Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедические занятия и игры с заикающимися детьми






Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного воз­раста. «Для ребят дошкольного возраста — писала Н. К. Крупс­кая, — игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».

Такое же большое значение игре в жизни дошкольника при­звал и А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — эта игра»1.

В играх детей отражаются впечатления, полученные из окру­жающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотноше­ния со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустрем­ленности, сообразительности, организованности. В играх у де­тей уточняются представления об окружающей жизни, расширя­ется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

У детей 5-го года жизни игры еще несложны по сюжету, чис­ло ролей и время игры невелико. К 6 годам игровые замыслы у детей уже связываются не только с непосредственным опытом — они выходят за пределы жизни в семье, в детском саду. Дети охотно играют в труд рабочих на строительстве, в колхозников, в железную дорогу, водят корабли, перевозят пассажиров в авто­бусах, трамваях, на самолетах.

В свои игры дети этого возраста вносят уже элементы своего творчества и фантазии. Возрастает роль речи, слово помогает ребенку войти в роль Игры становятся более продолжительны­ми (до 30—35 минут). К тому же дети могут возвращаться к ним на протяжении нескольких дней

К 7 годам у детей в играх заметна настойчивость в осуществ­лении задуманной цели, появляется определенное богатство за­мыслов. Так, в постройках, например, отмечается разнообразие тематики, правильное соотношение частей и т.д. Увлекают мо­менты соревнования, игры на смекалку.

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их по­ведения вольно или невольно отражаются и на их участии в иг­рах. Осознание своего недостатка, возможный страх перед ре­чью особенно затрудняет включение таких детей в игру. По наблюдениям Г. В. Косовой, эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные ршш. В случаях тяжелого заика­ния дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонаторством, некритичностью к своему поведению.

Макаренко А С Сочинения — М, 1958 — Т V С 272

Чувство собственной неполноценности может порождать не правильное отношение заикающегося ребенка к коллективу свер стников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленное ти), лишает его радостного настроения, угнетает.

Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движе­ний некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) — все это, с од­ной стороны, затрудняет полноправное участие заикающихся детей в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ре­бенка на своем дефекте. От этого усложняются и проявления заикания и задачи воспитательной работы с заикающимся ре­бенком. Все это указывает на необходимость и своеобразие ис­пользования игр в логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками.

В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнооб­разные игры могут и должны использоваться как на самих лого­педических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навы­ки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребен­ка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обста­новке те новые навыки речи и поведения, которые воспитыва­ются у него на занятиях.

В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, твор­ческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые).

Дидактические игры. Для этих игр характерно то, что создают их взрослые с определенным содержанием и правилами. Задача дидактических игр — организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей.

Это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителям явля­ется интерес чисто игрового характера — занимательность дей­ствия, радость достижения результата, выигрыш и т. д.

Дети с удовольствием относятся к игровым задачам: отгадать, найти, сказать, назвать. Проявляют интерес к качеству решения игровой задачи: красиво сложить узор, правильно подобрать кар­тинку и т. д.

Дети 5-го года жизни в процессе дидактических игр согласно «Программе воспитания детей в детском саду» учатся определять качество и количество предметов, запоминать и сравнивать их по внешним признакам. Из набора предметных картинок, изображающих предметы, животных, находят сходство и различие, вычленяют общий признак; развивается сосредоточенность, вни­мание, настойчивость. Используются игры: «Кто скорее соберет башенку», «Собери колечки», «Катание цветных шариков», «Чу­десный мешочек», «Цветная посуда» и др. Игра в лото расширя­ет представление об окружающих предметах и явлениях. Детям этого возраста доступны и музыкально-дидактические игры: «Уз­най по голосу», «Погремушка или бубен» и др.

К 6 годам у детей все более возрастает интерес к качеству решения игровой задачи. Здесь используются такие игры, как «Магазин», «Подбери пару», «Сложи картинку», «Кому сколь­ко», «Домино», «Прыгунки», «Мы считаем», «Кто что делает», «Зоологическое лото», «»Настольные кегли и др. Музыкально-дидактические игры: «Громко-тихо», «Какой барабан играет» (выше-ниже) и др.

К 7 годам по-прежнему привлекает игровое действие, но уже в большей степени заинтересовывает конечная цель, необходи­мость сделать известное усилие ради успеха. Здесь используются игры, способствующие развитию инициативы, самоорганизации, оценочных суждений и самоконтроля (разные виды мозаики, игры на классификацию предметов, лото «Кому что нужно», «Време­на года» и др.).

Находят интерес у детей игры, содержащие элементы сорев­нования в ловкости, сообразительности (кегли, прыгунки, «Кто ловкий», «Настольный крокет»).

В играх используются полученные знания и умения (домино, счетное лото «Учись считать», «АБВ», лото «От звука к букве», игры-головоломки, словесные игры: «Море волнуется», «Черное и белое», «Какой предмет загадан» и др.).

Музыкально-дидактические игры детей этого возраста: узнай инструмент (металлофон, погремушки, бубен, бубенчики), по­втори звуки (поочередная игра на двух ксилофонах), музыкаль­ное эхо, сыграй на патефоне любимую песню (игрушечный па­тефон) и др.

