Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 7. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит






И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит (Откр. 3, 7).

 

так говорит Святый

 

Одно из имен Божиих — «Святый». Бог — источник святыни; кто приобщился святыне, тот имеет в себе Духа Божия. Почитая святых, мы

почитаем Бога, избравшего, освятившего их и пребывающего в них, как в Своих нерукотворных храмах. Воля Божия есть освящение ваше, — говорит апостол Павел (1 Фес. 4, 3); по мысли блаженного Августина, Бог создал мир ради Церкви, она должна освятить космос, и освященный космос — стать Церковью. Святость — это истинная жизнь: вне ее — распад и смерть. Святость — вечный свет; вне его — область непроницаемой тьмы, страна вечного мрака. Святость — единственная истинная мудрость, вне которой — обман, мрак и безумие.

 

Истинный

 

Бог открывается миру как Любовь и Истина, которые, пересекаясь друг с другом, образуют Крест. Крест — символ мироздания, опора космоса

и связующее звено между землей и небом. Крест — это жертвенник, на котором был спасен мир. На Кресте распинается Сын Божий; сострадает

крестным мучениям Сына Бог Отец; прославляет подвиг распятия Дух Святый.

 

Любовь низводит Сына Божия с небес на землю.

Правда воздвигает Сыну Божию Крест на Голгофе как царский престол; правда в том, что грехи мира могут быть искуплены только Кровью Бога. Ради правды Бог как бы отказался от Своего могущества и воспринял человеческую немощь, чтобы победить сатану.

 

Истина — путь человека к Богу, любовь — путь Бога к человеку. Ложь, какой бы личиной она ни прикрывалась, какими бы высокими целями ни оправдывала себя, является падением для христианина и победой демона, который посредством лжи расширяет свое царство на земле. Нельзя приблизиться к Богу истины через ложь и грех — свойства диавола, ставшие его природой. В Псалтири говорится: Ты погубишь говорящих ложь (Пс. 5, 7). Все основанное на лжи вместе с ложью должно сгореть, как солома в огне, и исчезнуть. Здание, стоящее на гнилых подпорках, рано или поздно обрушится.

В истине заключена непобедимая сила, которой страшится ложь, хотя бы она и сидела на цезарском троне. Истина привлекает милость Божию и

дает в сердце человека место Духу Святому — Духу истины; она разрывает ложь, словно паутину. Правда избавляет человека от искушений и падений. Любовь без истины превращается в пристрастие и похоть, подобно тому как загнивает пруд без проточной воды. Ум может войти в сердце, только очистившись от лжи. Один из древних мудрецов сказал: «Даже змея, чтобы вползти в свою нору, должна выпрямиться». Последние христиане в окружающем их мире лжи будут узнавать друг друга по духу.

 

имеющий ключ Давидов

 

Ключ Давидов — это Голгофский Крест, который открыл для людей небо — потерянный и возвращенный рай. Господь имеет власть судить вселенную

не только как Царь мира, Владыка небес, земли и преисподней, но и как Искупитель и Спаситель. Он отворяет врата рая и ада; Его приговор на Страшном суде будет окончательным и неизменным. Змей, искусивший праотцев в Едеме, уже не подымется ввысь к вратам рая, как дракон с сожженными крыльями.

 

Который отворяет — и никто не затворит

 

До пришествия Христа праведники сходили в ад, а теперь кающиеся грешники восходят на небо. Врата рая не могут затворить ни бесы, ни люди, ни скорби, ни несчастья, ни гонения: их затворяют только нераскаянные грехи самого человека, отвергшего Божию помощь и благодать. Двери сердца и врата рая соединяются друг с другом

в Иисусовой молитве.

 

затворяет — и никто не отворит.

 

Спасение одними трудами человека — без благодати — невозможно; но невозможно и спастись только одной благодатью, без соизволения и усилий

самого человека. Без содействия благодати нельзя открыть двери собственного сердца для молитвы. Иисусова молитва вне поля Церкви не будет молитвой во имя Живого и истинного Иисуса Христа. В других конфессиях — искаженный и стертый лик Христа, поэтому вне Православия действие Иисусовой молитвы не может стать духовным, а тем более благодатным; оно будет лишь душевно-эмоциональным состоянием, происходящим от концентрации ума и ритмичного повторения слов.

