Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное самоопределение: структура и факторы.






 

Возрастом, сенситивным для профессионального самоопределения является старший подростковый и ранний юношеский возраст. Л.И. Божович (1968), Кон И.С. (1989) и многие другие исследователи этого возраста связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности. В связи с этим проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания юношей и девушек. Не случайно, основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем, рождение жизненной перспективы, представление о своем желаемом «Я». На вершине мотивационной иерархии оказываются планы, намерения в отношении будущего, они начинают подчинять себе все другие потребности, стремления человека. По существу речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого «замысла», «плана жизни», по выражению С.Л. Рубинштейна. Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Изменяется восприятие и оценка временных характеристик жизни и это представляет одно из важнейших оснований самоопределения. Другим основанием являются те кардинальные изменения, которые происходят в самосознании на рубеже старшего подросткового и юношеского возрастов. Самосознание в этот период переходит на качественно новый уровень. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, психологического, динамического аспекта самовоспитания. В развитии эмоциональной стороны самосознания это проявляется в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее целостное отношение к себе. При этом меняется знак отношения к себе, в отличие от прежнего двухполюсного (хороший – плохой) оно приобретает более сложный характер. Развитие регуляторной стороны идет в направлении, как бы обратном, описанному выше. Это проявляется во все большей дифференцированности самооценки, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. Рефлексивный анализ в этом возрасте весьма самокритичен, подростки переживают наличие у себя отрицательных черт, считают себя виновными во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. В отличие от подросткового, рефлексивный анализ в юношеском возрасте проходит на более спокойном эмоциональном фоне, ослабляется аффективная окрашенность самоанализа. Переходный от подросткового к юношескому период сенситивен для формирования ценностных ориентаций, как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения, системы отношений к окружающей действительности. Все эти преобразования подросткового и юношеского возраста (формирование отношения к будущему, развитие самосознания, формирование ценностно-мотивационной сферы) составляют основу для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению. Понятие психологической готовности предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволяют человеку с наибольшей полнотой реализовать себя и включает такие качества, как потребность в общении, владение способами его построения, развитое мышление, в том числе, теоретическое; развитие рефлексии, умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

 

Наиболее полно готовность к профессиональному выбору изучена и описана Д. Съюпером (1957). Он полагает, что человек должен выбирать профессию с учетом:

 

· Своего образа «Я», включающего образ себя, мысли о самом себе и оценки себя;

 

· Интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению;

 

· Специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;

 

· Интересов, включающих тенденции поведения и проявляющихся в желании, поиске

 

и выполнении определенных видов деятельности;

 

· Ценностей личности, которые подразделяются на внутренние (содержательные) и внешние (сопутствующие) по отношению к процессу труда;

 

· Отношения к труду, работе и профессии, которое является производным от системы ценностей и формируется в процессе становления карьеры;

 

· Потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии;

 

· Черт личности, как наиболее общих моделей поведения человека;

· Профессиональной зрелости, уровень которой определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.

 

В ходе исследований, проводимых с учащимися колледжа, Д. Съюпер выявил и описал основные характеристики профессиональной зрелости. Он включил в нее такие показатели, как заинтересованность в выборе профессии с использованием всех ресурсов и имеющейся информации; стремление к получению новой информации и планированию предпочитаемого места работы; однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени; «кристаллизация черт» - зрелость интересов, независимость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней, реализм профессиональных позиций, соответствие ценностей выбираемой работы, интересам человека; соответствие предпочтений, способностей, интересов и активности субъекта.

 

Более поздние исследования отечественных психологов (А.П. Чернявская, 2001) на основе эмпирических и теоретических исследований, в том числе и работ Д. Съюпера, позволили выделить пять основных параметров профессиональной зрелости:

 

· Автономность – вычленение себя из мира окружающих людей. Для возникновения автономности человек должен ощутить свою независимость от родителей, от внешней детерминации своего поведения (он должен перейти на самодетерминацию), он должен осознавать свой идеальный образ Я и стремиться к его достижению;

 

· Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;

 

· Умение принимать решения;

 

· Умение планировать свою профессиональную жизнь;

 

· Эмоциональная включенность в ситуацию решения. Эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в положительном эмоциональном настрое, жизненном оптимизме и переносимости неудач. Эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших компонентов профессиональной зрелости.

 

Соотнесение понятий «профессиональная готовность» и «профессиональная зрелость» приводит к выводу о том, что они во многом синонимичны, наполнены сходным по смыслу психологическим содержанием. Вместе с тем, традиционно термин «психологическая готовность» используется, когда речь идет об этапе профессионального выбора, он относится к подростковому и юношескому возрасту. В то же время понятие «профессиональная зрелость» может быть применимо по отношению ко всем этапам профессионального развития личности.

 

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», введенное Э. Эриксоном (1996). А центральным феноменом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной мере обостряется как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к негативному, а другая к позитивному направлению развития. Д. Марсиа (1966, 1980), опираясь на концепцию Э. Эриксона, установил четыре варианта, или статуса формирования профессиональной идентичности. Статус профессиональной идентичности понимается как определенная ступенька, этап, через который проходит человек в процессе профессионального самоопределения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.