Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С семьей трудного подростка в процессе реабилитации






 

Одним из основных направлений работы социального педагога является работа с подростками из «группы риска» и их семьями. И. П. Подласый справедливо отмечает: «Внимательно присматривается социальная педагогика к «группам риска», которые составляют люди, волею судеб оказавшиеся в сложных и критических условиях» [42, 191].

Прежде всего, специфика индивидуальной работы в том, что она является помощью, поддержкой для каждого конкретного подростка и его семьи со стороны социального педагога.

Социальный педагог, помогая подростку и его семье индивидуально, воспринимает его не только как уникального индивида с присущими ему особенностями, чертами характера, темперамента, но и как представителя особой возрастной категории – подростковой.

Хотя отрочество и ранняя юность определены рамками 11-18 лет, хронологическая грань между этими периодами весьма условна. Мы так и воспринимаем подростка: полувзрослый, полуребенок. Подростковый возраст – это целая эпоха в жизни каждого человека, когда происходят колоссальные изменения в физиологии, поведении, социальном статусе.

Перед нами, взрослыми, подросток выступает разным, что объясняется противоречиями его развития. И. С. Кон отмечает: «Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее психологическое новообразование возраста – чувство взрослости – представляет собой, главным образом, новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее, положение которого подросток фактически не достиг» [30, 41].

К тому же, для подростка становится значимым еще одно противоречие: с одной стороны, он хочет быть автономным, обособленным, с другой стремится быть принятым в группе сверстников, чувствовать себя среди своих и самоутверждаться. По этим основным причинам в психологической и педагогической литературе подростковый возраст определят как переходный, кризисный, трудный, проблемный.

Евгений Евтушенко когда-то написал об этом возрасте замечательные строки:

Как важно, чтобы в миг той немоты

За сильного тебя хоть кто-то принял,

От широты своей душевной придал

Тебе значенье большее, чем ты!

И действительно, самоутверждаясь, подросток критически подходит к себе и к другим, стремиться познать себя и других, ответить на мучающие его вопросы: «Кто Я? Какой Я? Как ко мне относятся другие?»

 

Однако, как показывает практика, родители, занятые в большей степени решением материальных проблем семьи в наше нестабильное, осложненное политическими и экономическими сложностями время, теряют эмоциональную связь с подростком. Часто возникает конфликтная ситуация между подростком и родителями. За прошедшее десятилетие количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, в Беларуси увеличилось на 22, 5%, их удельный вес – на 1, 4%. На 20% (с 6767 до 8126) возросло количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, а их удельный вес в общей структуре преступности сократился на 3, 5%. В 1999 году в приемники-распределители для несовершеннолетних Министерства внутренних дел было помещено 2250 детей и подростков, из них 1410 – школьники, 440 не учились и не работали, 480 – по причине безнадзорности, 165 – из других стран.

С кризисными явлениями в семье связана проблема социального сиротства в стране. По состоянию на 01.01.2000 г. в Республике Беларусь насчитывается 29, 1 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 41, 2% воспитываются в опекунских семьях, 1, 2% - в детских домах семейного типа и детских деревнях, 3, 5% - в домах ребенка, 9, 7% - в детских домах, 31, 6% - в школах-интернатах, 2, 5% - в домах-интернатах, находятся на государственной опеке и обучаются в профтехучилищах 7, 7%, в средних специальных учебных заведениях – 1, 3%, в высших учебных заведениях – 1, 2%. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 1999 г. увеличилось на 3, 8 тысяч по сравнению с 1998 годом и в 2, 6 раза по сравнению с 1990 годом.

Большинство подростков из «группы риска» растут именно в дисгармоничной неполной семье. Микроклимат в такой семье усугубляет конфликтную ситуацию в диаде «подросток-родитель», осложняет этот жизненный период для подростка. К тому же проблемы наркомании, токсикомании, СПИДа, бытующие в современном обществе, остро влияют на протекание подросткового кризиса. В медицинских учреждениях ежегодно обследуются около 10 тысяч детей, страдающих алкогольной зависимостью, 800-900 человек проходят курс лечения [40]. На официальном учете в наркодиспансерах в Республике Беларусь сегодня состоит почти 4 тысячи человек, хотя неофициальная цифра гораздо значительнее (в международной практике считается, что она составляет официальное число наркоманов умноженное на 10) [55, 354].

