Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УТВЕРЖДАЮ. Проректор по образовательной политике






Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Психология подросткового возраста ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 36 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии С.С. Котова
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 17 января 2013 г. № 6.

 

Заведующая кафедрой педагогической психологии   О. Н. Шахматова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.

 

Председатель методической комиссии ИПс   О. В. Мухлынина  
       
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
       
Директор ИПс   И. И. Хасанова  
           

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2013

© Котова С.С., 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины – развитие профессиональной компетенции в области психологии подросткового возраст; изучение практических аспектов работы педагога-психолога с подростками; систематизация и углубление знаний студентов о психологических особенностях подросткового возраста, формирование умения подбирать, применять психодиагностический инструментарий, анализировать результаты, планировать направления психокоррекции.

Задачи дисциплины:

• сформировать умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой;

• дать представления об организации процесса диагностики индивидуальных особенностей детей подросткового возраста и процесса коррекционной работы с ними;

• развить умения проектировать диагностическую, просветительскую и консультационную работу с подростками;

• сформировать умения и навыки теоретической методологической психологической оценки, направленной на понимание общепсихологических аспектов возрастного формирования личности подростков;

• развить умения и навыки диагностики и оценки функциональных проявлений личности подростка в динамике;

• изучить разносторонние, характерные для обширной психологической нормы, проявления и показатели возрастного развития личности подростков и типологические характерологические особенности и акцентуации характера;

• способствовать профессиональному саморазвитию будущих специалистов.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Психология подросткового возраста» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата.

Данная дисциплина читается студентам на втором курсе в 4 семестре и базируется на дисциплине этого же цикла базовой его части «Психологии развития», реализуемой на первом курсе во 2 семестре, а также связана с дисциплиной базовой части Математического и естественнонаучного цикла «Анатомия и возрастная физиология» (первый курс, 2 семестр).

Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о возрастном развитии человека, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека.

Воспитательной целью данного курса является формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах.

Место и роль дисциплины «Психология подросткового возраста» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.2. Из дисциплины «Общая психология»:

Знания: теоретических и практических задач общей психологии;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;

Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

2.3. Из дисциплины «Социальная психология»:

Знания: теоретических и практических задач социальной психологии;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;

Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Психология подросткового возраста» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»:

· способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

· готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);

· готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

· способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

· готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

· способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- особенности строения психики и закономерности ее развития в период подросткового развития ребенка;

- варианты и особенности развития подростка при различных видах дизонтогенеза;

- основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе подростничества;

Уметь:

- взаимодействовать со сверстниками подросткового возраста;

- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности подростков;

- применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей воспитанников;

Владеть:

- современными методами исследований в области возрастной психологии подростка;

- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики ребенка подросткового возраста

- современными технологиями педагогической деятельности в контексте подготовки подростка к профессиональному и личностному самоопределению.

 


4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объемы учебной работы Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком Заочная с применением дистанционных технологий с сокращенным сроком
Виды и объем учебной работы в часах
Общая трудоемкость дисциплины        
Аудиторные занятия        
лекции        
практические занятия        
семинарские занятия - - - -
лабораторные работы - - - -
текущие консультации - - -  
другие виды аудиторных занятий - - *36 *36
Самостоятельная работа        
изучение теоретического курса        
курсовая работа - - - -
домашние задания        
подготовка к зачету        
Вид промежуточного контроля зачет зачет зачет зачет

* часов уже изучено и переаттестовано

 

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
I. Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Психология подросткового возраста»   1-4          
1. Тема 1. Дисциплина «Пси-хология подросткового возраста» в контексте психологии развития и возрастной психологии     1-2   -   Еженед. Изучение теоретического курса. Письменная творческая работа. Входной контроль знаний.
2. Тема 2. Научно-методо-логическая база дисциплины «Психология подросткового возраста» с позиций психологии развития и возрастной психологии   3-4       Еженед. Изучение теоретического курса. Оформление таблицы, заполнение схемы.
II. Раздел II. Психологические особенности подросткового возраста   5-20          
1. Тема 3. Физические параметры развития в подростковом возрасте             Еженед. Изучение теоретического курса. Творческое задание.
2. Тема 4. Предпосылки развития в подростковом возрасте       -   Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Творческое задание.
3. Тема 5. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте           Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Разработка элементов тренинга.
4. Тема 6. Ведущая деятельность в подростковом возрасте       -   Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Творческая работа.
5. Тема 7. Специфические особенности психики и поведения подростков   9-10       Еженед. Проект оказания психологической помощи подростку. Текущий контроль.
6. Тема 8. Психологические особенности общения подростков со взрослыми и сверстниками   11-12       Еженед. Изучение теоретического курса, презентации, дискуссии, имитационные упражнения
7. Тема 9. Возрастные психические новообразования подросткового возраста           Еженед. Заполнение сравнительной таблицы.
8. Тема 10. Развитие личности и кризис перехода к юности           Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Эссе, таблица.
9. Тема 11. Подростки группы риска     15-16 -     Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Коллективный проект с презентацией на занятии.
  Тема 12. Особенности и направления психодиагностики подростков, возможности психокоррекции   17-20 -     Еженед. Аннотационно-реферативное сообщение. Промежуточный контроль.
  Итого:   1-20         Зачет

 


4.3. Содержание дисциплины

Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Психология подросткового возраста»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.