 

Сын Божий открывается и познается в Духе Святом, поэтому для Иисусовой молитвы необходимо жить литургической и мистической жизнью Церкви, исповедовать ее догматы, освящаться ее Таинствами, очищать душу покаянием и принимать Святое Причастие, которое есть не только образ Христа, но и Сам Христос.

 

После Страшного суда произойдет окончательное, необратимое разделение добра и зла. Грех не имеет в себе основы для существования, его пленники вычеркнуты из бытия, и в то же время они бессмертны. В этом — метафизический ужас ада.

Ад — это собрание всей скверны и мерзости, творимой на земле. Огненная геенна (в буквальном смысле) — огромная мусорная свалка в долине недалеко от Иерусалима, где день и ночь горели костры, на которых сжигали мусор и отбросы; над этим местом всегда клубилось облако зловонного дыма.

 

Грех обречен на вечное самопожирание. Грешник похож на змею, кусающую свое тело. В Апокалипсисе образ ада представлен в виде огненного озера, в которое будут брошены сатана и те, кто совершал его дела, для кого сатана стал отцом, а демоны — братьями. После Страшного суда тьма преисподней уже не озарится молитвами Церкви: врата рая и ада будут затворены. Бог будет пребывать в раю как Любовь, а в аду — как карающая сила. В аду грешник не сможет даже произнести имени Иисуса, его уста будут скованы ужасом.

 

знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего (Откр. 3, 8).

 

знаю твои дела

 

Знаю не только соделанные, но и будущие; знаю твою жизнь от ее утра — рождения — до ее вечера — смерти. Еще не был сотворен мир и не

были зажжены звезды на небе, как Я уже предвидел все твои дела и потому предопределил тебя ко спасению. Я отворил перед тобою дверь, дал

тебе спасительную благодать, зная, что твоя душа примет ее и последует за ней, как за светильником в ночном пути.

 

никто не может затворить ее

 

Никакая внешняя сила не может похитить у тебя то сокровенное, о чем не ведает мир. Гонения могут лишить тебя имущества, земной отчизны, даже жизни — той временной жизни, которая кончается могилой; но ни люди, ни демоны не могут отнять у тебя благодать, которая пребывает в человеке, как вторая душа в его душе.

 

ты не много имеешь силы

 

Для подвижника сила — это сознание своего человеческого бессилия и надежда на Бога. Сила Божия совершается в немощи (Ср.: 2 Кор. 12, 9); а кто гордится своими талантами, богатством, мудростью, знанием, властью, родством, и даже прежними победами над грехом, тот неожиданно падет, как столп, воздвигнутый на песке.

 

и сохранил слово Мое

 

А слово Мое хранит тебя.

 

и не отрекся имени Моего.

 

Не отрекся имени христианина во время гонений, а в мистическом значении — не оторвал свое сердце от имени Иисуса Христа, не обратил ум к проходящим теням этого мира.

Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что

они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя (Откр. 3, 9).

 

Слово «иудей» по этимологии своей означает «славный, прославленный, имеющий славу», а символически — людей, принадлежащих истинной

Церкви, тех, кто стяжал благодать Божию.

В мистическом смысле иудей — причастник Божественного света, который у святых отцов является синонимом славы Божией. В Евангелии раскрывается также второе значение этого слова.

Иуда променял славу Божию на славу земную: его богом стали деньги, и земная слава обратилась в вечную погибель.

 

Лжеиудеи — духовные дети Иуды, особенно те, что, притворяясь христианами, предают Церковь Христа. В житии преподобного Антония

Великого написано, что когда к нему приходили незнакомые паломники, то он сначала высылал к ним ученика, а затем спрашивал у него, кто это,

иудеи или египтяне. Если ученик отвечал: «Иудеи» (то есть проводящие духовную жизнь), то преподобный Антоний сам беседовал с ними, а если отвечал: «Египтяне» (то есть духовные невежды или еретики), то святой поручал одному из учеников поговорить с ними, накормить и поскорее отослать назад.

 

Тот, кто притворяется учеником Христа, а учит иначе, нежели Церковь, обольститель народа. Дух Святый называет лжеиудеев сатанинским сборищем. Некоторые толкователи видят в этих словах обличение синагоги, но нам их смысл представляется более широким.

