Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте






Подростковый возраст – переход от детства к взрослости. Чувство взрослости. Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности.

Подросток осваивает все возможные виды социальных отношений. Ученые выделяют пространственные отношения, временные отношения, причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения и пр. Социальные отношения: отношения в процессе учебной деятельности, отношения в процессе производственной деятельности, дружеские отношения, семейные отношения и т.д. Наряду с этим, человек вступает в отношения с созданными им вещами, с объективным миром и с другими людьми. Разного рода отношения субъекта характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека с другими людьми влияет на формирование его личностного самоотношения к себе. Концепция отношений человека была выдвинута Лазурским Александром Федоровичем и получила дальнейшее развитие в работах Мясищева Владимира Николаевича.

Социальная ситуация развития предполагает собою наличие определенных социальных отношений. В ходе формирования социальных отношений личностью осуществляется социальное познание и социальное поведение. Социальное познание – это когнитивная активность личности, сопровождающая и опосредствующая социальное поведение, включая получение информации о социальном окружении, организацию и трансформацию этой информации в памяти, а так же ее влияние на социальное поведение. Социальное поведение – это: 1) в широком смысле – любое поведение субъекта, включающее в себя какой-либо социальный компонент. Например, поведение индивида, которое оказывает влияние на установки, ценности, действия других людей, или, наоборот, поведение субъекта под влиянием установок, ценностей, действий других людей; 2) поведение личности или группы, находящееся под контролем других групп или общества в целом. Подросток проявляет социальную активность нередко более интенсивно, чем взрослый человек. Социальная активность – это потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием.

Социализация подростка – освоение социальной реальности. Социализация – это культурно обусловленный, а так же исторически обусловленный процесс и результат усвоения и воспроизводства человеком (уже с дошкольного возраста) социального (общественного) опыта, осуществляемый человеком в общении и совместной деятельности с другими людьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.