Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы комбинаторики






ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ комбинаторики является временной промежуток реакции, т.н. запаздывание, обороняющихся игроков на действия атакующих. Использовать данное преимущество во времени, игроки атакующей команды, могут лишь в том случае, когда их действия производятся по заранее наигранным на тренировках схемам, причём, в одно, максимум два, касания. ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ комбинирования или взаимодействия игроков является создание численного преимущества в завершающей фазе атаки с помощью передач или обводки и его реализации.

ЗАКОНЫ КОМБИНАТОРИКИ:

1. Команда, владеющая шайбой, с помощью ведения и передач в функциональной группе осуществляет продвижение к воротам соперника. Обводка, как правило, применяется в случае невозможности дальнейшего развития атаки с помощью передач или для создания численного преимущества в позиционной атаке.

2. Игроки, не владеющие шайбой, осуществляют открывания на свободное место для её получения и продолжения атаки. В зоне нападения освобождение от опеки производить встречным движением к шайбе, чтобы лишить защитников возможности игры на опережение.

3. Хоккеист, владеющий шайбой, обязан сделать передачу партнёру, находящемуся в более выгодной позиции для продолжения атаки или её завершения. Нельзя делать передачу игроку, не готовому к приёму шайбы.

4. Завершающая стадия атаки должна проходить, как правило, в одно касание для того, чтобы лишить обороняющихся времени для принятия адекватных мер противодействия.

5. Импровизация допустима только в пределах ранее разученных (не менее двух) схем взаимодействий (комбинаций), в противном случае она будет носить хаотичный характер. Чтобы избежать подобного хаотичного движения на уровне периферического зрения, необходима кропотливая учебно-тренировочная работа по освоению и совершенствованию осмысленных взаимодействий.

ГЕОМЕТРИЯ ХОККЕЯ.

Для удобства в освоении законов комбинаторики и пространственных схем взаимодействий на хоккейном поле, в котором игроки являются вершинами подвижных и видоизменяющихся геометрических фигур, а хоккейная площадка является ограниченным геометрическим пространством - возникает необходимость ввести термин «Геометрия хоккея». Этот раздел хоккея обосновывает целесообразное пространственное расположение хоккеистов, входящих в игровую функциональную группу и схемы по которым эффективнее действовать в тех или иных ситуациях. Мы видим, что два игрока не обладают полем взаимодействий и поэтому имеют всего лишь один неповторяющийся вариант - передача между собой.

Три хоккеиста, функционируя, образуют форму треугольника и имеют семь неповторяющихся вариантов взаимодействий.

Четверо игроков образуют форму четырёхугольника и обладают 28 вариантами.

Пятеро – пятиугольник и 56 неповторяющихся вариантов взаимодействий.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в основе взаимодействий команды во время игры лежит подвижный, видоизменяющийся по форме функциональный треугольник (трое игроков), имеющий семь неповторяющихся вариантов взаимодействий, которых достаточно, при умелом исполнении, чтобы переиграть любого соперника. Два игрока, открывающихся одновременно для получения паса – основа успешного комбинирования. Заметим, что у двух взаимодействующих игроков возможности выбора нет, но это не исключает эффективные передачи между собой при ситуации 2-0 и 2-1, а также при тактическом удержании шайбы.

Таким образом, устанавливаем, что основой комбинирования во время игры является функциональный треугольник, состоящий из трёх хоккеистов. Четвёртый и пятый игрок, подключающийся к комбинации, увеличивает количество вариантов взаимодействий, но также увеличивает возможность потери шайбы.

Естественно, что чем выше тактико-техническое мастерство игроков, тем большее количество игроков участвуют в разыгрывании комбинаций и тем сложнее сопернику разгадывать их. (Классические схемы расположений игроков в различных зонах поля при игре в различных численных сочетаниях смотри ниже в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ).

ГРУППОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с шайбой. «2-0; 2-1; 2-2; 3-0; 3-1; 3-2;»

У команды, владеющей шайбой, в различных зонах поля в зависимости от игровой ситуации возникает необходимость во взаимодействиях двух, трёх и более игроков. Для выхода из зоны защиты и развития атаки в середине поля существует множество вариантов, в частности Н.Г.Пучковым для его команды СКА г. Ленинград, их было придумано двенадцать (Смотри приложения). Для нас наиболее важными являются взаимодействия в зоне завершения атаки или в зоне реализации. Итак: В результате атакующих действий команды в завершающей фазе атаки возникают различные сочетания атакующих и обороняющихся. Внутри них и между ними происходят взаимодействия, т.е. функционирование. Для удобства в изучении и освоении законов взаимодействий внутри таких групп их принято выделять в отдельный раздел и называть групповыми. А.В.Тарасов ввёл термин звеньевые взаимодействия, подразумевая под звеном трёх хоккеистов, а под группой – двух игроков.

