Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностное самоопределение.






Теоретическая часть.

 

Личностное самоопределение.

 

Потребность в самоопределении является важным личностным новообразованием подросткового и юношеского возраста, она является аффективным центром жизненной ситуации в указанные периоды развития. Самоопределение включает в себя потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом и тем самым определить смысл своего собственного существования. Самоопределение связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы собственного будущего. Л.И.Божович отмечает двуплановость самоопределения: самоопределение через выбор профессии и самоопределение через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования. В связи с этим известный исследователь психологии юношеского периода развития И.С.Кон говорил, что проблема самоопределения разбивается на два вопроса: кем быть – профессиональное самоопределение и каким быть – ценностно-смысловое, личностное самоопределении, выбор образа жизни, мировоззренческая проблема. Гинзбург делает акцент на ценностно-смысловой природе самоопределения, говоря о том, что самоопределение – это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и прояснение на этой основе смысла своего существования. В общем смысле слова самоопределившаяся личность становится субъектом собственной жизни, он формирует свой стиль, активно творит жизнь. И хотя, всеми авторами признается значение подросткового и юношеского периодов для профессионального и личностного самоопределения, можно сказать, что самоопределение осуществляется в течении всей жизни человека. И на каждом этапе своего развития личность сталкивается с задачами самоопределения. Особой ценностью и вектором развития личности является ее движение в сторону самостоятельности. И в этом движении, по представлению В.И. Слободчикова человек проходит через ряд ступеней: самодеятельного, самосознающего, самоустремленного, и, наконец, высшей ступенью является способность к саморазвитию, самоосуществлению. Под самоосуществлением понимается процесс воплощения себя, своей самости (сил, способностей, ценностей) в материальной и духовной деятельности в разных ее формах, фактически – это процесс поиска и реализации смысла жизни. Способы самоосуществления личности могут быть различными. Так, исследователи (Дерманова И.Б. и др.) выделяют такие способы самоосуществления как самовыражение, самореализация, самотрансцеденция.

 

Самовыражение – проявление своей неповторимой индивидуальности во вне независимо от социальной полезности. Эта форма самоосуществления характерна для более ранних периодов развития, включая подростковый и юношеский возраст. Более зрелой формой самоосуществления можно считать самореализацию. Самореализация представляетпродуктивное использование себя, своей сущности в различных сферах. Важной характеристикой самореализации можно считать социальную приемлемость и полезность результатов, а также ориентацию на внешние цели. Важнейшей сферой самореализации может быть профессиональная. Самореализация как более зрелая форма самоосуществления характерна для периода взрослости. И, наконец, высшей формой самоосуществления можно считать самотрансцеденция, как осуществление себя в служении другому, отдача всех своих сил некой высшей цели, которая находится вне человека (В.Франкл). Самотрансцеденция более характерна для периода поздней взрослости. В исследования Е.Лукиной показано, что человек в процессе самоосуществления проходит сложный путь в направлении от эго-ориентации(ориентации на себя, свои нужды) к ориентации на другого, на выход за пределы собственного Я. Такая переориентация происходит, как правило, после кризиса середины жизни. Таким образом, мы видим, что самоопределение и самоосуществление в разных его формах осуществляется на протяжении всей жизни человека и приобретает разные направления в зависимости от периода развития.

 

Направления и уровень самоопределения, помимо возраста, определяется также показателями психологической зрелости личности. Психологическую зрелость личности связывают со способностью личности выполнять социальные функции: продуктивно трудиться, Успешно общаться, адекватно познавать социальную действительность и себя. И.М. Палей полагал, что личностная зрелость характеризуется выраженностью своего социального потенциала, т.е. способностью влиять на развитие других людей и общества в целом. Другие авторы связывают психологическую зрелость личности со способностью полноценно выполнять гражданские, семейные, профессиональные и другие обязанности. Б.Г. Ананьев определял зрелость, как наиболее продуктивное состояние личности, совпадающее с фазой взрослости. Природа характеристик личностной зрелости сложна и не до конца определенна. Большинство авторов склоняются к определению личностной зрелости как множественного феномена, В структуре личностной зрелости можно выделить интра- и интерперсональные характеристики. К интраперсональным характеристикам можно отнести: ответственность, осознанность, направленность на саморазвитие, самопринятие, автономию, жизнестойкость, самоуправление, целостность, широту связей с миром. К интерперсональным: толерантность, гуманистическую направленность личности, позитивные межличностные отношения. В разные периоды взрослости показатели и основные составляющие личностной зрелости видоизменяются в соответствии с задачами, решаемыми на данном этапе развития. Формирование показателей зрелости личности происходит в процессе решения основных жизненных задач и преодоления кризисов, специфических для каждого возрастного периода. Поэтому в разные периоды развития отмечается различная степень выраженности и разная структура параметров психологической зрелости личности. Ряд авторов (Леонтьев Д.Н.) полагают, что главным феноменом личностной зрелости является самодетерминация личности, т.е. способность осуществлять деятельность независимо от внешних и внутренних обстоятельств, т.е.

 

автономность. Представляется, что гетерохронность формирования отдельных компонентов личностной зрелости, большая индивидуальная вариабельность ее показателей, ее своеобразие в зависимости от условий и характера социализации, профессиональной и половой принадлежности (как показано в исследования кафедры психологии развития и дифференциальной психологии) все это составляет неоднородную основу для самоопределения и самоосуществления личности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.