Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ






Тема 1. Товароведение: основные понятия, цели и задачи

Цель занятия: является изучение методологических основ дисциплины, изучение истории развития товароведения, изучение требований к товароведам в современных условиях.

Содержание занятия:

1. Предмет, цели и задачи товароведения. Взаимосвязь товароведения с другими науками. Основные разделы товароведения, их назначение.

2. Ключевые понятия: продукция, товар, товароведение. Товар как объект коммерческой деятельности. Основные этапы развития товароведения.

3. Актуальные вопросы развития товароведения на современном этапе.

4. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России.

5. Участники товароведной деятельности, их краткая характеристика.

6. Основные категории товароведения: качество; потребительские свойства; показатели качества; требования, предъявляемые к товару; уровень качества; оценка и контроль качества; ассортимент; конкурентоспособность и т.д. Взаимосвязь основных категорий товароведения.

Методические указания:

Товароведение – это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, факторы, формирование и сохраняющие качество, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации.

Товароведение ставит своей целью установить соответствие показателей потребительных свойств и выпускаемого ассортимента продукции требованиям потребителей в интересах наиболее полного удовлетворения их потребностей и осуществления обратной связи между потреблением и производством в части повышения качества и обновления ассортимента товаров.

Задачи товароведения:

1) определение основных характеристик, составляющих потребительскую стоимость;

2) систематизация множества товаров путем эффективного применения методов классификации и кодирования;

3) изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики организации;

4) управление ассортиментом организации;

5) определение номенклатуры, потребительских свойств и показателей качества продукции;

6) оценка качества товаров, в том числе новых и импортных;

7) выявление градации качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению возникновения;

8) обеспечение качества и количества товаров на разных этапах товародвижения, установление видов потерь товаров;

9) информационное обеспечение товародвижения от изготовителя к производителю;

10) товароведная характеристика конкретных товаров.

Систематизация содержания дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» ос­новывается на применении унифицированных схем отдельных дидактических элементов, повторяющихся по определенным вопросам (например, по товароведным характеристикам) для разных товаров. В дисциплине «Теоретические основы товаро­ведения» заложена обобщенная система товароведных знаний, которая затем конкретизируется в частных разделах товарове­дения применительно к однородным группам товаров, т.е. товароведение включает общую часть и частное товароведение.

В общей части рассматриваются теоретические основы, очень важные для понимания частного товароведения. В частном товароведении изучаются состояние и перспективы развития определенных групп товаров, классификация, товароведная характеристика групп, видов и разновидностей товаров.

Схема анализа данного раздела:

1. Понятие о товарной группе или виде товаров.

2. Краткая характеристика потребительских свойств товара (надёжность, назначение).

3. Частная классификация ассортимента.

4. Факторы формирующие качество и факторы влияющие на сохранность, хранение и подготовку товара к реализации.

Потребности человека объективны и обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Потребление человека связано с поисковым поведением.

Общая, не конкретизированная потребность в изначальном варианте проявляется вначале не виде потребности в материальном благе, а в условиях, обеспечивающих жизнедеятельность человека и, стимулирует поиск способов и предметов ее удовлетворения.

В процессе этого поиска абстрактная потребность трансформируется сначала в общефункциональную, а затем в конкретную, следовательно, любое материальное благо есть конкретизированная и опредмеченная потребность.

Потребительная стоимость товара обусловлена определенными присущими ему свойствами, проявляющимися в процессе потребления. Эти свойства называются потребительскими. Исследуя потребительную стоимость и ее качества, товароведение должно вскрыть природу, установить типовую номенклатуру, особенности формирования и оценки потребительских свойств изделий.

Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по товароведению была «Торговая книга» с описанием «всяких земель» товаров, в которой рассказывалось подробно о привозных из других стран товарах (мед, лен, пенька, пушнина и др.). (1575). Период развития товароведения с середины XVI до XVIII в. называют товароведно-описательным.

