Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы процесса социально - педагогического консультирования.




1. Подготовительно-информационный этап. На данном этапе социальный педагог определяет график консультирования. Специалист должен быть свободен от любой работы в этот период , чтобы его никто не беспокоил. По возможности социальный педагог осуществляет сбор информации о семье (воспитатели, преподаватели, соседи, правоохранительные органы или органы социальной защиты). При необходимости социальный педагог составляет предварительный план возможных вопросов к семье и готовит методики для дополнительной диагностики (если нужна консультация для семьи, находящейся на реабилитации). В заключение подготовительно-информационного этапа работы социальный педагог проводит анализ собранной информации и намечает предположительные методы работы с семьёй, обдумывает тактику общения с ней.

2. 0сновной этап консультирования - это беседа-интервью. Она представляет собой живой непрерывный процесс, тактично направляемый специалистом. Данный этап включает в себя несколько стадий, составляющих основу нити беседы. Стадии не вычленяются сознательно, они плавно переходят друг в друга.

Первая стадия -настройка семьи на диалог со специалистом - главная, потому что является психологической настройкой социального педагога-консультанта на встречу с семьей (членами семьи). Специалист дает себе установку на уверенность в успехе в работе с семьёй, уточняет информации о семье, план, намеченный на предварительном этапе, и чётко определяется в тактике поведения с ней.

Вторая стадия -встреча консультантас семьёй. Она очень значима, поскольку большая часть успеха консультации зависит от нее. Социальный педагог должен быть приветлив, расположен к контакту, тепло приветствовать семью, представиться. Прежде чем начинать работу с ней, необходимо выяснить, будет ли принимать участие в беседе вся семья в целом или же отдельно родители и дети (по выбору семьи). Преимущественным является желание детей. Оставшись со всей семьей или ее частью (родители или дети), социальный педагог предлагает всем расположиться в креслах. Для снятия чувства смущения, напряжения можно дать несколько минут адаптироваться к новой ситуации. Способствует этому предложение посмотреть журналы или же шутка, к месту рассказанная история из жизни. Для подростков уместно предложить послушать музыку. Этот период длиться в течение 1-3-х минут. Этап заканчивается тогда, когда социальный педагог уверен, что семья чувствует себя комфортно и готова приступить к третьей стадии.

Третья стадия –создание у семьи позитивной установки на консультацию. Она очень значима, поскольку определяет дальнейшую эффективность работы по решению проблем семьи, потому что здесь важно выяснить установку семьи, всех ее членов на сотрудничество с социальным педагогом. Алгоритм работы в этом направлении таков: социальный педагог уточняет первичный запрос, пожелания и требования семьи к консультации и принимает решение о проведении консультации или направлении семьи к другим специалистам, а также о совместной консультации с другими специалистами. Затем социальный педагог конкретно, по-деловому, доводит до сведения семьи или отдельных ее членов цели, задачи, регламент консультации, сообщает об этических принципах работы, защищающих интересы семьи, каждого ее члена. Одновременно социальный педагог пытается объяснить понятие «сотрудничество с социальным педагогом», которое предполагает равноправные позиции родителей и социального педагога в решении проблем семьи, однако при этом ведущая роль остается за специалистом, ибо он - профессионал. Полноценное сотрудничество специалиста и семьи основывается на таких этических принципах, как доброжелательность, такт, уважение, оптимизм, откровенность, взаимность и взаимопонимание. Важно сформировать у всех членов семьи чувство безопасности и принятие ими установки на совместную работу со специалистом. Очень часто семья приходит к социальному педагогу за помощью, как в аптеку: дайте нам лекарство, мы выпьем и будем здоровы. Их необходимо убедить, что всем им надо много работать и настраиваться на длительный срок совместной работы (в зависимости от проблемы). Сразу же необходимо рассказать о контракте, правилах работы, способствующих ее эффективности: семья не должна опаздывать на консультацию; выполнять задания, предлагаемые консультантом; не распространять информацию о содержании консультации другим людям, поскольку этим может быть нанесен вред другим членам семьи.



Эта стадия заканчивается определением ролей, взаимоотношений между специалистом и семьей, возникает доверие у семьи к специалисту. Социальный педагог предлагает семье или ее членам изложить проблему. Важно, чтобы социальный педагог ясно представлял «самодиагноз» проблемы каждым членом семьи.