Там, где родительские установки наиболее полно соответствуют формированию гармоничной личности подростка, и родители, сознавая сложность подросткового возраста, создают в семье адекватный психологический климат, основанный на принятии подростка таким, какой он есть, то проявления подросткового возраста могут пройти легко и жестко не проявляться.

При включении в работу всей семьи естьвозможность разрешения ее проблемы с трудным подростком. Использование системного подхода в работе с семьей неблагополучного подростка в школе зачастую затруднено. Так происходит потому, что контакта в этой ситуации ищет социальный педагог, а не сама семья в добровольном порядке. Как показывает практика, с одной стороны, социальный педагог пытается решить проблемы подростка, не основываясь на системном подходе в работе с семьей, не воспринимает семью как «единое динамическое целое» (Э.Г. Эйдимиллер). С другой стороны, чаще индивидуальная работа с трудными подростками не приобретает характер поддержки семьи и помощи, а является ультимативной угрозой подростку и семье. От подростка требуют изменений в поведении или в противном случае он будет нести наказание. Иногда предлагается компромисс: измени свое поведение, потому что иначе у тебя или твоей семьи могут быть проблемы.

На базе Центра есть все возможности для реализации системного подхода в работе с семьей трудного подростка. Доминантой работы с такой семьей в Городском Центре социальной помощи семье и детям является стратегия социального педагога, основанная на восприятии семьи как системы, в которой все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Решая проблемы трудного подростка и его семьи, социальный педагог должен владеть особой тактикой взаимодействия с ними. Прежде всего социальный педагог опирается на следующие принципы работы с трудным подростком и его семьей:

· принятие семьи таковой, какая она есть (отсутствие во взаимодействии негативизма по отношению к данной семье, ее членам, если даже многое в ней возмущает);

· необвиняющая позиция (социальный педагог не обвиняет и не упрекает, а находит возможность выхода семьи из критической ситуации на основе сотрудничества с ней);

· социальная защита семьи (основана на индивидуальном подходе и реальных жизненных возможностях семьи);

· уважение к личности каждого из членов семьи;

· доверительность и такт (отношения между социальным педагогом и членом семьи строго конфиденциальны);

· сотрудничество с семьей (строится на деловой основе, определяется конкретным планом-договором);

· длительный контакт социального педагога с семьей (основан на систематических встречах и совместных плановых, конкретных действиях);

· установка на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;

· привлечение комплекса методов и технологии сети социального взаимодействия в работе с семьей трудного подростка.

Данные принципы способствуют эффективной работе с семьей трудного подростка при условии создания социальным педагогом процесса самоанализа семьей ее проблем и формирования глубокой мотивации на их решение. При этом очень важен взгляд каждого члена семьи на проблему.

В зависимости от глубины осознания семьей ее проблем с подростком и проявления мотивации на сотрудничество с социальным педагогом определяется стратегия и тактика индивидуальной работы специалиста в каждом конкретном случае.

Если случай носит характер кризисной ситуации, и в школе ее разрешить не могут, лучше всего обратиться в специализированный цент, где возможно оказание эффективной помощи семье. В центре взаимодействие социального педагога с семьей предполагает несколько стадий, каждая из которых имеет свои цели, задачи, структуру, содержание и методы.

При использовании метода социального патронажа условно можно выделить следующие стадии: первая встреча - знакомство с семьей; организация индивидуальной работы с семьей; сбор и анализ информации о семье; итоговая встреча с семьей; последействие (наблюдение за семьей). Каждая из этих стадий имеет свои особенности, но они условны и могут плавно переходить одна в другую или совмещаться.

Первая стадия, первая встреча - знакомство с семьей, требует достижения следующей цели: определения потребностей и возможностей сотрудничества семьи с социальным педагогом. Основные задачи: изучение и оценка семейной проблемы, выявление взглядов каждого члена семьи на проблему. На данной стадии используются различные методы: изучение документов заседания комиссии по делам несовершеннолетних (если таковое состоялось по данной семье); беседа-интервью с членами семьи; беседы-встречи с ближайшим социальным окружением (одноклассники, друзья, соседи, учителя, родственники и т.д.).