Как самостоятельная учебная дисциплина товароведение начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце. 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного товароведения в России были М. Я. Киттары (1825—80), П. П. Петров (1850—1928), Я. Я. Никитинский (1854—1924). Под редакцией последних в 1906—08 вышел учебник по товароведения «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве. Особая заслуга в становлении отечественного товароведения принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товара. В России и за рубежом стали открываться коммерческие учебные заведения. В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н. А. Архангельский, М. С. Алексеев, И. Кутянин, М. Б. Сергеев, Н. В. Чернов и др. С XVIII по XIX в. товароведение развивается в тесной связи с химией, физикой, биологией и другими науками. С развитием промышленности и торговли и совершенствованием естественнонаучных знаний товароведение приобрело характер научной дисциплины. Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому данный период называют товароведно-технологическим.

В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание новых товаров с учетом изменяющихся потребностей. Третий этап развития товароведения называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают новые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами и др.

Объект товароведения – товар, продукт труда, предназначенный для купли-продажи.

Субъект – человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.

Субъект товароведения – товароведы, специалисты, обеспечивающие продвижение товара от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, стоимостной, качественной и количественной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Продукция – это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей человека. Продукции присущи две основные характеристики:

1) Продукция должна быть произведена.

2) Она должна удовлетворять чьим-либо потребностям.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи.

Товар – объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.

Свойства товара:

- потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека, т.е. полезность; проявляется в процессе потребления или эксплуатации;

- стоимость – овеществленный в товарах общественный труд производителей.

В процессе обмена стоимость проявляется как меновая стоимость.

Предметом товара является потребительная стоимость товаров. Товары обладают свойствами, благодаря которым они становятся полезными для человека. Полезность вещи определяется ее потребительной стоимостью. Каждый продукт труда обладает множеством свойств, однако его потребительную стоимость формируют лишь те из них, которые обусловливают полезность продукта труда. Потребительная стоимость (потребительная ценность) товара показывает, насколько он благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретные нужды человека.

Потребительная стоимость товаров раскрывается в их потреблении.

Потребительная стоимость может быть индивидуальной и общественной; мерой потребительной стоимости является качество.

По своей природе потребительские свойства являются физическими, химическими, биологическими и т.п. Потребительские свойства товаров (предметов потребления) можно разделить на три класса:

1) свойства, удовлетворяющие материальные потребности (эргономические, утилитарные);

2) свойства, удовлетворяющие нематериальные потребности (культурные потребности, потребности воспринимать прекрасное и т.д.);

3) свойства, обеспечивающие удовлетворение потребностей во времени (например, надежность).

Затребованная стоимость характеризует полезность вещи вообще, а качество характеризует способность удовлетворить определенные потребности.

Цель товара – изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих его потребительскую стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» даёт определение товара как продукта деятельности (включая работы, услуги), предназначенного для продажи или обмена. Вместе с тем товар представляет собой сложное многогранное понятие, основными составляющими которого с точки зрения маркетинга выступает:

1) потребительская ценность, или полезность, − способность произведённой продукции удовлетворять конкретные запросы определённых целевых групп потребителей;

2) наличие спроса на продукцию на рынке, т.е. приемлемая цена, которая соответствует, прежде всего, уровню платёжеспособного спроса определённой целевой группы потребителей;

3) рыночный имидж товара.

Товар должен быть ориентирован по всем этим составляющим на конкретную целевую группу, сегмент рынка, на решение определённых проблем и удовлетворение потребностей потребителей. Все три аспекта характеризуют требования к товару со стороны потребителя.

Потребительские товары (личного пользования) делятся на три группы:

- изделия длительного пользования - холодильники, автомобили, мебель, одежда и др.:

- изделия краткосрочного пользования- продукты питания, моющие средства и др., т.е. такие, которые потребляются либо сразу, либо ограниченное число раз;

- услуги - это действия, приносящие людям полезный результат (перепечатка на машинке рукописи, перевозка пассажиров, ремонт одежды и др.). Услуги считаются объектом продажи, однако их нельзя упаковывать, хранить, транспортировать.