Четвертая стадия - изложение проблемы самой семьёй. Социальный педагог может обратиться к семье с прямым вопросом: «Изложите, пожалуйста, свою проблему подробно. Что Вас привело сюда?» Если же их направили, то соответственно: «В чем причина того, что Вас направили ко мне? Расскажите, пожалуйста, о своей проблеме». Если же семья приходит с подростком, и тот хочет общаться без родителей, но молчит и не хочет говорить или не может начать изложение проблемы, уместен такой прием (эффективность его доказана в работе с трудными подростками): «Сейчас я тебе изложу твою проблему, - говорит социальный педагог, - и попрошу оценить, насколько она изложена объективно и все, что в ней неверно, исправить, дополнить...» Данный прием позволяет уравнять подростка со специалистом, дать почувствовать, что его мнение значимо и важно.

На этой стадии семья (член семьи) излагает свою проблему. В процессе этой стадии семья (член семьи) излагает свою проблему. В процессе изложения просматриваются моменты «исповеди», человек признается зачастую в самом сокровенном. На этой стадии социальный педагог должен быть очень внимателен, большую часть времени он практически не говорит, а слушает, но слушание носит эмпатийный и активный характер. Социальный педагог слушает семью, но при этом следит за тем, чтобы члены семьи не перебивали друг друга, выражает свой интерес и сопереживание средствами невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами и междометиями). Впроцессе слушания социальный педагог стремится одновременно делать интенсивный анализ ситуации, параллельно задаются наводящие и уточняющие вопросы типа: «Так Вы говорите, что последний раз сын ушел из дома, но в школу не пришел, да?». Возможен вариант, когда семья (рассказчик) удаляется от темы разговора, чем осложняется восприятие специалистом излагаемой семьей проблемы. У консультируемого уточняют то, что в разговоре было неясным: «Объясни, пожалуйста, …», «Возможно, проблема звучит так…, как Вы ее понимаете?», «Не можете ли Вы повторить вопрос?», «Я не могу понять Вашей просьбы, уточните, пожалуйста». В процессе слушания семьи у социального педагога может сформулироваться предполагаемая гипотеза (или несколько) о причинах данной ситуации в семье. В таком случае он мысленно или письменно формулирует дополнительные вопросы, которые будут заданы семье на следующем этапе. Как показывает практика, вопросы лучше записывать – кратко, в произвольном виде, удобном специалисту.

Пятая стадия - гипотеза консультанта о причинах проблемы семьи. Социальный педагог задает ряд уточняющих вопросов и проверяет свои гипотезы о причинах проблемы семьи. На этой стадии при необходимости уместно использовать и различные методики, позволяющие выявить типовое состояние семьи, установку родителей на воспитание, роль ребенка в семье, его отношение к родителям, братьям, сестрам и т.д.

По окончании данной стадии социальный педагог использует прием «словесный комментарий». Он предлагает прослушать краткое изложение проблемы и ответить на вопрос: «Правильно ли я изложил(а) суть вашей проблемы?» Затем специалист формулирует заключительное мнение о причинах проблемы семьи. Однако свое мнение он не говорит семье, поскольку ему предстоит это сделать на шестой стадии консультирования.

Шестая стадия -уточнение выделенной гипотезы с использованием метода совместного анализа. Социальному педагогу необходимо уметь работать на этой стадии с семьей совместно. Можно сказать, что это совместный поиск решения проблем. Главное - побудить семью к самостоятельному решению проблемы, уметь выслушать мнение каждого, привлекая к активному участию всех. (Возможен вариант работы с каждым членом семьи отдельно и на предыдущих стадиях.) На этом этапе основным для социального педагога является умение выслушивать и не предъявлять семье категорично свое понимание ситуации. Однако если социальный педагог вообще не высказывает своего мнения по поводу ситуации, это также может быть не понято семьей. Способствуют взаимному пониманию фразы типа: «Мне кажется, что дело в том, что, ...», «Здесь прослеживается связь с тем-то...», «Как Вы считаете, я правильно Вас понял(а)?» и др. Важно вовлекать в работу семью, чтобы, анализируя вместе с социальным педагогом-консультантом ситуацию, они могли бы увидеть ситуацию как бы со стороны, ориентируясь и на то, что их слушает специалист. При этом следует внимательно наблюдать за внешней реакцией члена(ов) семьи (мимика, жесты, взгляд), оценивать степень его принятия им (ими) рассуждений специалиста. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу участниками консультирования. Возможен вариант, когда предположение консультанта оставляет участников консультирования равнодушными, тогда следует от него отказаться и искать другое решение. При этом может быть и несколько вариантов решения, и тогда семье (или ее членам) необходимо выбирать решение и обосновывать выбор. Однако бывает, что члены семьи выражают несогласие, протест против предположения, высказанного социальным педагогом-консультантом. В таком случае чаще всего можно предположить, что специалист близок к истине. Потому он может, игнорируя протест участников консультирования, аргументировать свою правоту и преодолевать сопротивление членов семьи, доказывая значимость предложенной версии.