Как показывает практика, первая стадия во многом определяет дальнейший успех работы с неблагополучной семьей. Особенно значимым для социального педагога является разговор с самими подростком. Важно не только установить контакт, но и продемонстрировать ему другие методы сотрудничества, которые выгодно отличают социального педагога от других педагогов. Эффективен следующий метод: дать подростку возможность высказать свой взгляд на проблему (см. параграф «Социально-педагогическое консультирование семьи»). В абсолютном большинстве подростки чутко реагируют, охотно откликаются, поскольку ощущают себя наравне со взрослым. На этой стадии необходимо сопоставить мнение всех о проблеме и сделать соответствующие выводы.

На протяжении всей первой встречи с семьей идет процесс «включенного наблюдения». Для социального педагога важно увидеть поведение каждого члена семьи трудного подростка, их взаимодействие между собой, эмоциональный настрой в начале встречи и в конце, активность или пассивность во время общения. Необходимо также определить их самодиагноз (причину) проблемы; позиции, их ожидания от встречи с социальным педагогом. Значимым является и их отношение к социальному педагогу.

В заключение встречи на основании доброжелательного контакта важно наметить пути дальнейшего сотрудничества. Оптимальным вариантом является составление первичного плана-договора с семьей о конкретных путях решения проблемы, о взаимных обязательствах и правах как со стороны социального педагога, так и со стороны семьи. Указываются цели, конкретные действия, участники, сроки.

Составление плана-договора представляет собой начало второй стадии - организации индивидуальной работы с семьей.

В этот период начинается систематическая работа по плану-договору с семьей, которая осознает свою проблему, имеет мотивацию на сотрудничество, но она не может самостоятельно справиться с проблемой, поскольку не имеет на подростка влияния, утратила контакты с ним. Это могут быть семьи с подростком, уже поставленным на учет в школе или в инспекции по делам несовершеннолетних.

Вторая стадия закрепляет решения первой и требует внимания, поскольку могут быть срывы плана-договора, не все может получаться. В этом случае важно не разочаровываться ни социальному педагогу, ни родителям. Данный период длительный и сложный для социального педагога. Он будет иметь успех при условии доверия семьи к нему, которое определяется позицией социального педагога к семье: он хочет добра их ребенку и комфорта в их семье. Конечно, абсолютное большинство родителей высоко ценит доброе отношение к их ребенку и позитивно настроено на сотрудничество. В этот период для социального педагога важно поддержать у семьи данный уровень мотивации.

Что может способствовать этому? Целенаправленная пошаговая работа социального педагога, которая заключается в следующем:

· подчеркнутое, но не навязчивое влияние на семью;

· предоставление семье выбора возможных вариантов оказания ей помощи;

· реальные, пусть небольшие, результаты первых шагов обязательно анализируются совместно с семьей, внимание акцентируется на позитивных моментах;

· демонстрация семье эффекта от ее усилий и внушение членам семьи веры в их возможности, в успех решения проблемы;

· индивидуальное обучение родителей позитивной тактике общения с подростком;

· работа с подростком индивидуально или в коррекционной группе (при параллельном сотрудничестве с родителями);

· сбор информации о семье на протяжении всей активной работы с ней.

Данную стадию можно назвать и аналитико-информационной, поскольку она представляет собой анализ проделанной работы с семьей. Такой анализ основывается на изучении изменений, произошедших в семье, детско-родительских отношений, поведения детей и реагирования родителей с использованием «паспорта семьи». В нем отражается социальная информация о семье (Ф.И.О., состав семьи, место работы или учебы членов семьи, даты их рождения, супружеский стаж и т.д.); характеристика внешних контактов семьи (соседи, родственники, знакомые); анализ межличностных отношений в семье (родительская и детская позиция, микроклимат, внутрисемейные группировки); уровень материальной обеспеченности; особенности организации быта, нормы, ценности, традиции, правила жизни; способности и возможности членов семьи; уровень воспитательного потенциала родителей; состояние членов семьи; взаимоотношения подростка с родителями. Отражаются в паспорте и результаты диагностики семьи, проводимой в процессе индивидуальной работы.