Товары производственного назначения разбиваются на следующие категории:

• основное оборудование;

• вспомогательное оборудование;

• узлы и агрегаты;

• основные материалы;

• вспомогательные материалы и сырье. Такое деление основывается на различном отношении покупателя к этим товарам, а также на различных требованиях к продаже, обслуживанию.

Спрос на товары производственного назначения формируется в тесной взаимосвязи со спросом на изделия личного потребления. Так, благоприятная конъюнктура на автоматы для плазменной сварки листов алюминия может возникнуть как отражение высокого спроса на алюминиевые прогулочные лодки, становящиеся по тем или иным причинам модным товаром.

Услуга – представляет собой полезное действие или выгоду потребительской стоимости товара получаемую взамен выгоды или ценностей необходимых продавцу или производителю услуги.

Выделяют следующие принципы товароведения:

1. Принцип безопасности - заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).

2. Принцип эффективности – заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, реализации и эксплуатации товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах.

3. Принцип совместимости – определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных воздействий.

4. Принцип взаимозаменяемости – определяется пригодностью одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.

5. Принцип систематизации – заключается в установлении определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, кодирование товаров.

Метод (от греч. methodos) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставлен­ной цели.

В товароведении как прикладной естественно-научной дис­циплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами оп­ределения значений показателей качества) применяются и за­имствованные из других, в основном фундаментальных наук — физики, химии, математики, философии и др. Для товароведения как науки характерны свойственные и другим областям знаний тенденции: интегра­ция знаний, их постоянное совершенствование и развитие для повышения эффективности результатов.

Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические. В свою очередь каждая группа методов делится на ви­ды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности мето­ды делятся на методы — последовательные действия (напри­мер, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-опера­ции (анализ, синтез, сравнение и др.).

Методы-действия — это совокупность приемов или операций практического или теоре­тического познания действительности либо достижения конкретного результата.

Методы-операции — конкретные приемы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста мар­кировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования — идентифи­кация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц, цель эксперимента — получение фактических данных о свойствах исследуемого объекта).

Теоретические методы — методы, основанные на мыслитель­ных действиях и/или операциях в целях познания и/или иссле­дования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

Эмпирические методы — методы, основанные на познава­тельных действиях и операциях с использованием средств из­мерений (технических устройств или органов чувств) для опре­деления действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (из­мерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).

Практические методы — методы, основанные на технологи­ческих действиях и операциях, предназначенных для определе­ния характеристик товара (качества, количества, товарной ин­формации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-дей­ствия (маркирование, упаковывание и т. п.), а также методы-операции — оценка качества и измерение количества.

Следует отметить, что практические методы оценки качества и измерения количества базируются на таких эксперименталь­ных методах, как измерительные, органолептические и регист­рационные (например, определение видов и количества приме­сей, дефектов, градаций качества).

В практической товароведной деятельности широко исполь­зуются технологические методы хранения, осуществление кото­рых входит в должностные обязанности товароведов (напри­мер, выбор и заявка техническим службам на обеспечение оп­тимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством товаров и т. п.). В отношении других технологиче­ских методов товароведы проводят лишь контроль за соответст­вием конечных результатов этих методов, осуществленных дру­гими лицами.

К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обоб­щение и систематизация, построение гипотез, научное обосно­вание фактов.

Анализ — разделение исследуемого объекта (товара, техноло­гического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.

Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставле­нии объектов для выявления общности и различия между ни­ми.

Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно свя­заны с синтезом.

Синтез — объединение составных элементов объекта в еди­ное целое (систему).

Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и вы­явлении определенных соответствий (тождественности) или не­соответствий и причин их возникновения.

Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть ис­пользованы для прогнозирования.

Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов.