Завершенной данную стадию можно считать, когда выяснены причины проблем и трудностей семьи, достигнуто понимание со всеми ее членами.

Заканчивая этот этап, специалист использует прием словесного комментария, который звучит примерно так: «Давайте подведем итог тому, о чем мы с вами беседовали. Ваша проблема состоит в том, что… Вы согласны со мной? Я все верно изложил(а)?»

Эта заключительная часть очень необходима, поскольку приходилось наблюдать, как семья на данном этапе остается при своем мнении о проблеме, а специалист указывает на то, что он смог увидеть в ней, но позиции не уточнены, и каждый остается недоволен друг другом. Четкая, ясная позиция должна быть определена на этой стадии, к тому же словесный комментарий позволяет активизировать членов семьи. Прием резюмирования предполагает выделение из беседы с клиентом основных идей и чувств. Это можно сделать с помощью следующих фраз: «Как я понимаю, Вы видите свою проблему в том, …», «Итак, Ваше решение …», «Если я Вас правильно понял, то Вы решили …»

Седьмая стадия -создание коррекционной программы - вытекает из предыдущей. Она направлена на конкретное решение проблемы и формирование установок на развитие потенциальных возможностей семьи. В психологической литературе эта стадия описана как «расширение целей». Здесь важно, чтобы семья увидела, что есть выход из ситуации, только необходимо всем вместе изменить механизмы своего поведения. А для этого важна предыдущая стадия, позволяющая раскрыть каждому понимание себя и других членов семьи. На этой стадии большое внимание уделяется новым формам поведения членов семьи, причем здесь важна как индивидуальная, так и совместная работа. Предлагается домашнее задание, назначается встреча.

Восьмая стадия -рефлексия и прогнозирование. Здесь важно позволить семье оценить консультацию, получить от семьи обратную связь. На этой стадии членам семьи предлагается карточка, в которой они определяют свое мнение (Приложение 4, блок 6).

Как показала практика работы, семейный консультант из-за отсутствия «практичной теории» чаще всего использует в семейном консультировании эклектический подход, сочетая в работе различные концептуальные идеи (бихевиористский, гуманистический, чувственной коммуникации и др.), принимает решение, идя методом «проб и ошибок», поскольку теории не всегда могут быть использованы в силу нашей ментальности и особого, недоверчивого отношения нашей семьи к процессу консультирования.

Предложенные этапы консультирования условны. В процессе его семейному консультанту приходится одновременно решать три основные задачи, однако их значимость на каждом этапе различна. Структурно они определены А.А. Бодалевым (рис. 5).

 

 
 
В Д К

 


0____________________________

К – установление контакта с семьей Д – диагностика семьи В – воздействие на семью и оценка его эффективности   время консультирования
Рис.5. Задачи консультирования в соответствии с его этапами

 

Консультирование реализуется с помощью различныхметодов диагностического и коррекционного характера.

Методы социально-педагогического консультирования- это совокупность способов, позволяющих выявить причины проблемы семьи, нарушений во взаимодействии родителей с детьми и одновременно помочь семье в гармонизации детско-родительских отношений.

Методы диагностированияприменяются как на начальной стадии консультирования, так и в процессе многоразовых консультаций с целью выявления индивидуальных особенностей членов семьи, проблемных, скрытых мотивов и установок. Особенно способствуют этому проективные методики.