Особое внимание необходимо уделить методам сбора информации. Чем глубже она будет, тем легче работать с семьей. Однако в работе с неблагополучной семьей необходимо избегать использования объемных исследований, которые могут привести к снижению мотивации на сотрудничество с социальным педагогом. Поэтому чаще всего в процессе сотрудничества используются методики экспресс-диагностики. В Приложении 5 дана методика «Типичных эмоциональных реакций взаимодействия с ребенком». Социальный педагог предлагает родителям заполнить данную таблицу, и картина детско-родительских взаимоотношений в семье будет сразу выразительно представлена.

Основным методом является диагностическая беседа, позволяющая установить доверительный контакт со всей семьей. В процессе ее социальный педагог, прежде всего, занимает позицию оказания помощи семье, в проблемной ситуации, представляя себя как помощника семьи в решении данной проблемы. Важно не внести элемент конфронтации между ребенком и родителями, многие из которых воспринимают эту ситуацию как наносимый семье моральный ущерб, поскольку им важно мнение общества, родственников, знакомых об их ребенке. Родители не пытаются осознать мотивы и причины такого поведения ребенка, они видят лишь саму проблему и себя в ней.

Следующим блоком беседы является выявление взглядов на проблему со стороны всех членов семьи. С целью уточнения диагноза можно использовать дополнительные диагностические методы.

Для установления более точного диагноза проблемы в семье с подростком социальному педагогу лучше работать совместно с психологом. Методики позволяют изучить состояние семьи, отношение ребенка к семье, братьям, сестрам, к окружающим взрослым.

На основе полученной в процессе диагностики информации социальный педагог формирует свою коррекционную работу с семьей. Цели, задачи, перспективы коррекционной работы находят свое выражение в совместном плане выхода семьи (а не только самого подростка) из проблемной ситуации. Это,

конечно, не решается лишь постановкой подростка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних. Отыскиваются возможности оказания помощи через социальную сеть. В эту сеть входят контакты с коллегами из других организаций, которые способны помочь семье с трудным подростком (психологи, наркологи, сексологу, специалисты из групп анонимных алкоголиков, специалисты из домов творчества, спортивных клубов, диагностико-развивающих центров, кружков и т.д.). Это могут быть и контакты с друзьями подростка, а также взаимодействие со службами занятости.

Важно учесть уникальность проблем каждой конкретной семьи, а не просто видеть стандартную ситуацию неблагополучия. Необходимо вызвать у семьи желание изменить ситуацию и конкретно определить те шаги, которые будут предприняты социальным педагогом, семьей, самим подростком. К тому же важно определить, кто за что отвечает, и каковы сроки выполнения конкретных пунктов плана. Каждый член семьи и специалист обязательно подписывается под каждым пунктом плана, за выполнение которого несет ответственность.

Значимым является систематическое отслеживание не только пунктов плана-договора, но и эффективность каждого сделанного шага. Этому способствует систематическая работа с семьей и постоянный сбор и анализ информации.

По мере выявления позитивных изменений в проблемной ситуации информация об этом находит свое отражение в социальном паспорте семьи, и семья снимается с учета. Однако на этапе последействия социальный педагог эпизодические обращается к своим бывшим подопечным, интересуясь их проблемами, помогая в укреплении детско-родительских отношений, используя разовые встречи-консультации, телефонные разговоры и посещения на дому (при желании семьи).

Если же ситуация носит кризисный характер длительное время, и семья не предпринимает попыток для ее разрешения, не желает ее изменить даже при демонстрации альтернативных возможностей, тогда необходимо работать с инспекцией по делам несовершеннолетних, готовя документацию для обстоятельного разговора с семьей в этом государственном органе, имеющем значительные полномочия. Здесь важно предоставить в и нспекцию акт обследования семьи, ее социальный паспорт, результаты диагностических методик, т.е. весь спектр собранной информации, позволяющей убедиться, что данная семья не будет сотрудничать с социальным педагогом, не принимает помощи Центра, не пытается решать свои проблемы и не хочет приложить к этому усилий. Представители этой категории - дисфункциональная, дисгармоничная семья, дети в которой даже при наличии родителей фактически являются социальными сиротами.

В любом случае работа с неблагополучной семьей является эффективной, если она направлена на защиту прав ребенка, создание условий для его нормального развития и комфорта, а также на поддержку семьи в получении ею помощи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.