 

Словами жгучими, как проклятие, поражаются древние гностики и каббалисты с их магией имен, современные теософы, а также церковные либералы с их объединительным лжеуниверсализмом — «спекулянты любви», которые на самом деле хотят построить новую вавилонскую башню — храм всех богов.

 

поклонятся пред ногами твоими

 

Ложь падает перед истиной, как разбитый истукан.

Грехи, словно ночные птицы, боятся света. Грешники будут заключены в преисподней в недрах земли; но где бы ни был ад, он всегда под ногами

святых. На Страшном суде обнаружится мерзость и гниль греха. Грешники будут посрамлены собственным безобразием; грех осудится через

подвиг святых, поэтому грешники как бы падут под их ноги.

 

и познают, что Я возлюбил тебя.

 

Бог возлюбил Свой образ в праведниках.

И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр. 3, 10).

 

сохранил слово терпения Моего

 

Сохранил, то есть не ослабевал в подвиге, по слову Христа: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22).

Терпение и смирение — это две сестры, которые обнявшись идут, поддерживая друг друга. Святые отцы сравнивали терпение с железом, а

смирение с золотом.

 

и Я сохраню тебя от годины искушения

 

Дам тебе силы и мужество исповедовать имя Мое перед владыками, царями и судьями в годину гонений и устоять в вере, а во время внутренних

искушений, которые внезапно обуревают душу, подам руку, чтобы ты не пал.

 

которая придет на всю вселенную

 

Везде и всегда ученики Христа были и будут гонимы, унижаемы и ненавидимы. Гонения — черное пламя сатаны, которое то угасает, то разгорается с новой силой, то скрывается, как бы уходя под землю, то вырывается вновь на ее поверхность из глубин ада, как лава вулкана. В испытаниях раскрываются тайники человеческой души, как если бы она вывернулась наизнанку. В испытаниях очерчиваются контуры той границы, которая навеки разделит сынов света и сынов тьмы. Здесь говорится также о будущих глобальных гонениях, которые превратят землю в арену Колизея, где христиан бросали на растерзание диким зверям.

Но Господь сохранит Своих избранников, как Ноя в ковчеге во время потопа, пошлет Ангелов, как к Лоту, чтобы вывести его из Содома.

Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11).

 

гряду скоро

 

Перед вечностью тысячелетия — мгновенье; для спасенных само время пережитых испытаний покажется кратким сном. Гряду скоро означает, что все откровения уже даны людям, не будет новых пророчеств и иных заветов. Скоро напоминает человеку, что день и час его кончины — тайна, и призывает иметь память о смерти, неразлучную с душой, как молитва. Земное время — это приготовление к будущей жизни; оно проходит быстро и бесшумно, как полет птицы; человек легко забывает о своей смерти и о предстоящей встрече с Богом. Время — это ларец, который можно наполнить как сокровищами, так и прахом земным. Самая большая драгоценность, как алмазы среди самоцветов, — это имя Иисуса Христа, которое мы должны сочетать с мгновениями проходящего времени.

 

держи, что имеешь

 

Ты стяжал благодать и держишь чашу с небесным вином. Будь осторожен, не пролей его на землю, а сохрани для трапезы со Христом.

 

дабы, кто не восхитил венца твоего.

 

Чтобы сатана не сорвал с тебя венца победителя.

Многие подвижники пали уже при конце своей жизни; причиной этого была тайная неискорененная страсть, которая, точно змея под камнем, незаметно

гнездилась в их душе. Этой змеей может стать тщеславие, которое, подобно огню, сжигая добрые дела человека, превращает их в пепел, а

душу — в пустыню. Этой змеей может оказаться похоть, которая опьяняет человека, лишает его рассудка, усыпляет его совесть, и он в час смерти

просыпается, словно после попойки, обобранный ворами, в собственных нечистотах. Этой страстью может стать непослушание, делающее сердце

человека жестким, как камень, на котором не могут расти цветы смирения и молитвы.

 

Всякая страсть и грех начинаются с малого.

Огромная кобра рождается малым червячком.

Если человек вовремя не увидит змееныша, заползшего в душу, то потом ему придется сражаться с драконом. В духовной жизни нет ничего ничтожного: от тлеющего угля может вспыхнуть огонь, который испепелит внутреннее богатство человеческой души, как пожар в поле, на котором

уже созрела пшеница.

Держи — значит бди, как страж, над своей душой и не верь собственному сердцу: как возможность покаяния, так и опасность падения равно

сохраняются до последнего издыхания человека.

