Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы итогового и текущего контроля






Изучение курса рассчитано на 1 семестр. В течении всего периода обучения студенты готовятся к лабораторно-практическим занятиям по разработанным методическим указаниям.

Учебный процесс организуется в соответствии с требованиями балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов и имеет следующие особенности.

Преподаватель в начале семестра на первой лекции информирует студентов о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости, сроках и формах текущего и выходного контроля, возможности получить поощрительные баллы, форме выходного контроля (внесение каких-либо изменений, поправок в объявленные в начале изучения дисциплины условия работы по балльно-рейтинговой системе недопустимо), минимальном количестве баллов для получения допуска к экзамену; в течение семестра своевременно вносит данные в журнал, в котором отражаются все формы текущего контроля и их результаты в баллах, и своевременно сдает её в деканат; в конце семестра суммирует полученные студентом баллы и вносит предложение декану о допуске студента к экзамену или освобождении от него; по результатам выходного контроля заполняет экзаменационную ведомость, проставляя академическую оценку и количество баллов, полученных студентом по балльно-рейтинговой системе.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов учитывает все виды учебной деятельности студента, оцениваемые определенным количеством баллов. В итоговую сумму баллов входят результаты всех контролируемых видов деятельности студента - лекции, практические и лабораторные занятия, домашние задания, активность на семинарских занятиях и коллоквиумах и т.п.

Балльная оценка по дисциплине «Молочное дело» определяется как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре (текущая успеваемость) и на экзамене (выходной контроль). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по текущей успеваемости - 70 баллов, а на выходном контроле - 30 баллов.

Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:

- посещаемость – 17, 5 баллов. На изучение курса отводится 24 часов лекций (12 пар), 44 часа лабораторных занятий (22 пары) и 2 часа семинара (1 пара). Всего 40 пар. За посещение каждой пары лекции или занятия студенту начисляется 0, 5 балла;

-контрольные мероприятия (контрольные работы, оформление рефератов, защита лабораторных работ и др.) - 52, 5 баллов. Студенты, пропустившие контрольную проверку, сдают ее комиссии в сроки, установленные кафедрой. В течение семестра студенты оформляют один реферат. Каждая самостоятельная работа оценивается в 10 баллов. В текущую работу в семестре входят также оценки за устные ответы на занятиях, оцениваемые по традиционной 5-балльной шкале. Сумма полученных студентом баллов за устные ответы на занятиях умножается на коэффициент 0, 1-0, 2 и включается в общее количество баллов за текущую успеваемость. Максимальное количество баллов за текущую работу – 6 баллов.

Таким образом, структура составляющих текущей успеваемости такова:

№п/п Виды отчетности Баллы
1. Посещение занятий 17, 5
2. Оформление реферата  
3. Оценка текущих знаний  
4. Защита лабораторных работ 25, 5
5. Семинар  
Итого  

Несвоевременное внесение в ведомость выходного контроля количества баллов, набранных студентами по итогам текущей успеваемости, и произвольное их изменение не допускаются.

Студенты, не выполнившие в полном объеме в течение семестра задания по дисциплине, выполняют и сдают их в соответствии с графиком, разработанным кафедрой. Баллы за выполненные и сданные после установленного срока задания, отработанные пропущенные занятия не начисляются.

В конце курса на основании поэтапного контроля хода обучения суммируются баллы, и принимается решение о допуске студента к выходному контролю или освобождении от его сдачи. Если студент по результатам текущей успеваемости набрал в сумме менее 30 баллов, то до выходного контроля он не допускается и считается неуспевающим по этой дисциплине. В этом случае он подлежит отчислению из числа студентов.

Выходной контроль - результат аттестации на окончательном этапе изучения дисциплины по итогам сдачи экзамена. Оптимальные формы и методы выходного контроля: тестирование или письменный экзамен с последующим устным обсуждением.

 

 

Тематический план учебной дисциплины

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам (без учета аудиторных занятий).

3.Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование разделов Виды занятий
всего лекции лабор. самост.
1. Введение        
2. Молоковедение        
3. Технология молока и молочных продуктов        
4. Организационно-технические вопросы в молочном деле        
Всего по дисциплине        

Л - лекция; ЛЗ - лабораторные занятия; П и СЗ - практические и семинарские занятия; СР - самостоятельная работа.

Задания по самостоятельной работе оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы (табл.4):

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятий, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

-поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение контрольных работ;

- написание рефератов (эссе);

- работа с тестами и вопросами для самопроверки.

