Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документы, подтверждающие расходы






 

Факт оплаты жилья или земельного участка должен быть подтвержден соответствующими платежными документами, оформленными в установленном порядке. В частности, к ним относятся квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и др. (абз. 24 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, Письма Минфина России от 03.05.2012 N 03-04-05/9-592, УФНС России по г. Москве от 16.01.2012 N 20-14/002453@, от 16.01.2012 N 20-14/002451@).

Как видно, перечень документов, подтверждающих факт осуществления расходов по приобретению имущества, является открытым. Следовательно, налогоплательщик вправе представить и иные документы, которые свидетельствуют о его расходах. Например, если в договоре купли-продажи есть запись о том, что на момент его заключения все расчеты по оплате стоимости приобретаемого имущества произведены в полном объеме, то договор выступает документом, подтверждающим понесенные затраты (Письма Минфина России от 15.12.2011 N 03-04-05/7-1047, от 30.11.2011 N 03-04-05/7-973). Суды также признают, что затраты могут быть подтверждены иными документами, помимо тех, которые указаны в ст. 220 НК РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 472-О, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.10.2004 N Ф03-А51/04-2/2670, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.02.2007 N Ф08-174/2007-96А).

Если расчеты осуществляются между физическими лицами, то подтвердить расходы можно каким-либо из следующих документов:

- расписка продавца о получении суммы, указанной в договоре купли-продажи. Нотариально заверять ее не требуется (ст. 161 ГК РФ). При этом в расписке обязательно должны быть указаны Ф.И.О. продавца, его адресные и паспортные данные, сделана запись о сумме переданных продавцу денежных средств, проставлены подпись продавца и дата (Письма УФНС России по г. Москве от 12.01.2011 N 20-14/4/000752@, от 26.11.2009 N 20-14/4/124154@);

- договор купли-продажи, в котором присутствует запись о том, что на момент его подписания расчеты полностью завершены или произошла передача денежных средств (Письма Минфина России от 19.07.2011 N 03-04-05/7-525, от 06.07.2011 N 03-04-05/7-483, от 20.05.2009 N 03-04-06-01/118). Заметим, что московские налоговики утверждают, что данную запись необходимо заверить у нотариуса (Письма УФНС России по г. Москве от 12.01.2011 N 20-14/4/000752@, от 26.11.2009 N 20-14/4/124154@);

- передаточный акт или договор купли-продажи имущества, которые содержат все элементы расписки. Следует учитывать, что в передаточном акте (договоре) должна содержаться запись о конкретной денежной сумме. Указания на то, что расчеты между продавцом и покупателем полностью произведены, недостаточно (Письма УФНС России по г. Москве от 12.01.2011 N 20-14/4/000752@, от 26.11.2009 N 20-14/4/124154@).

Отметим, что согласно разъяснениям ФНС России мемориальный ордер банка о переводе средств со счета налогоплательщика на счет продавца квартиры является основанием для предоставления имущественного вычета (Письмо от 29.10.2008 N 3-5-03/655@). Однако московские налоговики считают, что мемориальный ордер, а также поручение на перевод с отметкой банка о приеме от налогоплательщика заявления не могут подтверждать факт уплаты им денежных средств (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.12.2004 N 11-11н/83583). Аналогичный вывод следует из Письма УФНС России по г. Москве от 06.03.2009 N 20-14/4/020538@ о социальном налоговом вычете.

Важно также, чтобы платежные документы были оформлены на налогоплательщика, т.е. содержали сведения о нем как о физическом лице - его имя, фамилию и отчество (Письма Минфина России от 10.11.2011 N 03-04-05/7-874, от 29.04.2010 N 03-04-05/9-240).

Кроме того, как указал Минфин России в Письме от 05.06.2009 N 03-04-05-01/437, налогоплательщик сможет получить имущественный вычет, только если будет подтверждено, что расходы произведены за его счет. Аналогичная позиция высказана УФНС России по г. Москве в Письме от 12.05.2009 N 20-14/4/046504.

Если платежные документы оформлены на одного из собственников, то другой вправе получить вычет, только представив выписанную им доверенность, на основании которой первый собственник внес за него деньги в оплату имущества. Причем доверенность должна быть оформлена в письменной форме до момента внесения денег (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.11.2006 N 28-10/104735).

Отметим, что ФНС России в отношении долевой собственности высказала иное мнение. Так, вычет предоставляется на основании платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком - любым из совладельцев объекта имущества или всеми одновременно (Письмо ФНС России от 08.09.2008 N 3-5-04/491@).

Что касается процентов по ипотечным кредитам или целевым займам (кредитам) от российских организаций или индивидуальных предпринимателей, а также банковских кредитов на их перекредитование, то отметим следующее. Факт осуществления расходов на их уплату налогоплательщику необходимо подтвердить. Для этого в налоговую инспекцию надо представить (Письма УФНС России по г. Москве от 20.04.2011 N 20-14/4/38502@, от 18.03.2011 N 20-14/4/25232@, от 05.10.2009 N 20-14/4/103408@):

- копию кредитного (ипотечного) договора;

- копию графика погашения кредита и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору;

- справку организации, выдавшей кредит, об уплаченных в отчетном налоговом периоде процентах за пользование кредитом;

- платежные документы, подтверждающие уплату процентов (например, банковскую выписку по счету). Следует учитывать, что московские налоговики не относят к таким документам информационные письма банков (Письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2010 N 20-14/4/108837@).

Если оплата жилья производится работодателем, выдавшим ссуду, то, по мнению налоговиков, чтобы подтвердить право на вычет, помимо договора о предоставлении возвратной ссуды нужно также представить заявление налогоплательщика работодателю о перечислении ссудных средств в счет оплаты жилья продавцу, а также платежные документы, подтверждающие перечисление этих средств от имени налогоплательщика (Письмо ФНС России от 03.07.2009 N 3-5-04/952@).

При оплате жилья путем передачи векселей в налоговый орган нужно будет представить их копии с передаточной надписью и акт приема-передачи этих векселей, заверенный организацией-продавцом (застройщиком) (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.02.2010 N 20-14/4/012390@).

Если заем (кредит) получен несколькими созаемщиками, но имущество приобретено в собственность только одного из них, право на имущественный вычет в части процентов имеет только созаемщик - собственник имущества. При этом документы об оплате процентов должны быть оформлены на него (Письмо ФНС России от 29.10.2008 N 3-5-03/655@).

Важно иметь в виду, что в Налоговом кодексе РФ не установлена очередность учета расходов на приобретение имущества и затрат на погашение процентов в составе имущественного вычета. Поэтому, чтобы заявить расходы по уплате процентов, не обязательно до этого полностью использовать имущественный вычет по расходам на приобретение данного имущества (Письмо Минфина России от 20.08.2009 N 03-04-05-01/650).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.