Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив (Откр. 2, 8).






Первый и Последний

 

Тот, Кто был до начала самого времени, возникшего вместе с сотворением мира, и останется неизменным после того, как время исчезнет и настанет вечность. Первый и Последний — это Имеющий бытие в Себе Самом, Тот, Кто существовал всегда, есть и будет, Кто сверхпространствен и сверхвремен. Некоторые из отцов открыли нам, что Бог сотворил вечность для нескончаемой жизни Ангелов и святых, а Сам Он выше вечности; Творец вечности — Превечен.

 

Который был мертв, и се, жив.

 

В этих словах Бог открывается миру как Искупитель и Спаситель. Христос умер по человеческой природе и воскрес, как Бог, в Своем человеческом

теле. Здесь слышатся гимн победы над смертью и обетование о том, что мертвые воскреснут по образу Христа.

 

знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2, 9).

 

знаю твои дела

 

Знаю — приемлю и благословляю; они угодны Богу и отмечены печатью благодати, как бы помазаны миром. В основу всех дел и слов христианина должно быть положено имя Божие. Из сердца исходят все мысли и желания, поэтому непрестанной молитвой надо очищать сердце, как источник духовной жизни.

 

и скорбь

 

Любовь увеличивает скорбь. Тот, кто соприкоснулся в сердце со Христом и ощутил Его любовь, будет скорбеть о мире, погибающем в грехах, о людях,

не узнавших своего Спасителя, о своих врагах и клеветниках, как о своих друзьях, о страшной участи гонителей Церкви. Это святая скорбь любви, которая просветляет душу и расширяет сердце, так что там уже не тесно никому. Валаамский игумен Назарий писал, что скорбь, как удар долота, открывает сердце для молитвы.

 

и нищету (впрочем ты богат)

Здесь говорится не только о презрении к богатству и о желании ограничить, как говорят старцы, утеснить себя в телесном; здесь нищета как отречение от высокомерных притязаний своего рассудка познать истину и быть судьей в делах веры, отречение от искусства и философии, от пустых знаний и суетных дел, от того, чем гордится и тщеславится мир, — кратко сказать, от

интеллектуального и душевного имущества.

 

Господь сказал: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3). Блажен дух, обнаженный от мирских образов и понятий, погруженный в глубину молитвы. Он приобретает духовную мудрость и видит в благодати два мира, взаимопроникающие друг в друга; за интеллектуальным мраком он входит в область духовного света. В своей произвольной нищете он находит сокровище — ту бесценную жемчужину, о которой говорится в евангельской притче.

Это самоотречение делает человека наследником Небесного Царства еще на земле. Здесь прикровенно сказано об Иисусовой молитве. Блаженна

нищета, когда ум, оставляя все и всех, сосредотачивается в словах молитвы, входит в них, как в башню, и запирается от мира.

 

и злословие

 

Мир ненавидит тот духовный свет, в котором обнажается безобразие страстей и мерзость греха, поэтому он злословит тех, кто несет его людям.

Блажены вы, когда злословят вас имени Моего ради, — сказал Господь

(Ср.: Мф. 5, 11); имени Моего — имениХриста как исповедания веры, имени Иисусакак тайной молитвы сердца.

 

от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи

 

Слово «иудей» означает «славный, прославленный». В высшем, онтологическом значении это слово относится к христианам как наследникам вечного света и общникам славы Христа.

 

а они не таковы, но сборище сатанинское.

 

Это лжеучителя, похитители чужих имен, их собрания — сатанинское сборище. В аду, на сатанинских сборищах, составляются планы, как погубить людей, какими средствами обольстить подвижников, как угасить свет Православия или зажечь в светильниках Церкви чуждый огонь, как

опутать мир сетью лжи и подчинить его своей власти, подобно тому как гладиатор, изловчившись, накидывает сеть на своего противника, повергает его на песок арены и наступает ногой на его грудь. На сатанинских сборищах лжеучителей и лжемессий совещаются о том, как завлечь

в свои тенета несбыточными обещаниями души легковерных и наивных людей.

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Не бойся ничего

 

Надежда делает душу мужественной, а любовь изгоняет из нее всякий страх перед людьми. Те, кто занимается внутренней молитвой, находятся

под покровом Божиим, они вручают себя Промыслу Божию и благодарят Господа за все, случающееся с ними, зная, что Господь посылает нужное

для спасения. Они благодарят Бога за скорби, так как скорби очищают душу от всего чуждого и наносного, как нож очищает ветвь для трости от сучков и коры.

 

что тебе надобно будет претерпеть.

 

Для того, кто имеет любовь, претерпеть ради любимого — уже великое счастье. Язычники удивлялись, как христиане могли радоваться, когда их

заковывали в цепи и подвергали пыткам; почему во время казни они благословляли своих мучителей.

Все скорби, которые предстоит перенести христианину, уже определены на Предвечном Совете и взвешены на весах Божественного правосудия, так

что ни один волос наш не упадет без воли Божией.

Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу

 

У кого сердце соединено с Богом в молитве, тот не боится ничего. Мир и диавол в лице мучителей не могут похитить из их сердца имени Иисуса,

а в этом имени заключено все. У кого в сердце демон, тот не имеет покоя, даже если воссядет на золотой трон. А христианину с Богом в сердце

хорошо даже в темнице, как в небесном чертоге.

 

чтобы искусить вас

 

Искушение — это огонь, который отделяет драгоценный металл от шлака. Гонения рождают мучеников и отступников.

 

и будете иметь скорбь дней десять.

 

Десять означает совершение и законченность. Гонение будет длиться столько времени, сколько нужно для спасения христиан и очищения Церкви,

подобно тому как и лекарство дается в строго отмеренной дозе. Здесь наказание соединено с милостью, а правосудие — с любовью.

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Лучше умереть в подвиге, чем жить годы в нерадении, точно в тяжелом сне. Смертью за имя Христа Господь дает прощение грехов, словно вновь

омывая христианина в купели крещения, и вечную жизнь как неувядаемый венец победителя.

Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (Откр. 2, 11).

 

побеждающий … — устоявший во всех испытаниях.

 

не потерпит вреда от второй смерти.

 

Первая смерть — разлучение души с телом; смерть вторая — разлучение с Богом на Страшном суде. Первая смерть — это временная разлука души с ее младшей сестрой — плотью; вторая — вечная потеря Бога. У тех, кто занимался Иисусовой молитвой как самым главным делом своей жизни, имя Иисуса Христа по смерти будет сиять в душе, подобно блеску молнии, так что темные духи на мытарствах не смогут приблизиться к ней. На Страшном суде это имя превратится в таинственное начертание лика Христа в сердце человека, как на иконе, а в Царстве Небесном оно облечет душу в белоснежные одежды, которых лишился Адам, вкусив от древа познания добра и зла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.