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового

Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое (Откр. 3, 12).

Храм Бога — Царство Небесное, где хоры Ангелов и святых немолчно воспевают своего Создателя.Столп указывает на постоянное пребывание спасенных в благодати Божией. Здесь, на земле, — время борьбы и испытаний, время падений и восстаний; здесь воля колеблется, как маятник, между добром и злом. В Царствии Небесном — вечный покой, праведники — как бы в деснице Божией.

 

и напишу на нем имя Бога Моего

 

Ветхий Завет знал имя Бога как Творца мира, Вождя ангельских воинств, Вседержителя, Благаго и Благословенного. В Новом Завете Бог открылся

как Искупитель и Спаситель, как Жертва за грехи людей и Победитель ада. В Ветхом Завете имя Бога озаряло мир, как восходящая заря сумерки ночи; в Новом Завете оно освящает и животворит мир, как солнце, а в будущем веке преобразит вселенную Божественным светом.

Небесный Иерусалим — Царство Божие, Царство вечной благодати. Он первообраз Фавора, на котором преобразился Господь. Он сходит с небес

на землю и соединяет воедино Церковь Земную с Церковью Небесной. Земной Иерусалим остается сердцем космоса, а Небесный Иерусалим

преображает землю и небо в духовное царство. В новый Едем уже не заползет древний змей, пораженный в главу Искупителем.

 

и имя Мое новое.

 

Имя Иисуса Христа всегда новое, поскольку оно неисчерпаемо, как вселенная; оно прекрасно, как небосвод, усеянный огненными цветами звезд; оно сокровенно в своих глубинах, которые шире космоса. Его воспевают Ангелы, но оно остается тайной и для них. Его прославляют Серафимы, но не могут вместить Его света. Его восхваляют Херувимы, но и они не в силах познать до конца Его мудрость, как невозможно исчерпать неиссякающий источник. Состояние святых на земле, восхищенных Духом, — это только тень той славы, которая ожидает их в вечности. Иисусова молитва, творимая на земле бренными устами и нечистым умом человека, становится родником жизни в его сердце, а в Царстве Небесном превращается в огромную, многоводную реку, больше той, что омывала берега Едема.

Часть 8

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр. 3, 14).

 

Слово «аминь» значит «истинно», «неизменно», «непреложно», «твердо», «непоколебимо». Слово «аминь» иногда употребляется в значении:

«Да будет так». Но есть еще одно значение этого слова: правая рука. Аминь — это как бы клятва, которой клянется Бог и в знак верности протягивает

Свою десницу. Один из святых говорил: «Когда человек произносит от сердца Иисусову молитву, то Бог на каждое прошение отвечает: “Аминь”».

 

свидетель верный

 

Христос засвидетельствовал истину Своей Кровью.

Свидетелями называли мучеников, которые своей смертью свидетельствовали истинность Евангелия. Верующий в слова Господа не будет посрамлен. Здесь Христос свидетельствует Сам о Себе через чудеса, которые Он совершал, и через распятие, которое претерпел. Все сказанное Им сбывалось, сбывается и сбудется; Он — единственный Учитель, а выдававшие себя за спасителей мира и воплощенную истину оказывались лжецами и губителями людей. Апостолы и святители являлись учителями и наставниками в том смысле, что они продолжали проповедь Христа. Есть

символическая картина: солнце и двенадцать лучей. Солнце — Христос, лучи — апостолы; они несут миру свет Христа. Луч, оторванный от источника света, гаснет и превращается в тьму.

 

начало создания Божия.

 

Христос — ипостасное Слово Отца, Которое, как совершенный образ Бога и его творческая сила, равно Отцу. Бог Отец творит мир через Бога Сына в Боге Духе Святом. Сын Божий имеет Безначальное Начало в Отце и Сам является Началом всего сущего. Бог Отец спасает падшее человечество через Сына в Духе Святом. Здесь одна воля и одно действие Святой Троицы. В Иисусовой молитве — отблеск Святой Троицы; слова

«Сыне Божий» подразумевают бытие и действие Бога Отца, единосущного с Сыном; в слове «помилуй» указывается на Духа Святаго — Духа Освятителя, поскольку вне освящения невозможно помилование и спасение. Поэтому, обращаясь к Иисусу Христу, мы через Него призываем единое действие Святой Троицы.