Используя игровой материал и ничуть не уменьшая общеоб­разовательного и воспитательного значения дидактических игр, тем не менее основной задачей в логопедических занятиях с за­икающимися детьми остается воспитание у них правильной речи и поведения. Дидактически игры обычно проводятся на заняти­ях и максимально оречевляются, т.е. ребенок играет не молча, а проговаривает свои действия. Например, в «Лото»: «У кого зем­ляника?» — «У меня земляника». — «Я кладу землянику». В «Мо-заику»: «Я беру синюю фишку». «А теперь — зеленую», «Я сделаю сейчас красивый цветок» и т. д.

В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас. Для разви тия слухового внимания и фонематического слуха очень полей ны музыкально-дидактические игры.

Дидактические игры с заикающимися детьми способствуют их умению последовательно и логично излагать свои желания, мысли, умению правильно держаться в момент разговора. Задача логопеда состоит в том, чтобы в момент игры снять напряжен­ность при ответах на вопросы, избавить от двигательных и рече­вых уловок, развить общительность.

В дидактических играх заикающиеся дети.учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников. И при всем этом у детей в играх поддержи­вается бодрое, радостное настроение и уверенное поведение.

Как видим, дидактические игры весьма разнообразны по форме и содержанию. Задачи же этих игр определяет руково­дитель в зависимости от этапа логопедических занятий с ре­бенком. Так же, как и на занятиях по родному языку, одна и та же игра может использоваться на разных этапах. Допустим, на этапе сопряженно-отраженной речи — это проговаривание отдельных фраз совместно или вслед за руководителем. Далее ребенок отвечает на вопросы и сам задает их, описывает усло­вия игры,.выступает ведущим, т.е. руководит игрой, ставит задачу, оценивает ее результаты и качество речевого поведе­ния ее участников.

Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей.

Они развивают организм ребенка, полезные движения и сно­ровку, организуют его поведение, воспитывают выдержку, сме­лость, ловкость; вносят в деятельность ребенка оживление, весе­лость, доставляет радость, так как реализуют его потребность порезвиться, побегать.

Дети 5-го года жизни должны научиться выполнять опреде­ленные правила в таких играх, как «Трамвай», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Сидит, сидит зайка» и др.

Для детей 6-го года жизни рекомендуются: «Умей пробежать», «Надень кольцо», «Мяч в воздухе», «Ровным кругом» и др. Для этих детей в подвижных играх уже вводятся элементы соревно­вания: «Чье звено скорее соберется», «Снежные круги» и др. Игры сопровождаются словами и пением: «Перебежки», «Мы веселые ребята», «Иван, Иван».

К 7 годам дети уже сами организуют игры: кому водить, кто кем будет в игре, следя за выполнением правил. Каждый ребе­нок должен уметь организовать игру, быть ведущим. Широко используются игры с элементами соревнования («Догони свою пару», «Разложи все камешки», «Кто скорей до самого верха» и др.), вводятся правила, требующие от детей выдержки («Найди и промолчи», «^итрая лиса», «Горелки»).

У заикающихся детей нередко наблюдаются различные откло­нения в двигательной сфере: скованность движений, несобран­ность, неуклюжесть, дискоординация движений, различные дви­гательные уловки. Поэтому значение, подвижных игр для них весьма велико: заикающиеся дети совершенствуют необходимые движения, учатся выступать в коллективных играх.

Особое же значение для них приобретают оречевленные под­вижные игры, сопровождаемые словами, речевым общением. В логопедической практике эти игры и упражнения известны под названием логопедической ритмики.

Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у де­тей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, коор-динированности темпа движений с речью. Например: согнув руки в локтях, ребенок подражает идущему паровозу: у-у-у.., вдох и опять: у-у-у или: чух-чух-чух... и опять: чух-чух-чух', вагоны сту­чат: так-так, так-так и опять: так-так, так-так...

Подражая пильщикам, делают соответствующие движения рукой, пила визжит: вж-вж-вж; вдох и снова: вж-вж-вж...

Комары летают по комнате: з-з-з-з; вдох и снова: з-з-з-з...

Тук-тук-тук — дети забивают воображаемый гвоздь, кап-кап-кап — «дождь идет», дети покачивают кистями рук.

В такт шагам дети проговаривают стихотворение:

По дорожке вдоль пруда Я гуляю иногда, Но подальше от воды, Чтобы не было беды.1

Или, подражая движениям при рубке дров:

Раз-два, раз-два, Я колю, колю дрова. Я колю на чурочке Для маленькой печурочки.

1 Описание этих и подобных игр и упражнений дано в книгах: Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников».М., 1957.Рождественская В. И., Павлова А. И.. «Подвижные игры для заикающегося дошкольника». М., 1967.

Особый интерес для детей представляют игры, которые со провождаются музыкой. Музыка также благоприятно отражается на эмоциональном состоянии и поведении ребенка.

