Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности поведения заикающихся детей в играх






У заикающихся детей разного возраста имеется неоднознач­ное отношение к коллективу играющих.

Заикающиеся дети 4—5 лет предпочитают игры подгруппами из 2—3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товари­щах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хоро­шо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действия­ми: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билеты, няня кормит детей и т.д. Дети редко вступают в конфликты из-за ро­лей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Заикающиеся дети, играющие одни, рядом с коллективом нормально говорящих детей, вовлеченные в их игру, не всегда могут играть продолжительно и до конца.

Среди заикающихся детей 5—6 лет примерно одна треть мо­жет участвовать в коллективной игре, одна треть — в играх под­группами в один-два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о суще­ственном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети этого воз­раста играют 50—60 минут, игра у них развивается по достаточно сложным сюжетам, в ней принимает участие большое количе­ство детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от не­скольких минут до 20 минут, в их игре преобладает процессуаль­ная сторона, дети плохо отделяют правила игры от конкретных игровых ситуаций.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикаю­щихся детей 6—7 лет определяется накоплением жизненного опы­та, появлением новых и относительно более устойчивых интере­сов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвуют подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочи­тает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивают стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся детей 4—7 лет показательна не-сформированность навыка коллективного общения и отноше­ния к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обус­ловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Среди них малочисленны объединения по игровым инте­ресам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на ос­нове дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отли­чаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений. Поскольку у них имеются трудности в усвоении различных форм общественного поведения, поскольку в их среде не проявляется соответствую­щая возрасту игровая активность. Исследование игровой актив­ности заикающегося ребенка проводится в динамике как лого­педом, так и воспитателем. Выясняются, помимо этого, особен­ности игр детей в домашних условиях. И если в начале коррек-ционного воспитания логопед определяет принадлежность каждого ребенка к одной из четырех клинических групп, то в результате динамического психолого-педагогического исследова­ния он устанавливает степень игровой активности заикающего­ся. Клиническая картина заикания уточняется, пополняется, а учет степени игровой активности позволяет логопеду целенап­равленно создавать устойчивые играющие коллективы заикаю­щихся детей.

В результате исследования игровой активности заикающегося ребенка определяется его принадлежность к одной из следую­щих групп:

Группа А — дети способны сами предложить тему игры и при­нять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготов­лении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласо­вывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют пра­вила и требуют их выполнения от участников игры.

Группа Б — дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязыва­ют играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

Группа В — дети принимают тему ифы и роль от товарищей активно со всеми готовят ифовое место, по ходу ифы высказывл ются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом това рищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли Правила ифы дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от ифающих товарищей.

Группа Г — дети способны ифать, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников ифы или с помощью взрос лого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыс лом ифающих согласовывают только совету более активных де­тей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д — дети редко участвуют в ифе сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят ифовое место и в ходе ифы выполняют действия и правила, предложенные ифа-ющими; выраженная пассивность, полное подчинение решени­ям товарищей.

Логопед, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствует переходу заикающихся детей из фупп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение заикающихся детей нормализуется успешно уже в начале — середине коррекционно-го курса, особенно у детей II и III клинических фупп. Довольно часто эти дети обладают высокой степенью ифовой активности и распределяются в фуппы А, Б, В. Именно на них ориентируются логопед и воспитатель при создании устойчивых ифовых коллек­тивов. Дети из III и IV клинических фупп имеют низкий уровень ифовой активности, относятся в фуппы Г, Д. Они требуют дли­тельного психолого-педагогического воздействия, осторожного и продуманного развития их ифовой деятельности, но не всегда успешно осуществляется их продвижение, и не все дети из III и IV фупп достигают высокой степени ифовой активности.

Развитие ифовой активности заикающихся детей, перевоспи­тание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему раз­нообразных иф, составляющих методику игровой деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.