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ 2-0 Здесь и далее первая цифра обозначает количество атакующих игроков, а вторая – количество обороняющихся игроков. Ноль обозначает, что защитников нет кроме вратаря. Памятуя о том, что хоккей не любит лишних движений, хоккеист, владеющий шайбой, движется на вратаря с намерениями забить гол. Свободный игрок открывается для получения передачи на дальнюю штангу ворот и тем самым отвлекает внимание вратаря. У игрока, владеющего шайбой, три варианта действий: - непосредственная атака ворот броском, ударом или обводкой - передача партнёру после ложного замаха на бросок или удар - после передачи партнёру занять позицию для получения обратной передачи или для добивания шайбы после отскока от вратаря. (нельзя выключаться из игры до конца игрового эпизода, а также всегда помнить, что вратарь попытается сыграть на опережение).

СИТУАЦИЯ 2-1 Задача атакующих игроков осложняется появлением у вратаря помощника в лице защитника. Здесь продолжается игра в кошки-мышки, т.е. кто кого перехитрит. Владеющий шайбой игрок также атакует вратаря. Если защитник не вступает в борьбу за отбор шайбы – продолжаем атаку вратаря, если атакует игрока, владеющего шайбой, попытаться сделать передачу партнёру, направив шайбу между коньком и клюшкой защитника, т.е. произвести тактический размен с защитником, выключив его из активной обороны. Тактический размен есть основа разыгрывания численного преимущества до логического завершения атаки броском, обводкой или замыканием штанги.

СИТУАЦИЯ 2-2 Здесь, как и везде, при позиционной атаке, т.е. в равно численных составах, необходимо обыгрывание одного из защитников для создания численного преимущества с последующей реализацией по законам комбинаторики.

СИТУАЦИЯ 3-0 и 3-1 То же самое, что и в 2-0 и 2-1. Здесь можно и нужно проявить способность хорошего взаимодействия. Желательно в одно касание.

СИТУАЦИЯ 3-2 или классика хоккея. Вход в зону с шайбой. Ближайший, к владеющему шайбой, игрок, выкатывается ему за спину для получения шайбы. После оставления шайбы нападающий устремляется к ближайшей штанге ворот и разворачивается лицом к владеющему шайбой игроку для её обратного получения. Второй партнёр устремляется к другой штанге ворот и также разворачивается лицом к шайбе для её получения. Эти два манёвра ставят защитников перед выбором: либо опекать нападающих, расположившихся около боковых штанг ворот, либо кому-то атаковать владеющего шайбой. Владеющий шайбой игрок движется к воротам, вынуждая защитников к активным действиям. Защитник начал атаковать, владеющего шайбой игрока, тогда нападающий, после паузы, производит тактический размен передачей шайбы под клюшку защитнику. После этой передачи возле ворот возникает ситуация 2-1, а как её разыграть смотри выше. В данной игровой ситуации необходимы два тактических размена, т.е. по одному на каждого защитника, но это классика, которая не исключает более быстрого решения. Чтобы найти оптимальный вариант нужно хорошо знать и уметь выполнять классику, читать ситуацию, т.е. видеть перемещения соперников и, заметив ошибку в их действиях, умело воспользоваться ею. Владеющий шайбой игрок помимо передачи может произвести: - прямой бросок в незащищённое место ворот, остальные на добивание - бросок или удар на рикошет или на изменение направления движения шайбы - обводка одного или двух защитников Нападающий, находящийся около боковой штанги, после получения шайбы имеет возможность: - забить гол обводкой, прямым броском, постановкой клюшки на рикошет или на изменение направления движения шайбы - переадресовать шайбу игроку, находящемуся в более выгодной позиции для взятия ворот. Семь неповторяющихся вариантов взаимодействий возможны у трёх нападающих, составляющих игровой функциональный треугольник.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЕЗ ШАЙБЫ (2-2 и 2-3)

СИТУАЦИЯ 2-2 Действия обороняющегося игрока в ситуациях 1-2 и 1-3 мы рассмотрели в разделе индивидуальные действия хоккеистов. Теперь необходимо рассмотреть взаимодействия обороняющихся игроков. От координированных действий обороняющихся во многом зависит исход противоборства. Маневрируя и откатываясь к своим воротам, защитники выбирают наиболее подходящий момент для атаки владеющего шайбой соперника. Ближайший к шайбе защитник устремляется в единоборство с целью овладения шайбой или её выбиванием с клюшки нападающего или отсечением нападающего от неё с последующим подбором шайбы партнёром. Второй защитник должен одновременно контролировать свободного нападающего, а также следить за развитием единоборства. В случае отсечения нападающего от шайбы произвести её подбор, а в случае обводки партнёра по защите нападающим соперника приступить к действиям (1-2), описанным выше.

СИТУАЦИЯ 2-3 На предыдущей странице мы рассматривали взаимодействия трёх нападающих против двух защитников, и каким образом их можно переиграть. Теперь нам требуется организовать игру защитников таким образом, чтобы нейтрализовать усилия нападающих. В ситуациях 0-1, 1-2, 1-3 мы выяснили, что лучшим способом обороны является имитация атаки на нападающего, владеющего шайбой. Защитник, производя имитацию атаки, вынуждает игрока, владеющего шайбой, делать или передачу или обводку. Мы помним, что вероятность потери шайбы во время обводки выше, чем при передаче и логичнее предположить, что нападающий выберет передачу. От правильного расположения второго защитника будет зависеть вероятность перехвата шайбы. Синхронное И здесь мы убеждаемся в том, что возможность выигрывания игровой ситуации зависит от правильного расчёта действий соперника и принятия, целесообразных мер противодействия, зависящих, в первую очередь, от степени развития игрового мышления. Чтобы выиграть или переиграть надо, прежде всего, перехитрить соперника. Опережающее игровое мышление проявляется в имитации активных оборонительных действий, вынуждающих соперника действовать по вашему сценарию. Заканчивая главу групповых взаимодействий и вспоминая индивидуальные действия хоккеистов, убеждаешься в том, что разделение игры команды на функциональные группы продиктовано целесообразностью игровой ситуации, т.к. взаимодействия возникают по мере необходимости продвижения игрока, владеющего шайбой, к воротам соперника. Если, владеющему шайбой, игроку достаточно одного партнёра для взятия ворот соперника – то второй будет лишним и т.д. и т.п.

КОМАНДНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (3-3; 4-4; 5-5; 4-3; 5-3; 6-3; 6-4; 6-5; 3-4; 3-5; 3-6; 4-6; 4-5).

Успех командной тактики зависит не только от правильных действий и взаимодействий игроков, направленных на преодоление сопротивления соперника, но и от того насколько соперник позволяет осуществлять задуманное. Современный хоккей характеризуется выравниванием физико-технических возможностей команд. В таких условиях ведущую роль в обеспечение успеха команде, играет уровень индивидуального тактического мастерства игроков и качество, наигранных на тренировках, схем взаимодействий. И, что особенно важно, способность игроков, звеньев и команды в целом перестраиваться не только по ходу матча, но и в течении одной игровой смены. Командные взаимодействия возникают из индивидуальных действий. К игроку, владеющему шайбой, по мере необходимости присоединяются один, два и более игрока, которые образуют временные функциональные группы для решения конкретных игровых ситуаций.

Основой взаимодействий, как мы определили выше, является взаимодействие трёх игроков, образующих игровой функциональный треугольник, который имеет игровое пространственное поле и семь неповторяющихся вариантов взаимодействий в нём. Успех взаимодействий зависит от строгого выполнения законов комбинаторики, т.е. законов взаимодействий.

Функционально командную игру можно сравнить с работой амортизатора или пружины, которая сжимается под натиском соперника и разжимается в контратаке или пытается дожать противника позиционным розыгрышем шайбы. Философия командной игры в том, чтобы больше забить и меньше пропустить. Философия тренировки это освоение или репетиции фрагментов игры, а также исправлением ошибок в индивидуальных действиях, звеньевых и командных взаимодействиях допущенных в предыдущих играх. Изучение и освоение тактико-технических фрагментов игры производится на тренировке, а совершенствование возможно только в двухсторонних играх.

Итак: Команда, владеющая шайбой, имеет три варианта действий:

- скоростная контратака

- позиционная атака

- тактическое удержание шайбы

Команда, не владеющая шайбой, имеет также три варианта действий:

- активный отбор (силовое давление и персональная опека)

- пассивный отбор (игра от обороны и позиционная игра)

- ситуационный отбор (вступление в борьбу за шайбу по игровой ситуации)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.