Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заикание у взрослых






Заикание у взрослых в подавляющем большинстве случаен является следствием длительно протекающего так называемого эволюционного заикания, возникшего в детстве, в периоде неза конченного формирования речи. Следовательно, заикание у взрос лых, как правило, надо считать одной из разновидностей пато= логии речи, принявшей крайне длительное по существу хрони ческое течение.

Клиническое изучение выборочного контингента взрослых заикающихся выявило нозологическую разнородность обследуе мых больных и позволило разделить их на 4 диагностические подгруппы. Наиболее репрезентативными из них оказались пер­вые две группы, включавшие: 1) больных с невротическим заи­канием и с той или иной степенью выраженности общеневроти­ческих расстройств; 2) больных с неврозоподобным заиканием, генетически связанным с ранней церебрально-органической не­достаточностью. Значительно меньшую часть составили предста­вители 3-й подгруппы — больные психопатиями и еще меньшую 4-ю подгруппу — больные с вялотекущей шизофренией. Касаясь общих клинических признаков, следует сказать о нарушении ре­чевой функции — заикании и затрудненности речевого обще­ния. Другим общим проявлением была логофобия, в ряде случа­ев приобретающая ведущую роль в картине заболевания. Лого-фобия, как правило, впервые появлялась в препубертатном и раннем пубертатном периодах, вначале страх речи возникал лишь в момент непосредственного речевого общения и был наиболее выражен в ситуациях особой значимости. С течением времени логофобия появлялась не только в речевых ситуациях, но и в ожидании предстоящего речевого общения. Постепенно страх речи становился навязчивым и возникал под влиянием только одной мысли о необходимости речевого общения или при вос­поминании о речевых неудачах в прошлом. На этой стадии лого-фобии больные обычно говорили уже не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче удавалось произнести, нередко в ущерб смыслу.

Другим общим для всех признаком были аффективные нару­шения (обычно субдепрессивное настроение, содержащее созна­ние речевой неполноценности) и преобладание во всем поведе­нии астенических форм реагирования (Казаков В. Г., 1973). Эта форма реагирования особенно присуща больным в ситуациях особой значимости, связанных с повышенной речевой и эмоцижальной нагрузкой (публичное выступление, коллективные за­мятия, сдача экзаменов и т.п.).

Логофобические проявления мы рассматривали в виде комп­лекса патогенетических взаимосвязанных клинических проявле­ний, в качестве определенной динамической структуры — лого-фобического синдрома (Казаков В. Г., 1973). Этот синдром имеет особенности как в возникновении, так и в динамике в зависимо­сти от того нозологического фона, на котором он появляется. Логофобический синдром можно рассматривать и как своеоб­разное психосоматическое проявление, где в качестве сомати­ческого компонента выступает судорожное нарушение согласо­ванной деятельности речевой мускулатуры... По своей сути логофобический синдром неоднороден и подвижен. В одних на­блюдениях (это касалось в основном группы больных с резиду-альными явлениями органического поражения центральной не­рвной системы) в структуре логофобического синдрома преобладали речевая судорожность и аффективные нарушения. Сосуществуя с облигатной для данного состояния психооргани­ческой симптоматикой, логофобический синдром был факульта­тивным психопатологическим признаком и обычно приобретал определенное своеобразие.

Однако в других наблюдениях на поздних стадиях болезни можно с определенной достоверностью говорить о логофобичес-ком синдроме без одного из его важнейших компонентов, а имен­но без судорожного нарушения речи при заикании. В единичных наблюдениях, где заикание не имело патологического фона и не сопровождалось выраженными психопатологическими проявле­ниями, судорожное расстройство речи, с нашей точки зрения, можно было рассматривать как изолированное соматическое, мо­торное нарушение без какой-либо психической переработки и патологических личностных реакций на этот дефект.