С целью диагностирования родителей можно использовать следующие методики:

· PARI - методика измерения родительских установок и реакций (изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания);

· АСВ - анализ семейных взаимоотношений (выявление ошибок в родительском воспитании);

· ОРО – тест-опросник родительского отношения (выявление родительского отношения к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним);

· ШРО - шкала родительской озабоченности (выявление родительской тревоги по учебной успешности или неуспешности подростка);

В работе с детьми применяются такие методики:

· «Волшебный мир» (изучение отношения ребенка к семье, взрослым);

· Рене Жиля (выявление межличностных отношений в диаде «родители-дети»);

· Методика КРС (кинетический рисунок семьи) Р. Бернса, С. Кауфмана (определение позиции ребенка в семье и его взаимоотношений с ней);

· «Несуществующее животное» (выявление тревожности, агрессивности ребенка);

· социально-психологический опросник изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности Д.В. Оборина (выявление их реального отношения к социуму, социальным проблемам, семье);

· сочинение «Я и моя семья», «Мой папа», «Моя мама», «О доме и о себе» (изучение отношения ребенка к семье);

· «Я - плакат» (выявление детской позиции в семье и взаимоотношений ребенка с другими ее членами).

Описание данных методик можно найти в следующих источниках: «Искусство быть семьей» (Желдак И.М., 1998); «Психология и психотерапия семьи» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В., 1999); «Справочная книга школьного психолога» (Овчарова Р.В., 1996), «Практическая психодиагностика» (сост. Д.Я. Райгородский, 1998); «Альманах психологических тестов» (1995), «Настольная книга практического психолога в образовании» (Рогов Е.И., 1995).

Хотя многие методики относятся к психологическим, их может применять в своей работе консультант - социальный педагог, потому что они дают точную и полную информацию о взаимоотношениях в семье, позволяют выявить родительскую и детскую позиции и причины проблем семьи во взаимоотношениях с детьми.

Наблюдениезначимо для специалиста, потому что позволяет получать непосредственную информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях участников консультации. Одновременно наблюдение позволяет социальному педагогу увидеть и отношение семьи к специалисту, их настроенность на него. Важно наблюдать тон речи, мимику, жесты, детали внешности, одежды, стиль общения, особенности поведенческих и эмоциональных реакций и др. Наблюдение должно проходить незаметно. Некоторые результаты его могут записываться консультантом произвольно, что позволит специалисту сделать более тщательным анализ процесса консультирования.

Внушениеможно применять тогда, когда консультант пользуется авторитетом у семьи. Они знают его давно или получили о нем позитивную информацию от других лиц и доверяют ему. Данный метод состоит в аргументированном словесном воздействии на участников консультирования с целью изменения их мнения, установок и отношений. Внушение носит как прямой, так и опосредованный (косвенный) характер воздействия на человека. В социально-педагогическом индивидуальном консультировании прямое внушение применяется реже, чем косвенное, поскольку оно присутствует в замаскированном виде в большей части сообщаемой клиентам психолого-педагогической информации.

Убеждениеявляется базовым методом для всех стадий консультирования семьи, позволяющий логически и аргументировано доказать правоту своих доводов и положений. При этом важно помнить, что он воздействует на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Следовательно, убеждение основывается на совместном анализе с участником предполагаемых доводов и положений. Успешное использование в социально-педагогическом консультировании данного метода предполагает наличие у специалиста умения отбора, четкого логического анализа фактов и выводов, развитие образного и абстрактного мышления, памяти, внимания. Большую роль в использовании данного метода играют и коммуникативные способности специалиста, его умение находить «общий язык» со всеми членами семьи.

Педагогическое информированиешироко применяется в социально-педагогическом консультировании, являясь по сути одним из главных, поскольку применяется в целях повышения психолого-педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы. Это «мини-лекции», где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, из философской и художественной литературы.

Аналогиипредназначены для косвенного воздействия на семью (ее членов). Может использоваться и в методе убеждения. Воздействует на мировоззрение, стереотипы, мнение, взгляды, установки всей семьи. Суть метода состоит в привлечении конкретных случаев из практической жизни, художественной литературы, истории, анекдотов. Широко используется данный метод в позитивной психотерапии Н. Пезешкиана.

Ролевые игры. Суть метода - в формировании конкретных умений и навыков успешного решения проблемы у участников консультации. Ролевые игры включаются в процесс консультирования.

Беседа -- обсуждение специальной литературы по проблеме семьи с родителями, что позволяет и повысить уровень педагогической компетентности родителей, и помочь в самоанализе собственной проблемы.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал