Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Теоретическое введение. 1. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.






План:

1. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

2. Характеристика общения как ведущего вида деятельности подростка

а) общение подростка со сверстниками; подростковая субкультура;

б) взаимоотношения подростка со взрослыми;

3. Изменения в учебной деятельности в подростковом возрасте. Другие виды деятельности подростка.

Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [25], [26], [28], [43], [58], [64], [89], [91], [94], [95].

Подростковый возраст длится в среднем с 10 -11 лет до 14 -15. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. В основном подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства.

Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Однако, психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития.

Основное новообразование этого возраста - чувство взрослости (стремление быть и считаться взрослым), которое сформировалось на базе достижений в психическом развитии младшего школьника (произвольность поведения, рефлексия). Чувство взрослости проявляется в новом уровне притязаний, предвосхищающих положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Ведущей деятельностью 10-15-летних Д.Б. Эльконин считает общение в системе общественно-полезной деятельности. Также общение рассматривается в связи с установлением интимно-личностных отношений между подростками. Содержание такого общения – другой подросток, как человек с определенными личностными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений кодексу товарищества, который по содержанию воспроизводит наиболее общие нормы взаимоотношений между взрослыми в данном обществе. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение. Личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются взгляды подростков на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, т.е. формируются личные смыслы. На основе этого осуществляется переход к новому ведущему виду деятельности на следующем возрастном этапе.

Переориентация общения с родителей, учителей, старших на ровесников – одна из главных тенденций переходного возраста. Во-первых, общение со сверстниками – специфический канал информации; по нему подростки узнают необходимые вещи, которые им не сообщают взрослые. Во-вторых, это вид межличностных отношений. Совместная деятельность вырабатывает навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, осваивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Особенности общения подростков по Д. Элкинду: 1) подростки действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию»; 2) преувеличивая свою уникальность, часто создают себе вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто бывает напряженным, имеет двойной план.

Общение в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (часто проявляется в стремлении в освобождении от контроля и опеки старших, от установленных ими правил и порядков) и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу). Реакция группирования является характерной для этого возраста. Типичная черта подростковых групп – высокая комформность. Отстаивая свою независимость от старших, проявляя к ним повышенную критичность, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Досуг подростков по всем формальным показателям выглядит более насыщенным и разнообразным, чем у старших возрастных слоев. Подростковая субкультура неоднородна, включает в себя множество разных, порой враждебных друг другу течений. Ее компоненты: 1) специфический набор ценностей и норм поведения; 2) определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; 3) чувство групповой общности и солидарности; 4) характерная манера поведения, ритуалы общения.

В подростковых увлечениях (современной музыкой, кино, модой) проявляется и реализуется чувство принадлежности: чтобы быть «своим», нужно и выглядеть, «как все», и разделять общие увлечения.

Важное место в жизни подростка продолжает занимать учебная деятельность. Однако она существенно меняется. Увеличивается объем информации. На смену одному учителю приходят несколько педагогов. Появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала. Качественно меняется отношение к учению и мотивация. Ведущими становятся социальные мотивы (желание занять достойное место в группе сверстников, осознание общественной значимости учения и др.). Успехи и неудачи в учении остаются критериями оценки подростков со стороны взрослых.

Важным для подростков является также участие в таких коллективных формах деятельности, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.