 

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! (Откр. 3, 15).

 

знаю твои дела

Люди видят только внешнее, а Дух прозревает и внешнее, и внутреннее; для Него нет преград или расстояний. Он видит небо, землю и преисподнюю, как вовне — во вселенной, так и в сердце человека, являющегося одушевленной миниатюрой космоса. Он видит все как бы изнутри и в то же время пребывает вне всего и выше всего.

 

ты ни холоден, ни горяч

 

Теплохладность — это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно

остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца от страстей. Теплохладность — это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами, например исполнением определенных правил и ритуалов, пожертвованиями в пользу бедных и даже храмостроительством; это попытка примирить в сердце своем Христа с миром, ненавидящим Его; это уния между религией Христа и учением князя преисподней; это попытка создать комфортное христианство и сделать саму веру гарантом земного благополучия.

 

Слово «Лаодикия» в переводе означает «суд народа». Суд толпы не может отличить духовности от ее подделок, лица от маски, набожность от игры

и даже алтарь от сцены. Этот мир убивал пророков и прославлял лжепророков. Этот мир любит тех, кто оправдывает его страсти, и ненавидит того, кто говорит правду перед его цезарями и владыками.

Теплохладность — это постоянные компромиссы, постоянные соглашательства, это перманентное предательство Христа в своем сердце. Толпа любит внешний эффект: любит торжественные представления,

парадные выходы, помпу, триумфы и юбилеи; она легко бросается на зов лжемессий.

 

Лаодикия была одним из богатых городов Малой Азии, и предстоятель Лаодикийской церкви мог равняться с князьями. Тот, кто хочет сделаться

кумиром толпы, становится ее рабом и пленником. Он должен лгать, притворяться, постоянно играть, надевать на себя маску то благодетеля, то

друга народа, то хранителя нравов или обличителя тирании. Как ветряные мельницы используют силу ветра, так эти люди должны постоянно учитывать настроение толпы. Эти артисты довольны собой — своей игрой, своим лукавством, которое называют мудростью. Они покупают славу у людей и сами принимают ее от них как должное. Тщеславие, оставленное расти в сердце, словно сорняк, претворяется в гордость — начало, совокупность и в то же время конец всех грехов. Такие люди кончают тем, что сами начинают верить в свою избранность и высокие достоинства. В этом гибельном состоянии теплохладности и самообмана они как бы застывают на всю жизнь.

о, если бы ты был холоден, или горяч!

 

Холодность — это духовное невежество, отчужденность от Бога, незнание Бога и даже вражда против Него, но она легче переходит в веру, чем

теплохладность. На Кресте покаялся разбойник, а не фарисей. Тот, кто холоден, может почувствовать и понять тяжесть своего состояния и потянуться к Богу, как замерзающий в зимнюю стужу — к огню. А теплохладный ничего не ищет, он доволен собой; он считает себя «сознательным» христианином без фанатизма. Во время молитвы он, подобно фарисею, вспоминает свои заслуги и перечисляет их в уме пред Богом.

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 16).

 

Извергну, то есть выплюну, как слюну, на землю.

Христианин во время крещения плюновением показывает свое презрение к сатане и отрекается от него. То, что выплюнуто, не может снова войти в уста. Поэтому плевок — знак отвержения.

Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная

интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не

волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней. Для него религия — это земное благополучие, элементами которого

являются нравственность и эстетизм. Такой человек, даже будучи сам безнравственным, внешне поддерживает нравственность, считая, что без нее не могут существовать ни Церковь, ни семья, ни государство. Совесть его мало тревожит; люди таких, как он, редко порицают; он может заниматься благотворительной деятельностью, строить и украшать храмы и в то же время самое главное — свое сердце — скрывать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полученный талант в землю (См.: Мф. 25, 18).

 

Теплохладность стала свойством многих христиан.

Они умерщвляют свое сердце страстями, с которыми не желают бороться, оправдываясь тем, что это их личное дело, не причиняющее никому вреда. Их душа пропитана, как губка влагой, зловонием гнусных образов и картин греха, с которыми они не могут расстаться, как пойманная рыба с крючком. Они развращены душой, но не понимают этого; более того, они считают, что такая жизнь «соответствует эталону современного человека», и хотят быть или казаться «на уровне» современной цивилизации и культуры, а что это за «культура» и куда она ведет — это их мало интересует. Они участвуют в церковных таинствах скорее по традиции, исповедуются, не имея решимости переменить свою жизнь, причащаются, не задумываясь о том, что принимают огонь, который оживотворяет кающихся и опаляет гордых и самодовольных. Христианство становится для них религией не духа, а плоти.

