Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 6. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя






И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но

ты мертв (Откр. 3, 1).

 

имеющий семь духов Божиих

 

Это семь Архистратигов небесного воинства, которые символически означают Небесную Церковь, а также семь даров Духа Святаго.

 

и семь звезд

 

Это образ земной Церкви, в которой пребывает Церковь Небесная. Семь звезд означают семь Таинств Церкви, возможно, семь Вселенских соборов,

на которых раскрыта догматическая полнота православного учения. Семь звезд означают также время истории земли — семь дней мироздания

и миробытия; восьмым днем будет вечность.

 

знаю твои дела

 

От всеведения Господа никто не может укрыться.

Он знает душу человека лучше, чем человек знает сам себя. Господь знает человеческие дела: из каких побуждений, желаний, стремлений, намерений

сплетены они, как изнанка ковра.

 

ты носишь имя, будто жив

 

Ты получил жизнь в купели крещения и носишь имя христианина — причастника благодати.

 

но ты мертв.

 

Мертв, потому что в душе твоей нет Христа. Это мертвое гностическое христианство, без Христа и благодати Духа Святаго, хотели и хотят создать

древние и новые теософы — объединители религий.

Христианское учение имеет несколько аспектов: нравственный — евангельские заповеди, волевой — каноника, умозрительный — догматы; а мистический аспект — любовь души ко Христу и Бога к человеку; это таинственный лик Христа, который должен быть запечатлен, словно вырезанный на камне, в душе человека. Тайна христианства — это

преображение человека по образу Иисуса Христа.

 

Теософы стараются низвести догматы до уровня региональных и исторических представлений, оторвать нравственность от мистики, как ветви дерева от ствола. Профанируя и уничтожая мистику и метафизику христианства, они остаются с нравственным минимализмом, который затем переходит в аморализм. Попытки модернистов представить Христа как некий космический универсум, подобный Адаму Кадмону* у каббалистов*, — это тот же антропоморфический космизм, представляющий собой разновидность язычества.

(* В соответствии с учением каббалы, «Адам Кадмон — это духовный архетип мистического “организма”, первоначально происходящий от сокрытого Бога в акте творения. Человеческая душа, озаряющая человеческий организм и составляющая истинную его сущность, есть отражение Света Эйн Соф, которым пронизан Адам Кадмон и весь космический порядок, являющийся источником реальности и основой ее единства»)

(* Каббала — средневековое мистическое учение с элементами магии и теургии, возникшее в среде евреев. Источниками каббалы являются трактаты мистического содержания, написанные в среде палестинских и вавилонских евреев в I–III веках по Рождестве Христовом. Основополагающие идеи каббалы доктринально оформились позднее, в VI–VIII столетиях. Содержание каббалы многообразно и синкретично. В нее входит числовая мистика пифагорейцев, дуализм гностиков, некоторые идеи об эманации Божества, присущие неоплатонизму. В средневековой Европе каббала впитала в себя идеи манихеев и катаров, сформировавшись окончательно к XIII столетию. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер ха-зохар» («Книга сияния»), сокращенно Зохар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга, и поэтому человек при помощи определенного магического действия, основанного на эзотерическом знании, может влиять на судьбу мироздания. На этом основывается практическая каббала, представляющая собой род магии, целью которой является воздействие на высшие миры с помощью особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов)

В гностическом христианстве без Христа, с бесчисленными эонами**

и элогимами*, можно укрываться от Самого Христа, подобно тому как Адам бежал от Бога, пытаясь спрятаться за густыми деревьями рая. Для многих современных христиан Христос становится не реальной, живой Личностью, а абстрактной идеей, которая превращается в гарант и страховку собственной комфортности.

