Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. [1] См., например, статью Ли Бина (Li Bin), директора программы контроля над вооружениями Института международных исследований Университета Цзинхуа (Tsinghua)






[1] См., например, статью Ли Бина (Li Bin), директора программы контроля над вооружениями Института международных исследований Университета Цзинхуа (Tsinghua) в Пекине. Li Bin. China: A Crucial Bridge. For the 2005 NPT Review Conference. Arms Control Today. 2005, Vol. 35, No. 1, January/February. P. 22.

[2] Working Paper submitted by China in the Preparatory Committee for the 2005 NPT Review Conference «On the Issue of Nuclear Disarmament and Reduction of the Danger of Nuclear War». 2004, April 28. https://www.fmprc.gov.cn/eng/.

[3] Deadly Arsenals. Tracking Weapons of Mass Destruction. Wash. D.C.: Carnegie Endowment for International Peace, 2002. P. 141. Впрочем, некоторые специалисты не разделяют приводимые здесь данные о количестве китайского ядерного оружия. Так, американский эксперт Дж. Льюис из Университета штата Мериленд полагает, что Китай располагает только 80–130 ед. оперативно развернутых ядерных боезарядов:

18 на МБР DF-5, 12 на МБР DF-4 и 50–100 на ракетах средней дальности DF-3. Льюис пишет, что наиболее компактная ядерная боеголовка, испытанная в 1992–1996 гг., имеет вес 470 кг и является слишком тяжелой для оснащения МБР РГЧ ИН. Для создания более легкой боеголовки Китаю пришлось бы проводить ядерные испытания. Льюис не считает, что Китай обладает боеготовыми ядерными зарядами для авиации и имеющейся у него подводной лодки. Вместе с тем автор отмечает, что китайские стратегические силы, как считает американская администрация, «все больше заменяют Россию» в качестве «главной опорной отметки» для определения размеров и способностей стратегических сил США. Bulletin of the Atomic Scientists. 2005, May/June. P. 52–59.

[4] Deadly Arsenals. P. 143.

[5] Ming Zhang. China’s Changing Nuclear Posture. Reactions to the South Asian Nuclear Tests. Wash. D.C.: Carnegie Endowment for International Peace, 1999. Foreword by Joseph Cirincione. P. V and 2–3; Ежегодник СИПРИ за 2003 г. С. 742.

Китай вывел на орбиту группировку из трех спутников для космической навигации, известную под названием Бейдоу, которая может обеспечить достаточную точность для применения РГЧ ИН.– Форден Джеффри. Военные возможности и значение местной китайской спутниковой навигационной системы. Наука и Всеобщая Безопасность. 2005, Том 12, № 3. С. 35–46.

[6] Deadly Arsenals. Р. 143–144. Газета НОАК Jiefangun Bao писала 24 января 1999 г., что включение Тайваня в систему противоракетной обороны США «встретит решительное возражение со стороны китайского народа». МИД КНР также предупредил о «серьезных последствиях, если система ПРО будет развернута в Азии, и особенно если Тайвань будет допущен к участию в ней». – Цит. по: Ming Zhang. Р. 50.

[7] Бэйтс Гилл. Новая политика Китая в области обеспечения безопасности на многосторонней основе и ее реализация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ежегодник СИПРИ за 2004 г. М.: Наука, 2005. С. 270.

[8] Ежегодник СИПРИ за 2003 г. С. 741.

[9] Ming Zhang. China’s Changing Nuclear Posture. Reactions to the South Asian Nuclear Tests. Wash. D.C.: Carnegie Endowment for International Peace, 1999. Foreword by Joseph Cirincione. Р. 3.

[10] См.: Кузьменко Андрей. Ядерная политика Китая. Ядерное Распространение. 2000, выпуск 34, январь-март. С. 76.

[11] Ежегодник СИПРИ за 2003 г. С. 743.

[12] Arms Control Today. 2005, September. P. 30.

[13] Главным образом, на известное исследование: Albright David, Berkhout Frans and Walker William. Plutonium and Highly Enriched Uranium 1996. World Inventories, Capabilities and Policies. N.Y.: Oxford University Press. SIPRI, 1997. P. 76–78 and 126–130.

[14] Deadly Arsenals. Р. 145.

[15] Gronlund Lisbeth, Wright David, and Liu Yong. China and a Fissile Material Production Cut-Off. Survival. 1995–1996, Vol. 37, No. 4, Winter. P. 150–151.

[16] Financial Times. 2005, April 7.

[17] Из послания Премьера Государственного совета КНР Чжоу Эньлая на имя Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина от 17 октября 1964 г. Сообщение о послании было опубликовано в газете «Правда» 4 января 1965 г.

[18] Ming Zhang. Р. 3.

[19] Бочаров И.Ф. Парадоксы ядерного сдерживания. Независимое Военное Обозрение. 2005, 22 апреля.

[20] Цит. по: Ежегодник СИПРИ за 2004 г. С. 272.

[21] Schwarz Benjamin. Managing China’s Rise. Atlantic Monthly. 2005, June.

[22] Ibid. P. 5.

[23] Ibid.

[24] Ibid. P. 5–6.

[25] Кузьменко Андрей. Ядерная политика Китая. Ядерное Распространение. 2000, выпуск 34, январь–март. С. 73.

