Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления психологического сопровождения профессионального самоопределения.






 

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни человека, оно носит непрерывный характер. В процессе профессионального самоопределения человек сталкивается с множеством трудностей и проблем, которые являются специфическими для каждого периода профессионального развития. Нерешенность проблем отдельных периодов может привести к кризисам, которые сопровождаются снижением удовлетворенности профессиональной деятельностью, нарушениями эмоциональной сферы, перестройками ценностно-смысловой сферы личности. Задачами психологического сопровождения профессионального развития являются оказание психологической помощи человеку при решении возникающих проблем, профилактика кризисных явлений, помощь на этапе переживания кризисов профессионального развития, помощь в планировании карьеры с учетом индивидуально-психологических особенностей и потребностей человека с целью создания условий для наиболее полной самореализации личности.

 

Основными видами психологического сопровождения профессионального развития являются профориентация, профессиональный отбор, психологическое консультирование, разнообразные программы активизации субъекта профессиональной деятельности и обучение способам разрешения проблем (профориентационные игры, тренинги, групповые занятия и др.).

 

Профориентация – сложная комплексная проблема, по своему содержанию она – психолого-педагогическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее отражаются и на экономическом развитии общества, и на развитии личности. Целью профориентации является формирование у выпускников школ профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям рынка труда в кадрах. Под профориентацией понимается руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. От того, правильно ли выбрана профессия, зависит успешность выбранной профессиональной деятельности, самочувствие, здоровье, удовлетворенность работой, возможности самореализации личности. Рассмотрим, как соотносятся понятия профотбор, профориентация, профконсультация. Профотбор - это процесс выбора из группы кандидатов на определенную должность тех лиц, от которых с наибольшей вероятностью можно ожидать успешного выполнения профессиональных обязанностей. Профотбор проводится в тех случаях, когда профессия предъявляет повышенные требования к человеку, цена возможных ошибок профессиональной деятельности слишком велика, либо процесс обучения требует больших затрат. Профотбор проводится, как правило, по заказу администрации или кадровой службы предприятия или учебного заведения. Программы профотбора выстраиваются исходя из требований профессии и организации-заказчика.

 

Профориентация – ориентация в мире профессий с целью определения наиболее привлекательной и подходящей для человека. Программы профориентации исходят, прежде всего, из интересов конкретного человека- потребителя профориентационных услуг

 

и учитывают его индивидуально-психологические особенности. Профориентация включает разные направления работы: психолого-педагогическое, медицинское, социальное, адаптационное, консультативное. Психолого-педагогическое направление предполагает формирование мировоззрения в области трудовой деятельности, понимания необходимости

 

и значимости труда в жизни человека и общества, информированности о разнообразных профессиях и видах деятельности человека. Это направление реализуется в процессе воспитания и обучения. Медицинское направление предполагает учет состояния здоровья и медицинских противопоказаний при выборе профессии. Реализуется врачом-специалистом в области профдиагностики и профзаболеваний, а также подростковым или школьным врачом. Социальное направление предполагает учет потребности общества в кадрах определенной квалификации и профиля подготовки, перспективное планирование кадровой структуры общества. Адаптационное направление предполагает контроль адаптации молодежи на рабочих и учебных местах, помощь в адаптации и планировании карьеры. Консультативное направление понимается как индивидуально-ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Профориентационная консультация рассматривается как ситуация обучения, в процессе которой человек получает знания о профессиональном мире, формирует адекватное самопонимание, учится принимать зрелые решения и планировать свое профессиональное развитие. Обязательной задачей консультирования является повышение активности личности и ее ответственности.

 

Большой вклад в разработку программ профориентационного консультирования внес Е.А. Климов (1974, 1988, 2007). Выбор профессии он рассматривал как процесс решения сложной творческой задачи со многими неизвестными. Все многообразие профориентационных условий Е.А. Климов разделил на три сферы: «Хочу», «Могу», «Надо». В сферу «Хочу» были объединены феномены, связанные с выраженностью желаний, интересов, мотивов личности. Сфера «Могу» определяется совокупностью реальных способностей и умений личности, а также личностного потенциала в различных его воплощениях. К сфере «Надо» относится информация о возможностях и ограничениях внешнего мира, которой оперирует личность. В связи с последним, Н.С. Пряжников (2002) определяет проблему профессионального самоопределения как проблему свободы выбора в целом.

 

В современной практике существует множество подходов и программ профориентационного консультирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.