(* Элогим (Могущественный, Достойный почитания) в собственном своем значении — первое имя Божие, которое встречается в Ветхом Завете. У гностиков «элогимами» могли называться различные «космические духи»)

(** В некоторых гностических системах эонами (или ангельскими эонами) назывались миры, порожденные отпадением от первичной Полноты отдельных структурных элементов, имеющих то же название. Эоны находились в сложных взаимоотношениях, связанных с разной степенью их совершенства и противоречием между желанием вернуться к Первоисточнику бытия и необходимостью отдаляться от Него. Единственный существующий мир, в котором появлялся человек, космологические системы гностиков считали порождением одного из эонов, который носил разные имена: Иалдобаоф, Демиург, Абраксас. Существование мирового зла гностики объяснили тем, что творящий эон был изначально злонамерен или не обладал достаточным совершенством, чтобы создать мир, в котором не было бы зла.)

Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим (Откр. 3, 2).

 

Бодрствование — состояние, противоположное сну. Наблюдай за своей душой, как мать наблюдает за ребенком, следи, что происходит в глубинах

твоего сердца, какие подземные источники питают его, какие потоки текут на дне его «пропастей» и «оврагов». Святой Дионисий Ареопагит

пишет о двух движениях ума: от внешнего к себе и от себя — к Богу. Кто живет только во внешнем, тот остается без Бога.

 

утверждай

 

Себя и других — словом и примером жизни, а для этого стяжи благодать.

 

прочее близкое к смерти

 

Помни о смерти. Смерть неразлучна с человеком, как его тень; она повсюду следует за ним; никто не знает дня и часа, когда смерть захватит человека

в свои костлявые объятия, из которых никто не сможет вырвать его, и вопьется в грудь своими железными зубами. Мы забываем об этой невидимке, как будто смерти не существует. А смерть рядом с нами; ее отделяет только пелена, тонкая, как шелковый полог. Нам кажется, что мы идем по дороге, вымощенной камнями, а на самом деле это хрупкий, весенний лед над поверхностью реки, ломающийся под ногами, так что каждый шаг может стать последним. Память о смерти отрезвляет человека, как холод ночи пьяного; она разрушает иллюзии и ставит его на перекрестке двух дорог, одна из которых ведет к небу, а другая — в бездну.

 

чтобы дела твои были совершенны

Истинное добро то, что совершается содействием благодати, что освящено именем Иисуса Христа. То, что сделано одними человеческими усилиями,

будет разрушено. Даже египетские пирамиды, пережившие тысячелетия, стоят как надгробия в пустыне, будто обличение гордой мечты властителей

мира о земном бессмертии; это памятники не бессмертия, а смерти. Совершенное дело то, которое Господь Сам творит через человека и которое Сам принимает от человека, как его дар.

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя (Откр. 3, 3).

 

Вспомни тот день, когда ты принял в купели крещения благодать, которая наполнила светом твою душу и вознесла ее над землей, как на крыльях.

Вспомни то время, когда ты умер для земного и родился в новую жизнь. Вспомни о таинственном погребении и воскресении из мертвых со Христом. Вспомни неизреченные глаголы Духа Святаго, которые ты слышал в своем сердце, и то, как трепетала от них твоя душа. Вспомни радость твоей первой любви к Богу, когда уклонение умом от слов молитвы казалось тебе изменой Богу и блудодействием души — невесты Христа — с духом мира. Вспомни, как в огне этой любви исчезал, как бы сгорал для тебя видимый мир, а невидимое становилось твоим достоянием.

 

храни и покайся

 

Храни то, что было дано тебе и что имеешь.

А если потерял, то ищи и возврати через покаяние и труды. Если дом твой разрушился, то не отчаивайся, а начни восстанавливать его из оставшихся

кирпичей и камней.

Если же не будешь бодрствовать

 

Мы теряем благодать, когда перестаем бодрствовать над сердцем, когда наш разум засыпает, как нерадивый страж у дверей дома, когда помыслы,

как воры, входят внутрь сердца, опрокидывают светильник молитвы и оставляют душу темной и пустой.