 

4 Содержание самостоятельной работы и форма контроля по темам дисциплины

 

Наименование тем Л, С, ЛЗ, ПЗ Содержание самостоятельной работы Форма контроля
1. Тема 1 Введение Л, С Работа с учебной дисциплиной. Подготовка заданий Проверка заданий
2. Тема 2 Химический состав молока и свойства его компонентов Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
3. Тема 3 Биохимические свойства молока Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
4. Тема 4 Физические свойства молока Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
5. Тема 5 Состав и свойства молока различных видов сельскохозяйственных животных Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
6. Тема 6 Факторы, влияющие на химический состав молока и его технологические свойства Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
7. Тема 7 Гигиена и получение молока Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
8. Тема 8 Первичная обработка молока Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
9. Тема 9 Молоко для непосредственного потребления, сливки и кисломолочные продукты Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
10. Тема 10.Маслоделие Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
11. Тема 11 Сыроделие Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
12. Тема 12 Молочные консервы и мороженое Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий
13. Тема 13 Организационно-технические вопросы в молочном деле Л, ЛЗ, С Работа с учебной литературой. Подготовка заданий Проверка заданий

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на лабораторных занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ. Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

 

2.6Содержание отдельных разделов и тем учебной дисциплины (наименование и краткое содержание темы)

Раздел 1. Введение

Содержание и значение дисциплины. Понятие о молоке. Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов и их значение в питании населения и кормлении сельскохозяйственных животных.

Развитие молочного дела в России. Состояние и перспективы про­изводства молока и молочных продуктов в нашей стране и за рубежом.

Роль зооинженера в организации производства высококачественного молока и молочных продуктов.

Раздел 2. Молоковедение.

2.1. Химический состав молока и свойства его компонентов

Предшественники основных компонентов молока. Составные части молока и их свойства: вода, сухое вещество, газы. Состав сухого вещества молока: сухой обезжиренный молочный остаток (СОМО) и жир. Отдельные составные части СОМО: белки, молочный сахар, минеральные вещества, небелковые, азотистые органические вещества, витамины, ферменты, иммунные тела, гормоны, пигменты. Значение отдельных компонентов молока при производстве молочных продуктов.

2.2. Биохимические свойства молока

Бактерицидные и бактериостатические свойства молока и их практическое значение. Буферная емкость. Активная и титруемая кислотность и факторы их обусловливающие. Значение активной и титруемой кислотности молока при производстве молочных продуктов.

2.3. Физические свойства молока

Плотность, вязкость, поверхностное натяжение, электропроводность, точка замерзания и кипения, окислительно-восстановительный потенциал, число рефракции и другие показатели. Значение показателей физических свойств молока в оценке его качества и технологии молочных продуктов при конструировании технологического оборудования и аппаратов

2.4. Состав и свойства молока различных видов сельскохозяйственных животных

Молоко козы, овцы, верблюдицы, буйволицы, кобылы, самок зебу, яка, северного оленя. Состав молока этих видов животных и его использование.

2.5. Факторы, влияющие на химический состава молока и его технологические свойства

Физиологические факторы (порода, стадия лактации, возраст и др.); внешние факторы (корма и уровень кормления, условия содержания животных, сезон года, моцион и другие); факторы, связанные с условиями получения молока (промежуток между доением, способы, кратность и скорость доения, полнота выдаивания, массаж вымени и другие).

Изменение качества молока при его фальсификации и примеси к нему анормального молока.

Особенности селекционно-племенной работы в молочном скотоводстве применительно к требованиям отраслей молочной промышленности (цельномолочной, маслодельной, сыродельной).

2.6. Гигиена молока

Показатели, характеризующие гигиеническое состояние молока. Источники загрязнения молока микроорганизмами и мероприятия, предотвращающие их попадание в молоко. Несвойственные примеси молока, представляющие опасность для здоровья людей. Санитарно-ветеринарные правила получения молока от здоровых и больных коров.

Гигиенические требования, предъявляемые к молочной посуде и инвентарю. Моющие и дезинфицирующие средства и способы их применения. Личная гигиена обслуживающего персонала. Получение молока, отвечающего требованиям ГОСТ на заготовляемое молоко.

2.7. Получение молока

Процесс образования молока. Качество молока при машинном и ручном доении. Особенности производства и обработки молока в крупных специализированных хозяйствах молочного направления.

Раздел 3. Технология молока и молочных продуктов

3.1. Обработка молока в хозяйстве

Операции первичной обработки молока. Обработка молока, полученного от больных животных. Оборудование для первичной обработки молока и его использование.

3.2. Сепарирование молока

Характеристика и устройство сепараторов. Техника сепарирования молока. Факторы, влияющие на полноту обезжиривания молока при сепарировании. Расчеты при сепарировании.

