Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заикание и дизонтогенез






Большинство исследователей относят заикание к неврозам в понимании И. П. Павлова, а именно — невроз является след­ствием отрицательных психогенных реакций (переживание, страх, испуг, конфликтная ситуация, напряженная трудова^ деятель­ность), что вызывает перенапряжение нервных процессов, их срыв. В коре головного мозга образуется застойный тормозной процесс («больной очаг»), прерывающий функциональную связь коры с подкоркой. Но понимание заикания как невроза (общего и ча­стного) не решает проблему механизмов заикания, в частности, у детей раннего возраста. В. Н. Мясищев считает, что у малень­ких детей возникает так называемый «реактивный невроз» как острое нарушение высшей нервной деятельности и «невроз раз­вития», при котором образование патологических стереотипов про­исходит постепенно, в неблагоприятных условиях среды — пере­раздражения, подавления, изнеживания. Исходя из указанных форм неврозов В. Н. Мясищева, можно выделить заикание развития и реактивное заикание (С. С. Ляпидевский, 1969; Г. А. Волкова, 1978). Заикание развития возникает на фоне задержанного фор­мирования речи, психических особенностей, имеет постепен­ное начало, наиболее выражено при овладении фразовой ре­чью. При неврологическом обследовании у этих детей выявляются признаки диффузного органического поражения мозга и стойкие вазовегетативные нарушения. Реактивное заи­кание возникает в результате воздействия сочетания психоген­ных и соматогенных факторов у детей, склонных к невротичес­ким реакциям.

Мы считаем, что для понимания патогенеза заикания необхо­димо изучение индивидуально-психологических свойств детей на ранних этапах онтогенеза и в дошкольном возрасте. С этой це­лью на психодинамическом уровне нами изучены: общая активность индивида (в бодрствующем состоянии со взрослыми, без взрослых), развитие моторной функции, зрительное внимание, слуховое внимание, общительность (частота контактов, инициа­тивность в общении, легкость вступления в контакт, широта круга общения), эмоциональные проявления, невербальный интеллект.

На психосодержательном уровне изучены: особенности пове­дения на первом-втором году жизни, подражание (звукам, пред­метным и игровым действиям), социальный аспект общительно­сти (улыбка, «комплекс оживления», устойчивость общения в дошкольном возрасте), активность в игровой деятельности (оп­ределение уровня игровой активности — группы А, Б, В, Г, Д), поведение в конфликтных ситуациях, особенности речевого раз­вития в преддошкольном и дошкольном возрасте, личностные качества заикающегося и его родителей (отца, матери).

Анализ материала исследования позволяет трактовать заика­ние, исходя из закономерностей нормального онтогенеза и гете­рохронии (разновременности формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим). Од­ним из основных проявлений гетерохронии является возникно­вение на каждом возрастном этапе наряду с постоянными иерар­хическими координациями — факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований (В.В.Лебе­динский, 1985). На основе проведенного исследования можно утверждать, что заикание обусловлено тремя типами дизонтоге-неза: асинхронией, задержанным развитием и парциальным пси­хическим недоразвитием.

Асинхрония как неравномерное дисгармоничное развитие включает признаки ретардации (задержки) и акселерации (опе­режения). Асинхрония проявляется в задержке речевого разви­тия, составляющей от 6 до 8 мес., в нарушениях звукопроизно-шения (у 67% заикающихся), нарушениях просодических компонентов речи (почти у всех детей), в расстройстве тонкой моторики и недоразвитии психомоторики (у 60% заикающихся дошкольников), в нарушениях зрительного восприятия простран­ственных соотношений, в недоразвитии слухового внимания, в снижении игровой активности.

У заикающихся детей выявлено дисгармоничное развитие лич­ности. Оно выражается в агрессивности, повышенном чувстве виновности, эмоциональной ранимости, социальной незрелос­ти, в использовании защитных видов реагирования в трудных жизненных ситуациях. Эмоциональный фон в конфликтных си­туациях у заикающихся очень высок (в 20 раз выше, чем у здоро­вых). Аффективные состояния на различные фрустраторы у них возникают гораздо чаще, чем у детей без заикания. Аффективные состояния искажают самооценку личности заикающихся детей, препятствуют правильному реагированию на конфликт и его участников.1 При неадекватно завышенной самооценке стрем­ление к самоутверждению в конфликтных ситуациях выражается чрезмерно активно, агрессивно, самоуверенно. При неадекватно заниженной самооценке стремление к самоутверждению в кон­фликтных ситуациях выражается в форме пассивного протеста, скрытой агрессии, негативизма и является защитным механиз­мом против возможности оказаться не на уровне предъявляемых требований.