[26] China Security. A publication of the World Security Institute China Program. 2005, №1, Autumn. https://www.wsichina.org.

[27] Ibid. P. 26.

[28] Ibid. P. 31.

[29] Washington Post. 1998, May 29.

[30] Ming Zhang. Р. 32.

[31] China’s National Defense. Beijing: Information Office of the State Council of the People’s Republic of China. 1998, July.

[32] China’s National Defense. Р. 6

[33] Ibid. Р. 3.

[34] Ibid. Р. 13.

[35] Ibid. Р. 9.

[36] Kagan Robert. Those Subtle Chinese. Washington Post. 2005, March 10.

[37] Financial Times. 2005, April 7.

[38] Deadly Arsenals. Р. 148–149.

[39] Ibid. Р. 151.

[40] Ibid. P. 150.

[41] Фукуяма Фрэнсис. Новый взгляд на Азию. Россия в Глобальной Политике. 2005, Том 3, № 1, январь–февраль. С. 142.

[42] Ibid. Р. 143.

[43] China’s Non-Proliferation Policy and Measures. https://www.fmprc.gov.cn/eng

[44] China’s Endeavors for Arms Control, Disarmament and Non-Proliferation. Information Office of the State Council of the People’s Republic of China. 2005, September.

[45] Некоторые аналитики полагают, и не без основания, что Китай не идет на формальное присоединение к РКРТ из-за продолжающихся американских поставок вооружений Тайваню. Ming Zhang. Р. 57–58.

[46] За исключением протокола к Бангкокскому договору о ЗСЯО в Юго-Восточной Азии. Однако КНР – единственная из ядерных держав, выразившая готовность подписать этот протокол, если и другие ядерные державы это сделают (другие же ядерные державы имеют оговорки к договору, а следовательно, и к протоколу по той причине, что его действие распространяется на так называемые «особые экономические зоны»). Китай, как и Россия, высказал готовность поддержать протокол к еще не подписанному договору о ЗСЯО в Центральной Азии в его нынешнем виде (однако против текста проекта договора возражают западные ядерные державы).

[47] Working Paper submitted by China in the Preparatory Committee for the 2005 NPT Review Conference «On the Issue of Nuclear Disarmament and Reduction of the Danger of Nuclear War». 2004, April 28. В докладе КНР о выполнении ДНЯО, представленном Обзорной конференции по ДНЯО 2005 г. сообщается, что «с начала 1990-х гг. Китай постепенно сокращает свою программу разработок ядерного оружия» и что, в частности, объект по разработке ядерного оружия в Цинхае «был закрыт, переоборудован в гражданскую установку и после дезактивации передан местному органу управления в мае 1995 г.». NPT/CONF.2005/24.

[48] Что касается удовлетворения потребностей в ядерном топливе для своей быстро развивающейся атомно-энергетической промышленности, то тут Китаю существенную помощь оказывает Россия, согласившись поставить оборудование для газоцентрифужного обогащения урана. По межправительственному соглашению от декабря 1992 г. РФ оказала содействие в строительстве двух газоцентрифужных предприятий – в Шэньси и Ланчжоу – общей мощностью 1–1, 5 млн. единиц разделительных работ в год. Предприятия находятся под гарантиями МАГАТЭ, однако завод в Ланчжоу из-за отсутствия средств практически не контролируется. Бухарин Олег. Понимание российского комплекса обогащения урана. Наука и Всеобщая Безопасность. Том 12, № 3. С. 30. Это уже второй этап в обеспечении Китая нашей страной расщепляющимися материалами и ядерными технологиями: в конце 1950-х гг. Советский Союз оказал помощь КНР в строительстве и пуске газодиффузионного завода по производству высокообогащенного урана, а также ряда других ядерных объектов.

[49] По этому пункту повестки дня Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 59/69. За нее голосовали 125 делегаций, против – 9 (США и другие участники антииракской коалиции) и 49 воздержались.

[50] Lewis John Wilson and Litai Xue. China’s Strategic Seapower. The Politics of Force Modernization in the Nuclear Age. Stanford CA: Stanford University Press, 1994. P. 236.

[51] Из выступления советника (в ранге посла) посольства КНР в США Хэ Яфея на Международной конференции по нераспространению Фонда Карнеги. 2000, 16 марта. Ядерное Распространение. 2000, выпуск 36, июль–сентябрь.С. 61.

[52] Michael A. Levi and Michael E. D’Hanlon. The Future of Arms Control. Wash. D.C.: Brookings Institution Press, 2005. P. 25–26.

[53] Документ Конференции по разоружению CD/1679. Соавторами китайско-российского рабочего документа выступили также делегации Белоруссии, Вьетнама, Зимбабве, Индонезии и Сирии.

[54] Li Bin. China: A Crucial Bridge. For the 2005 NPT Review Conference. Arms Control Today. 2005, Vol. 35, No. 1, January/February. P. 24.

[55] По этому пункту повестки дня 178 голосами при 4 воздержавшихся (США, Израиль, Гаити и Палау) Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 59/65, подчеркивающая необходимость принятия «дальнейших мер, предусматривающих соответствующие эффективные положения о контроле над предотвращением гонки вооружений в космическом пространстве».

[56] Документ NPT/CONF.2005/24.

[57] Документы NPT/CONF.2005/WP. 2–7.

Бобо Ло






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.