 

Теплохладность была свойством древних фарисеев — этих «артистов веры»; еще отвратительнее она в христианском мире. Господь сказал:

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49). Но сырые дрова не воспламеняются, а только тлеют и дымят.

 

В послании к Лаодикийской церкви Дух Святый обличает внешних христиан с их самодовольством и духовной пустотой. Сатана искушал Господа,

предлагая Ему превратить камни в хлебы, броситься вниз с крыла храма, чтобы привлечь людей к Себе через чудо и осуществить идею царства

всеобщего благоденствия посредством земной власти и силы (См.: Мф. 4, 3–10). Первое искушение сатаны повторили коммунисты; второе - оккультисты; третье — хилиасты* с их ожиданием новых мессий. (* Хилиазм — осужденное Церковью учение о наступлении на земле чувственного тысячелетнего царства Христова)

 

Современные теплохладные христиане стремятся к сытости и комфортности; их заветная мечта — из камней делать хлеб, и они надеются, что это когда-нибудь осуществят наука и прогресс.

Они ищут в религии поразительные феномены, которые не делают человеческую душу лучше, а только поражают воображение, как фокусы йогов и факиров. Они хотят иметь гарантию своего благополучия в законах и общественных структурах, забывая, что корни добра и зла находятся в человеческом сердце. Дух Святый обличает религиозный минимализм теплохладных христиан с их постоянным разрывом между верой и жизнью,

разрывом, который тщательно скрывается под «косметикой» внешней добропорядочности.

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17).

 

ты говоришь

 

То есть ты думаешь, ты считаешь.

 

«… я богат …»

 

Это кичливая самоуспокоенность теплохладных христиан, которые считают, что они богаты мирскими знаниями, деньгами и имуществом, своим положением в миру, богаты различными талантами, красноречием, умением управлять толпой, богаты хитростью и изворотливостью, внешними делами, имитирующими добро, но имеющими гнилую сердцевину, добро, на деле пропитанное духом тщеславия и сделанное по расчету.

Они богаты артистическим даром, а иногда сильной, но дурно направленной волей, которая стремится поработить людей и достояние Божие превратить

в свою собственность.

 

«… разбогател …»

 

Обогатился дарами этого мира, тем, что предлагают наука и культура; разбогател умением превращать людей в золотоносную жилу для своего обогащения. Разбогател на наивности людей, разбогател благодаря тем победам, которые одерживаются посредством лжи и беспринципности, посредством той неразборчивости в средствах, которая обеспечивает

преимущество в борьбе. Любимые занятия таких деятелей — плести паутину интриг, которую они постоянно тянут, как пауки из собственного

брюшка. Под словом «разбогател» можно подразумевать также некоторые душевные добродетели, которые являются суррогатом духовного.

 

«… и ни в чем не имею нужды …»

 

Такой человек думает, что он все предвидит, все предусмотрел, что он защищен, как если бы находился в крепости. Так думали жители Вавилона,

стены которого казались им неприступными. Однако человек похож на путника в лесу, где за каждым деревом и кустом таится опасность.

На земле все меняется: друзья неожиданно превращаются во врагов, самые близкие люди могут покинуть человека в несчастье, богатый — стать

нищим, а болезнь — скосить юношу, повергнув его на смертный одр, как сильное и стройное дерево валят мощными ударами топора.

 

Тот, кто говорит: «Я не нуждаюсь ни в чем», забывает о смерти, которая нуждается в нем. Земные богачи спасение находят в том, что забывают

о времени, которое поедает их жизнь, как пламя пожара — здание; забывают о смерти, которая превратит тело человека в прах; забывают о Страшном суде, который по самоуверенной беспечности их не страшит.

 

а не знаешь, что ты несчастен

 

Человек, не стяжавший благодать, душу которого кусают страсти, как змеи, не может быть счастливым.

 

и жалок

 

Он жалок в глазах Божиих. Он цепляется за то, чему должно исчезнуть, живет словно в царстве призраков, напоминая человека, который безмятежно спит в мягкой постели, хотя языки огня уже охватили стены его дома.