В первую группу больных вошли лица с психопатологически­ми нарушениями, не выходящими за рамки невротических рас­стройств. В большинстве случаев у больных этой группы клини­ческая симптоматика характеризовалась легким проявлением невротических реакций — стойких и эпизодических, длительных и кратковременных, психогенно или соматически обусловлен­ных, но в основе своей функциональных, преходящих и суще­ственно не затрагивающих целостность структуры личности боль­ных. Наиболее характерным для этих наблюдений было преобладание астеноневротических реакций, аффективная лабиль­ность и определенная взаимозависимость речевых нарушений и невротических расстройств; вся динамика заикания в этих слу­чаях отличалась выраженной волнообразностыо, что определялось не только внешними условиями, но и состоянием невроп-сихической сферы больных... Стойкие психопатологические рас­стройства у больных этой группы обычно обнаруживались с пу­бертатного возраста и вначале характеризовались логофобией и нерезко выраженными реакциями избегания трудных речевых ситуаций. Несколько позднее появлялись аффективные наруше­ния и астенические черты в поведении, что сопровождалось уси­лением заикания. Логофобический синдром в этих наблюдениях формировался в довольно короткий срок, и обычно к 15—17 го­дам можно было обнаружить почти все его составные элементы. Стойкое улучшение в виде изменения невротического фона и состояния речи обычно достигалось при длительной поддержи­вающей'терапии с применением комплексного медико-педаго­гического метода.

Диагностическая оценка второй, самой многочисленной груп­пы определялась признаками органического поражения централь­ной нервной системы, чаще в виде элементов редуцированного психоорганического синдрома. Преобладающими симптомами в структуре логофобического синдрома всегда были судорожность речи и аффективные расстройства. Вся клиническая картина п целом прежде всего определялась выраженностью облигатной психоорганической симптоматики. В качестве одного из наибо­лее типичных признаков, характеризующих группу больных с органическим поражением центральной нервной системы, сле­дует отметить выраженный полиморфизм не только общих пси­хопатологических, но и собственно речевых нарушений. Поми­мо заикания, нередко наблюдались тахилалия, элементы «клаттеринг-синдрома», дизартрия, нарушения норм звукопро-изношения, ринолалия, недостаточная модуляция голоса (при частичной паретичности мышц мягкого нёба) и т.п. Для данной группы больных характерно обилие гиперкинезов сопутствую­щих и насильственных движений мышц, непосредственно не уча­ствующих в речевом акте.

В третью группу входили больные с психопатиями с неодно­родными клиническими проявлениями и почти равное число больных астенического, возбудимого и истерического типа. Боль­шую часть составляли психопатии истерического и возбудимого круга.

VI Группа больных шизофренией имела вялотекущее течение бо-/ лезни. Логофобический синдром в этих наблюдениях выявил тес­ную зависимость от основной психопатологической симптома­тики и всегда был частью более сложной клинической картины... При изменении личности по шизофреническому.типу (аутизм, нарушения эмоционального контакта, эмоциональное огрубение, дисгармония психического склада) заикание никогда не явля­лось основной причиной нарушения контакта с окружающими. Отличительной особенностью логофобического синдрома была его выраженная зависимость от основной психопатологической симптоматики и стадии шизофренического процесса. В некото­рых наблюдениях логофобический синдром приобретал характер дисморфофобии или входил в структуру развернутого ипохонд­рического синдрома. Во всех наблюдениях логофобический син­дром никогда не был основным, ведущим клиническим проявле­нием, а всегда являлся частью более сложной клинической картины, нередко становясь извращенным и причудливым. Боль­ные шизофренией давали речевому дефекту иногда не только сверхценную, но и парадоксальную оценку. При объективно не­тяжелом заикании отношение больного к своему дефекту имело оттенок дисморфофобии или ипохондрического бреда. В целом в группе больных шизофренией тяжесть заикания и возникаю­щие в связи с этим затруднения контакта с окружающими и ухуд­шение социальной адаптации не были следствием речевых нару­шений, а прежде всего определялись прогредиентностью шизофренического процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.