, возникают вопросы. При ответах на них нужно стремиться избегать многословия, всегда помнить, что хороший ответ – краткий и конкретный. При этом не следует переходить в дискуссии к спору, при выступлении и ответах на вопросы быть сдержанным, не говорить слишком тихо, но и не кричать. Так как ответ – это экспромт, необходимо строго следить за своей речью, чтобы ответ не засорялся общими фразами и жаргонными словами. Если в ответе на вопрос докладчик употребил многократно одно и то же слово или типа «прикольно», «короче», он всегда будет плохо принят аудиторией.

Должна быть опрятность в одежде и соответствующее поведение докладчика. Не следует отворачиваться от аудитории, глядя в окно, не размахивать руками, не делать резких шагов. При отсутствии указки иллюстративный материал предпочтительно показывать письменной ручкой или карандашом, а не пальцами или рукой.

После написания доклада и его редактирования следует провести хронометраж будущего выступления. При этом желательно попросить товарища или подругу, чтобы они выступили в качестве критически настроенных слушателей. Чтобы они обратили внимание на скорость произношения слов (темп должен быть средним) и громкость. Следует помнить, что показ и анализ иллюстративного материала также занимает время. Довольно часто студенты увлекаются при пояснении иллюстраций, забывая о времени, отведенном для сообщения. Критический анализ будущего доклада хорошо делать по его магнитофонной записи, так как на ней явственнее проступают все огрехи и недостатки.

Для предварительного ознакомления с основными положениями выступающих издают (не всегда) тезисы докладов. В них приводятся в сжатой форме основные результаты исследования и выводы по ним. Объем тезисов доклада – от 0, 5 до 3 страниц набранного на компьютере текста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.