Программирование — метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих то­вароведных характеристик товаров или рационального товаро­движения.

Планирование — метод, основанный на разработке долго­срочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод ис­пользуется при управлении ассортиментом и качеством това­ров, их закупках и размещении на хранение, установлении пе­риодичности реализации отдельных товарных партий.

Абстрагирование — метод, основанный на мысленном выде­лении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров и/или факторов, влияющих на них.

Конкретизация — метод, основанный на представлении объ­екта в конкретной, наглядной форме.

Обобщение — метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений.

Идеализация — метод, основанный на мысленном конструи­ровании понятий об объектах, не существующих или недости­жимых в действительности, но к которым необходимо стре­миться их прообразам в реальном мире.

Моделирование — метод, основанный на построении моде­лей и переносе информации по аналогии от модели к прототи­пу.

Систематизация — метод, основанный на построении еди­ной системы характеристик объектов и связанных с ними про­цессов.

Эмпирические или экспериментальные методы — методы по­знания, основанные на опыте или наблюдениях.

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных на­ук экспериментальные методы подразделяются на: измеритель­ные — физические, физико-химические, химические, биологи­ческие; органолептические, регистрационные и социологические. Разновидностями физических, физико-химических и химиче­ских методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реалогические, рефрактометрические и другие методы, которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний.

Измерительный метод — метод определения значений пока­зателей качества продукции, осуществляемый на основе техни­ческих средств измерений.

Органолептический метод — метод определения значений по­казателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот ме­тод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.

Регистрационный метод — метод, основанный на наблюдени­ях и учете определенных объектов (товаров, процессов и услуг) и их характеристик.

Разновидностью регистрационного метода является монито­ринг.

Мониторинг — метод, основанный на постоянном наблюде­нии за каким-либо процессом с целью выявления его соответ­ствия желаемому результату или первоначальному предложе­нию. Достаточно часто мониторинг проводится за качеством и безопасностью пищевых продуктов, для определения заболева­ний, связанных с нерациональным питанием, а также для вы­явления фальсифицированной и контрафактной продукции.

Социологический метод — метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он нахо­дит широкое применение для выявления запросов потребите­лей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.

Практические методы — методы, используемые или учиты­ваемые товароведами в профессиональной деятельности для обеспечения рационального товародвижения. Часть практиче­ских методов совпадает с эмпирическими.

К практическим методам относятся методы оценки качест­ва, хранения, транспортирования, товарной обработки и др.

Методы оценки качества — методы, предназначенные для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям. Оценку качества товароведы проводят с использованием органолептических, реже измерительных, методов. Причем наи­более часто используется визуальный метод как разновидность органолептического.

Технологические методы — методы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров, их рационального товаро­движения.

Методы упаковывания — способы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров с помощью упаковки. Эти методы определяются видом и размером упаковки, ее назначе­нием.

Методы маркирования — способы, предназначенные для ин­формационного обеспечения товаров и их идентификации.

Методы транспортирования — способы, предназначенные для перемещения товаров и обеспечения их сохранности в пу­ти. Эти методы подразделяются в зависимости от вида транс­портных средств и способа размещения в них товаров.

Методы хранения — способы, предназначенные для сохране­ния товаров на складах производственных предприятий опто­вой и розничной торговли.

Методы товарной обработки — способы подготовки товаров к продаже с целью улучшения их качества и сохраняемости. К ним относятся методы сортировки, калибровки, фасования товаров и др.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий.

Содержание занятия:

1. освоение основополагающих категорий, принципов и методов, используемых при изучении дисциплины;

2. знакомство с историей развития товароведения;

3. изучение понятия товара и классификации товаров.

Задания, вынесенные на занятия:

· Опрос по теме «Товароведение: понятие, цели и задачи».

· Подготовка докладов по теме «История развития товароведения».

· Составление кроссворда по основным категориям дисциплины.

Рекомендуемая литература: 5, 6, 8.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.