Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Теоретическое введение. 1. Особенности познавательной сферы подростков.






План:

1. Особенности познавательной сферы подростков.

2. Интересы и склонности подростков

3. Идеалы и ценностные ориентации подростков

Рекомендуемая литература: [15], [24], [28], [49], [64], [88], [91].

Восприятие подростка становится более совершенным по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Происходит интеллектуализация процессов восприятия. Подросток способен не просто к целенаправленному восприятию учебной информации, но и одновременно с этим, к размышлению над ней. Значимая информация может быть извлечена только при активном восприятии, когда выделяются определенные связи и зависимости. Педагогу в этой связи необходимо создавать и развивать у подростка установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении учебно-практических заданий любого рода.

Память в подростковом возрасте получает свое дальнейшее развитие. Подростки не просто механически заучивают материал, а стараются его понять и осмыслить. С этой целью используют различные приемы опосредованного запоминания, применение которых становится все более сознательным и намеренным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения. С возрастанием произвольности совершенствуется преднамеренная память. Произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению сложного учебного материла.

Мышление у детей подросткового возраста приобретает качественные изменения. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Возникает потребность в новых способах усвоения знаний, направленных на развитие теоретического, формального, рефлексивного мышления. Швейцарский психолог Жан Пиаже считал возраст 12, 5 лет сензитивным периодом для развития абстрактно-логического мышления. У подростков формируется способность размышлять логически об абстрактных, отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Появляется так называемая «обратимость» мышления, то есть способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Подросток научается оперировать не только такими мыслительными операциями как анализ, синтез, обобщение, но и абстрагирование и систематизация. Контролируемой и управляемой становится речь подростка.

Воображение в подростковом возрасте получает свое дальнейшее развитие. Большинство учебного материала, сообщаемого подросткам, имеет форму словесных описаний, схем. Создавая новые образы, подросток подключает воссоздающее воображение. Творческое воображение используется подростками в нестандартных проблемных учебных ситуациях, когда нет четких исходных данных и возникает потребность в проявлении оригинальности, нешаблонности, креативности.

Внимание – необходимое условие успешности любой деятельности. Произвольное внимание подростков приобретает устойчивый характер. Расширяется объем внимания, улучшается его концентрация, распределение, переключение. Дальнейшее развитие получает послепроизвольное внимание.

Интересы и склонности подростков. Круг интересов и склонностей подростков с возрастом расширяется.

Известно, что кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными они становятся. Таковыми, например, являются познавательные, художественные, технические и другие интересы. Интересы и склонности имеют достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.

Идеалы и ценностные ориентации. Подростковый возраст – сензитивный период формирования системы оценочных суждений, идеалов и ценностных ориентаций.

Выделяются следующие закономерности формирования идеалов у детей подросткового возраста. Во-первых, у подростков преобладают синтетические идеалы, в которых объединены лучшие качества отдельных людей, что является следствием неумения отделить черту личности от конкретного человека. Во-вторых, подростки обычно связывают свой идеал с той ситуацией, в которой действовал избранный ими герой, а потому не видят возможности следовать его примеру в повседневной жизни. Отсюда увеличивающийся разрыв между «понимаемыми» и «реально действующими» мотивами их поведения и деятельности. В-третьих, по мере взросления подросток ищет идеал в среде известных людей. Количество же идеалов среди конкретных людей уменьшается. В-четвертых, для старшего подросткового возраста характерен сознательный поиск идеального образа, укладывающегося в нравственные требования развивающейся личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.