Негативизм, протест, скрытая и открытая агрессия, которые сопровождаются и аффективными переживаниями, являются по­казателем формирования дисгармоничной личности. Фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности. У заикающихся детей чаще наблюдается тормозящий вариант развития личности. Он формируется в условиях гиперопеки, при которой в ребенке подавляется самостоятельность, инициатива, активность. Ребенок становится робким, тормозимым, обидчивым. В старшем дошколь­ном возрасте ярко проявляются пассивность, неуверенность в своих силах. У меньшего числа заикающихся отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех случаях, когда пси-хотравмирующая ситуация приводит к развитию у ребенка невро­тических реакций, а затем к формированию таких личностных черт, как боязливость, склонность к страхам.

Развитие личности как по тормозящему, так и невротическо­му типу влечет за собой отсутствие или снижение у детей позна­вательной активности, самостоятельности, инициативы. Однако следует отметить, что у заикающихся детей 6 лет (особенно у девочек) проявления таких личностных свойств, как агрессия, негативизм, их адекватность содержанию ситуации, самостоя­тельность, активность в разрешении напряженности практичес­ки не отличаются от таковых у здоровых детей.'

Заикание является также следствием задержанного развития. Этот тип дизонтогенеза вызван тремя факторами:

1) соматогенными — в 64, 7% случаев у детей с органическими
нарушениями ЦНС, в 37, 5% у детей с функциональными нару­шениями ЦНС;

2) психогенными — алкоголизм родителей в 65: случаев, психотравмы в 32% случаев, неблагополучие в микросоциальном окружении в 40% случаев;

3) церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции — у 73% детей с органическими нарушениями ЦНС; травмы мозга внутриутробного, катального и раннего постнатального периодов — у 83, 9% детей).

у части заикающихся выражена задержка речевого развития: у 37, 3% детей с органическими нарушениями ЦНС, у 12, 4% — с функциональными заиканиями. У заикающихся дошкольников выявлены такие отклонения в импрессивнои речи, как недоста­точность понимания словесной инструкции при организации их игровой и конструктивной деятельности. Дизонтогенез слухово­го сосредоточения, присущий детям в первые месяцы жизни и проявившийся позднее в возрасте от 2, 5 до 4, 5 лет в расстрой­стве слухового внимания, обусловливает отклонения в формиро­вании импрессивнои речи заикающихся 5—7 лет, особенно у де­тей с органическими нарушениями ЦНС. Недоразвитие фоне­матических процессов анализа, синтеза и представлений свиде­тельствует о том, что у заикающихся детей вызывает затруднение мыслительный процесс разложения слова на составляющие его части и соединения отдельных частей (фонем, слогов) в целое слово.

Развитие экспрессивной речи у заикающихся детей на ранних этапах онтогенеза также протекает с задержкой и отклонениями от нормы. Нарушения темпа речи свойственны большинству де­тей с функциональными и органическими нарушениями ЦНС. Например, из обследованных детей пяти лет ускоренный темп речи у 70%, замедленный — у 24%, нормальный — у 6%. Дефек­ты слоговой структуры слов выявлены у всех заикающихся де­тей; более сохранны у испытуемых 7 лет с функциональными нарушениями ЦНС (Р < 0, 05). Наряду с указанными отклонени­ями в речевом онтогенезе у многих заикающихся детей имеются аномалии в строении артикуляторного аппарата, нарушения ре­чевой моторики, просодии, звукопроизношения. Отмечается не-сформированность грамматического строя речи (преимуществен­но функции словообразования), недоразвитие лексической стороны речи. Таким образом, анализ некоторых параметров развития речи свидетельствует о дизонтогенезе речевой функци­ональной системы и как следствие его — сложной структуре ре­чевого дефекта при заикании. У детей с органическими наруше­ниями ЦНС превалируют расстройства речи, обусловленные преимущественно органическими причинами: стертая дизартрия у 41% детей 5 лет, у 65% детей 6 лет, у 56% детей 7 лет; сочетание стертой дизартрии с общим недоразвитием речи у 33% детей 5 лет, у 12% детей 6 лет и у 11% детей 7 лет. При функциональных нарушениях ЦНС у заикающихся преобладают разные виды дис-» лалии. Речевые дефекты и речевое недоразвитие разного уровня могут предшествовать и далее сопутствовать заиканию, поэтому они рассматриваются как симптом речевого дизонтогенеза и как одна из причин заикания.