 

и нищ

Тот, кто не стяжал благодать, нищ, хотя бы и владел несметными богатствами, потому что все земное течет, как вода: или богатство оставляет человека, или человек оставляет его в час смерти. Тот, кто не стяжал благодать, останется нищим и бездомным в вечности.

 

и слеп

 

Внутреннее око человека — его сердце. Если оно ослеплено, как больные глаза бельмом, то человек не может отличить духовную истину от

духовной лжи и блуждает во тьме, точно путник, потерявший ночью дорогу.

 

и наг.

 

Одежда души — благодать; страсти — нагота души, подобная наготе тела, которую увидел Адам после грехопадения (См.: Быт. 3, 7). Эта нагота проявляется на земле в стремлении к нечистоте, в циничном отношении

к людям и к самому себе, в потере стыда, в тяготении к тому, что разжигает похоть плоти. Нагота — это диавольская «одежда» страстей и греха, в которую кутается, словно в грязный хитон, несчастная душа.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была

срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр. 3, 18).

Советую тебе купить у Меня золото

 

Золото — это молитва, которую святые отцыназывают царицей добродетелей. Иисусову молитвуможно назвать по аналогии с Песнью песней«молитвой молитв».

 

огнем очищенное

 

Это очищение — внутренний подвиг напряженного внимания в молитве и внешние скорби, которые разбивают камень сердца, как удары молота.

 

чтобы тебе обогатиться

 

Молитва — спутница всех добродетелей и дверь в духовную сокровищницу.

 

и белую одежду, чтобы одеться

 

Покаяние возвращает человеку потерянную чистоту, слезы раскаяния святые отцы называли вторым крещением.

 

чтобы не видна была срамота наготы твоей

Чтобы не открылись на Страшном суде твои постыдные грехи перед всем миром в их мерзости и срамоте.

 

и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

 

Это очищение сердца через подвиг бдения и трезвения. Когда из сердца изгоняются страсти, то оно начинает видеть духовный свет.

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся (Откр. 3, 19).

 

Господь обличает тех, в ком еще осталась возможность покаяния, в ком до конца не умерщвлена совесть, кто не перешел ту черту, за которой уже

невозможно обращение. Здесь Господь, обличая, утешает тем, что в самом обличении и наказании уже заключена возможность спасения и, значит,

любовь Божия.

Итак будь ревностен

 

Ищи того, что ты не имеешь, — дух ревности: его как раз не хватает теплохладным христианам. Ревность — это огонь, без которого не может ожить человеческое сердце. Ревность проявляется в том, что человек, услышав зов благодати, немедля приступает к делу спасения, а не обманывает себя тем, что он сначала закончит мирские дела, а затем

примется за спасение своей души.

 

и покайся.

 

Покайся в своей холодности, покайся в своем двуличии, покайся в том, что само покаяние ты отлагал до конца жизни.

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

 

Дверь — человеческое сердце. Господь стучится в него через призыв благодати. Человек может принять благодать или отвергнуть: услышав ее голос, запереть свое сердце на внутренний замок или, наоборот, открыть дверь для Христа, Который приходит к нему не как Владыка мира, а как смиренный Странник, не как всемогущая Сила, а как Любовь.

 

и буду вечерять с ним, и он со Мною.

 

Господь радуется о спасении души человека, а душа познает в этой встрече, что единственная истинная радость — всегда быть вместе с Господом. Таинственная трапеза — любовь Бога к человеку и человека к Богу. Господь приходит в сердце человека в одежде странника, а затем открывается ему как Спаситель, Искупитель и Царь мира.

 

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3, 21).

 

Побеждающий тот, кто остается до конца жизни верным Христу.

 

дам сесть со Мною на престоле Моем

 

Господь говорит в Гефсиманской молитве: И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Престол Божий — благодатьДуха Святаго. Сидеть на престоле рядом соХристом — это быть в Духе Святом и созерцатьсвет Святой Троицы.

 

как и Я победил

 

Через победу Христа над адом спасено человечество.

В победе святых — победа Христа.

 

и сел с Отцем Моим на престоле Его.

 

Христос, приняв в Свою Ипостась природу человека, вознес ее к пребыванию одесную Бога Отца. Ангелы удивляются той чести, которой

Христос в Своем вознесении на небо удостоил человечество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.