Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории профессионального самоопределения.






 

Профессиональное самоопределение – формирование у человека цели и смысла своей профессиональной деятельности, готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых со стороны общества. Профессиональное самоопределение предполагает идентификацию с определенной профессиональной группой, принятие ее целей и ценностей. Профессиональное самоопределение, также как и личностное осуществляется в течении всей жизни человека. Интерес к этой проблеме и попытка ее научного решения относятся к концу 19 века. Автором первой теории профессионального самоопределения считается Фрэнк Парсонс, Бостонский педагог, психолог, общественный деятель. Он заложил не только теоретические, но и практические основы оказания помощи человеку при выборе профессии. В настоящее время существует множество теорий профессионального самоопределения, которые можно условно разделить на группы.

 

Краткая сводка наиболее известных теорий профессионального развития личности представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.Теории профессионального развития.

 

Направления Авторы Основания    
    профессионального    
    выбора и развития    
         
Дифференциально- Ф. Парсонс, Дж. Холланд, Индивидуальные    
Психологическое Е.А. Климов, особенности личности    
       
         
Психодинамическое З. Фрейд, Э. Роу, А. Маслоу Генетические предпосылки,    
    потребности, мотивы    
         
Теории решений Х. Томэ, Г. Рис, Д. Тидеман, Система ориентировок в    
  А.В. Карпов профессиональных    
         
         
    альтернативах
     
Теории развития Э. Генцберг, Д. Съюпер, У. Джейд, Характеристики
  Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, онтогенетического развития
  Э.Э. Сыманюк, Н.С. Пряжников,  
  Ю.П. Поваренков, Л.А. Головей  
     
             

 

 

Следствием появления концепций индивидуальности и концепций профессионального развития стало появление новых критериев разумности выбора трудового пути. Эти критерии предлагают оценивать степень соответствия человека избранной профессии не по параметрам начальной эффективности труда, а как вероятность успешного следования человека за профессией, включающую не только взаимоадаптацию человека и труда, но и возможности для профессионального роста, общего развития, проявления своей индивидуальности. Понимание выбора профессии как процесса, складывающегося из дискретных решений, предполагает изучение всех его стадий: опыта, характера внутрисемейных отношений и прочих факторов, играющих роль в формировании интересов, способностей, установок, направленности личности. Разная скорость общего и профессионального созревания делает неправомерным приуроченность окончательного выбора к узкому возрастному периоду. Отказ от модели выбора в пользу модели развития предполагает применение новых методов консультирования, взаимодействия консультанта и клиента. Тесты в этой модели рекомендуется использовать не как орудие оценки, а как инструмент информации, в которой нуждается клиент и которую он хочет получить. Задача консультанта сводится к раскрытию для клиента смысла тестов и получаемых показателей. Смысл информации о профессиях сводится к облегчению исследования своих профессиональных возможностей и подготовки к следующей стадии развития. Это предполагает дачу объективных сведений без давления на клиента, без оценочных суждений консультанта, чтобы побуждать собственную оценочную деятельность консультируемого, его активность и ответственность. Таким образом, профессиональная консультация стала рассматриваться как ситуация обучения, в которой консультируемый овладевает навыками осознания и контроля постоянных изменений в себе и в мире труда. Он приобретает умения самостоятельно осваивать профессиональный опыт и принимать зрелые решения, расширять свои знания и стремиться к более полному и гибкому планированию своего будущего.

 

Анализ теоретических подходов к профессиональному выбору и развитию показал, что каждая из перечисленных теорий предлагает свое основание и источники влияния на профессиональный выбор и развитие, и каждая из этих теорий имеет право на существование. Ведь профессиональное развитие человека представляется чрезвычайно сложным процессом, имеющим множественную детерминацию, включающую и генетические предпосылки, и потребности личности, систему ее интересов и ценностей, индивидуальные особенности и характеристики развития. Для современных моделей профессионального развития характерны мультифакторные подходы. В последние годы все большее количество исследователей рассматривают профессиональное развитие в связи с онтогенетическим, личностным развитием, в контексте целостного жизненного пути

 

человека, его типологических особенностей и стилей жизни (Абульханова-
Славская К.А., 1991; Головаха Е.И., 1988; Кроник А.А., 1984; Ахмеров Р.А., 1993,
Анциферова Л.И., 2006).    

 

Практически во всех развитых странах на сегодняшний день имеются службы оказания помощи молодежи на этапе выбора профессии. Большое внимание этому вопросу уделяют международные организации. Так, в решении сессии ЮНЕСКО (1972г.) было записано, что ни одна страна не может правильно развиваться, если ее молодежь не имеет возможности выбора профессии в соответствии со своими способностями, личными качествами и потребностями рынка труда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.