Третий тип дизонтогенеза — парциальное психическое недо­развитие. В данном случае различные функции недоразвиты не­равномерно. Это касается и психодинамических, и психосодер­жательных свойств заикающихся. Так, например, по состоянию сенсорных функций у заикающихся 5 лет в сравнении с незаика­ющимися сверстниками недостаточно развиты ритмическое чув­ство, музыкальный, тембровый, звуковысотный и динамический слух (Р < 0, 05). Но слуховое внимание у заикающихся сохранно. Подобное соотношение наблюдается и у заикающихся 6 лет.

При парциальном психическом недоразвитии у заикающихся выявлена различная степень игровой активности. Мы выделяем группы А, Б, В, Г, Д (1983).

Указанная неравнормерность развития психических функций и индивидуально-психологических свойств заикающихся детей прослеживается на психодинамическом и психосодержательном уровнях у всех испытуемых от 2 до 7 лет.

С позиций психологического изучения патогенеза заикания у преддошкольников и дошкольников мы определяем заикание как своеобразное и сложное расстройство речи, обусловленное ди-зонтогенезом психических функций и дисгармоничным разви­тием личности. Имеющиеся у заикающихся детей речевые и пси­хические нарушения накладывают отпечаток прежде всего на процесс речевого общения, искажая и деформируя его. В свою очередь, характер личностных и других психических изменений сам зависит от доступных заикающимся форм общения. Поэто­му психокоррекционная и логопедическая работа должна направ­ляться на модификацию речевого поведения (речевого общения) в разных видах деятельности с целью нормализации социального поведения заикающегося. Исходным пунктом работы является психолого-педагогическая оценка индивидуально-психологичес­ких и личностных качеств заикающегося ребенка. Психологи­ческие данные дополняют клиническую картину речевого нару­шения, содействуют пониманию динамики речевого расстройства, его взаимодействию с другими психическими процессами и лич­ностными качествами индивида; уточняют прогноз психическо­го развития заикающегося; способствуют определению диффе­ренцированных методов работы...

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов)

Раздел 1. ДИСЛАЛИИ

(Сост. Л. В. Лопатина)

КуссмаульА. Косноязычие и лепетание (1879)

Хватцев М. Е. Общее учение о косноязычии (1959)

Зееман М. Косноязычные дети (1962)..

Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963)

Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий (1967)

Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фо­нем (1968)

Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения (1969)

Токарева О. А. Функциональные дислалий (1969)

Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учеб­но-воспитательном процессе (1969).................................................

Правдина О. В. Дислалия (1973)..........

Ястребова А. В. Особенности устной речи учащихся I класса(1984)

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей (1985)...

Филичева Т. Б., Чевелева И. А. Дислалия у детей (1987)

Гриншпун Б. М. Дислалия (1989).........

Раздел 2. РИНОЛАЛИИ

(Сост. С. И. Шаховская)

Дубов М. Д. Клиническая картина при расщелинах нёба....

Организация лечебной и профилактической помощи при рас­щелинах нёба (1960)...........................................................................

Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в доречевом периоде (1963).................................................................

Ипполитова А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии (1983)......................,......................

Ермакова И. И. Расстройства голоса при ринолалии и их кор­рекция

Ермакова И. И. Особенности постановки звуков при ринолалии (1984)

Раздел 3. ДИЗАРТРИИ

(Сост. Л. В. Лопатина)

КуссмаульА. [О дизартрии] (1879)......

Хватцев М. Е. Классификация косноязычия (1959)

Семенова К. А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами (1968)

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии (1972)

Правдина О. В. Дизартрия (1973)........

Соботович Е. Ф., Чернополъская А. Ф. Проявления стертых дизар­
трии и методы их диагностики (1974)..............

Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страда­
ющих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией
(1975)..................................................................

Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом (1977).....................

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия (1977)

Ипполитова М. В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом (1989).

Архипова Е. Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с дет­ским церебральным параличом. (1989)....................

Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии
(1989).................................................................

Лопатина Л. В., Серебрякова Н, В. Развитие фонетико-фонема-
тической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошколь­
ников со стертой формой дизартрии (1994)....

Раздел 4. НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

(Сост. С. Н. Шаховская)

Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстрой­
ствах голоса (1955)............................................

Хватцев М. Е. Недостатки голоса (1958)

Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств (1960)....
Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса (1960)

Таптапова С. Л. Образование звучной речи у лиц с экстирпи-
рованной гортанью (1960)................................

Правдина О. В. Патология голоса (1963)

Рябченко А. Т. Состояние внешнего дыхания при функциональ­
ных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции
голоса (1967)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.