 

то Я найду на тебя, как тать

 

Господь придет нежданно, когда не ведает об этом человек; придет, окруженный, как Своими слугами, бедствиями и скорбями, или пошлет впереди Себя Ангела смерти.

 

и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

 

Тот, кто отлагает со дня на день покаяние, часто наказывается внезапной смертью и лишается покаяния. Кто отгоняет от себя, как врага, память

о смерти, тот встретится с ней нежданно, как с барсом, притаившимся в камнях.

Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны (Откр. 3, 4).

 

не осквернили одежд своих

 

Не осквернили — не забрызгали их кровью идольских жертв, не изодрали блудом и развратом, не запятнали черной гарью магии и оккультизма, а

сохранили через молитву и покаяние благодать, полученную в крещении. Бог обещал Аврааму пощадить Содом ради десяти праведников, но их не нашлось в преступном городе: он был погребен в огненной могиле и его «надгробием» стало Мертвое море. Из-за немногих праведников Бог сохраняет целые народы и государства. Господь обещает сохранить Сардис ради нескольких человек, творящих Его волю.

 

будут ходить со Мною

 

Господь сказал: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).

Слово «ходить» имеет еще один смысл: это вечное приближение к Богу, это путь, похожий на восхождение ввысь, по которому душа следует за

Христом, то есть мистически все больше уподобляется Ему. Это слово означает, что вечная жизнь будет не статичной, а динамичной.

 

в белых одеждах

 

Белизна — признак чистоты и святости.

Праведники шли по дороге земной жизни, как по болотной трясине, но не запачкали своих одежд, так как едва касались земли: своими мыслями

и желаниями они были на небе. Так в древности израильтяне, водимые Моисеем, прошли по дну моря, не замочив ног, как по песку пустыни.

 

ибо они достойны.

 

Они были со Христом во время гонений и будут с Ним в Его Небесном Царстве.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его

(Откр. 3, 5).

 

белые одежды

Это одеяния из света, в которые были облечены наши праотцы до грехопадения. После измены Богу Божественный свет, озарявший душу и

тело Адама, исчез, как одеяние, сорванное с праотца демоном. В Царствии Небесном те, кто стяжал на земле благодать, облекутся в сверкающие

одеяния света, подобные ризам Христа во время преображения на Фаворе.

 

не изглажу имени его из книги жизни

 

Здесь, на земле, приобретенную уже благодать можно снова потерять; а в Небесном Царствии Божественный свет не колеблется и не гаснет.

Благодать, соединяясь с природой человека, становится навсегда основой и «сердцевиной» его личности. Земная жизнь христианина — время борьбы и испытаний, а после смерти открывается, кто он, — победитель или побежденный.

 

из книги жизни

 

Это Царствие Небесное, память Божия, богообщение, боговидение, богозрение. Из книги смерти, хранящейся в аду, по молитвам Церкви

до Страшного суда могут быть стерты имена грешников, а в книге жизни имена святых непоколебимы, как звезды на небосклоне. Вечная жизнь — это вечное приближение к Источнику света. Здесь душа восходит на степень Ангелов, а Ангелы — к славе Херувимов.

 

Каждое состояние человека становится ступенью к иному, более высокому. В Царстве Небесном нет падения, а только непрестанный полет к Богу. В царстве сатаны после Страшного суда нет надежды, нет возвращения, а только непрестанное падение в глубины ада, дном которого является

сам сатана.

 

исповедаю имя его пред Отцем Моим

 

В древние времена царь, желая за особые заслуги отличить своего подданного, сажал его на свою колесницу, и глашатай громко объявлял,

чтобы слышали жители столицы, имя этого человека и подвиг, который он совершил. Это считалось самой большой честью, которую мог оказать царь. На небесах Христос исповедает имя победителей в Царстве вечного света пред Своим Небесным Отцом.

 

и пред Ангелами Его.

 

Ангелы радуются каждой спасенной душе.

Небесная Церковь торжествует в подвигах святых победу над сатаной и адом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.