3.3. Молоко для непосредственного потребления, сливки и кисломолочные продукты

Ассортимент питьевого молока. Технология производства молока для непосредственного потребления. ГОСТ на молоко, выпускаемое в торговую сеть. Технология сливок. Виды сливок.

Кисломолочные продукты и их значение в питании населения и при выращивании молодняка сельскохозяйственных животных.

Характеристика молочнокислой микрофлоры и приготовление бак­териальной закваски. Технология производства кисломолочных про­дуктов жидкой и полужидкой консистенции. Технология производства кисломолочных продуктов с высоким содержания белка.

3.4. Маслоделие

Классификация масла. Качество молока и сливок для маслоделия. Способы производства масла и факторы, влияющие на сбивание сливок. Теория образования масла. Особенности производства масла различных видов. Производство масла на маслоизготовителях непрерывного действия. Изменения масла в процессе хранения. Основные пороки масла и меры их предупреждения. Выход масла. Упаковка и хранение масла. Экспертиза масла.

3.5. Сыроделие

Классификация сыров. Качество молока как сырья для производства сыра. Задачи зооинженера в получении сыропригодного молока. Общая технология твердых сычужных сыров. Сущность сычужного свертывания молока. Созревание сыров. Сущность процесса созревания сыров. Особенности технологии производства отдельных видов сыров (мягкие, кисломолочные, рассольные плавленые и др.). Поточный способ производства сыра. Основные пороки сыра и меры их предупреждения. Хранение, упаковка и транспортировка сыров. Экспертиза сыров

3.6. Молочные консервы и мороженое

Понятие о молочных консервах. Требования к молоку при производстве молочных консервов.

Основы производства стерилизованного молока, сгущенных молочных консервов, сухих молочных продуктов. Влияние исходного молока на качество и стойкость при хранении молочных консервов. Пороки молочных консервов и меры их предупреждения.

Понятие о мороженом. Технология получения смесей, замораживание, упаковка и транспортировка мороженого.

3.7. Вторичные продукты переработки молока. Заменители цельного молока

Вторичные продукты переработки молока: обезжиренное молоко, пахта, сыворотка. Безотходная технология в молочном деле. Использование вторичных продуктов переработки молока. Заменители цельного молока (ЗЦМ).

Раздел 4. Организационно-технические вопросы в молочном деле

4.1. Фермские молочные и их функции

Задачи фермских молочных. Типы и оборудование фермских молочных. Способы обеспечения фермской молочной теплом и холодом. Обеспечение фермской молочной горячей водой, паром и моюще-дезинфицирующими средствами. Значение холода в молочном деле и источники его получения (естественные и искусственные). Способы заготовки льда и его хранение. Значение льда для фермерских хозяйств. Льдосоляное охлаждение, холодильные установки и их эксплуатация.

4.2. Производство и переработка молока в условиях малых предприятий и в фермерских хозяйствах

Особенности получения и первичной обработки молока в условиях фермерских хозяйств и малых предприятий. Оборудование и аппаратура для получения молока. Методы мытья и дезинфекции молочной посуды, оборудования и аппаратов. Нетрадиционные методы мытья и дезинфекции молочной посуды и аппаратов.

Условия хранения, транспортировки молока и организация его продажи. Получение молочных продуктов в фермерских хозяйствах и малых предприятиях. Безотходная технология переработки молока.

4.3. Экология, ее влияние на организм животных и качество молока, используемого в питании населения и производстве молочных продуктов

Влияние на качество молока минеральных удобрений, пестицидов, антибиотиков, тяжелых металлов и других веществ.

Пути попадания различных радиоактивных веществ в молоко, био­логическая опасность их воздействия на организм человека и животных. Факторы, влияющие на концентрацию и продолжительность нахождения радиоактивных веществ в организме животных и выделения их с молоком.

Переход радиоактивных веществ из молока в различные молочные продукты. Методы определения радиоактивных веществ в молоке и молочных продуктах. Проведение необходимых защитных мероприятий против попадания радиоактивных веществ в организм животных, молоко и молочные продукты. Условия получения экологически чистого молока.

4.4. Расчеты в молочном деле и продажа молока

Пересчет молока из весового исчисления в объемное и обратно, оп­ределение абсолютного количества чистого жира, однопроцентного молока, среднего содержания жира в молоке, пересчет на четырехпроцентное молоко, вычисление средней жирности сливок.

Контроль за расходом молока при выработке молочных продуктов. Пересчет молока и молочных продуктов на базисную жирность. Учет молока на ферме. Продажа молока.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.