Оречевленные подвижные игры и упражнения обычно исполь зуются логопедами в занятиях с заикающимися детьми. Поскольку ритмичные движения облегчают известным образом речь ребен­ка, то эти упражнения используются с первых же занятий с заи­кающимся ребенком, и в дальнейшем могут служить материалом для речевых зарядок, а также для отдыха и переключения к дру­гому виду деятельности.

Следует сразу оговориться, что не все подвижные игры облег­чают речь детей. Многие из них такие, как «Горелки», «Гуси-гуси»,, «Догони свою пару» и др., которые связаны с большим эмоциональным возбуждением детей, с физическим напряжени­ем, не облегчают, а усложняют речь ребенка. Такие игры ис­пользуют для закрепления навыков правильной речи и поведе­ния ребенка в усложненных условиях, после того как он научится правильно говорить на более легких этапах логопедических за­нятий.

Творческие игры и инсценировки. Характерной особенностью этих игр является то, что в них дети имеют возможность макси­мально выражать свои замыслы, фантазировать, передавать все многообразие впечатлений об окружающей их действительнос­ти, от знакомых художественных произведений и использовать при этом свой опыт и знания.

Одним из видов творческих игр являются игры со строитель­ным материалом. Дети охотно и с интересом участвуют в них. Эти игры содействуют развитию у детей пространственных пред­ставлений, понятий о форме, размере, количестве, качестве ма­териала и сооружаемых построек; развивают усидчивость, целе­направленность действий, сосредоточенность.

Дети 5-го года жизни учатся самостоятельно делать неслож­ные постройки, подбирать материал. По указанию руководителя они строят дом для кукол, столы, стулья, поезд, конюшню доя лошадок, автомобиль, гараж, мост, паровоз, вагоны. Дети этого возраста должны знать, что они хотят построить, уметь отобрать по величине, форме, цвету нужные детали, пользуясь образцом или своим опытом.

К 6 годам дети воспроизводят знакомые предметы, машины, здания. Иногда сооружают постройки и необходимые предметы для задуманных ролевых игр. Им уже доступны сложные пост­ройки: пароход^ пристань, речной вокзал; линия железной доро­ги, семафор, станционные будки; детский сад, беседки, горки для катания кукол. Постройки делают по рисунку, схеме, собирают из деталей «Конструктора» телефон, вагон, паровоз, подъем­ный кран. У детей наблюдается стремление красиво оформлять свои постройки.

К 7 годам сложность построек еще более усложняется. Из стро­ительного материала Могилевского «Архитектор» сооружаются вокзалы, многоэтажные дома, мосты, клубы, станции метро, па­вильоны, фермы. Закрепляется умение воспроизводить построй­ки по наглядному образцу, по памяти, по схемам, рисункам и фотографиям, по словесному описанию руководителя.

В строительных играх могут быть использованы кубики, ко­робки, катушки, шнур, куски картона и фанеры, песок, глина, снег, шишки, желуди, береста, ветки, кукурузные початки, «Кон­структор-механик» № 1 (автор Сахаров), строительный материал — 2 (автор Агапова), строительный материал (НИИИ № 4) и др.

Строительные игры используют в логопедических занятиях также и в коррекционных целях: для того чтобы создать спокой­ную обстановку, для уравновешенного поведения детей, внести разнообразие в занятия. Оречевление этих игр позволяет посте­пенно усложнять виды речи ребенка и тем самым последова­тельно закреплять у них навыки правильной речи и поведения.

Игры со строительным материалом могут быть использованы на первых же логопедических занятиях. Вначале это будет со­пряженно-отраженная речь ребенка, описание отдельных дей­ствий, затем ответы на вопросы, затем он уже самостоятельно сопровождает речью свои сначала простые, потом более слож­ные действия («Я беру одну катушку. Теперь ставлю на нее дру­гую катушку. Теперь еще одну сверху. У меня получилась баш­ня».) Это сопровождающая действия речь.

Более сложной формой является завершающая «речь. Ребенок рассказывает, как он постепенно строил («Сначала я скатал из снега большой шар. Потом шар поменьше. Потом еще меньше. Поставил на большой шар средний, на средний маленький. На маленьком сделал из угольков глаза. Прилепил морковку. Это нос. Из прутиков сделал рот. Сверху надел ведро. Это шляпа. В средний шар сбоку воткнул две палки. Это руки. Рядом воткнул метлу. И получился снеговик»).

И наконец, более сложной формой речи для заикающегося ребенка, как известно, будет речь предваряющая. В этом случае ребенок, не приступая к окружению, последовательно расска­зывает, как он будет строить. Из какого материала, что сначала, что потом, для чего и т.д.

Мы привели пример простых строительных игр, но могут быть игры более сложные. Здесь соответственно будут усложняться и речевые сообщения ребенка. Игры с постепенно усложняемыми сооружениями и беседы о них используются на заключительных занятиях с заикающимися детьми.

Своеобразно и интересно проводятся с детьми игры-драма­тизации (или игры-представления). В них дети воспроизводя! содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их харак­терные движения, ведут диалоги. Игра приобретает особо яр­кую эмоциональную окраску, если заранее подготовлены соот­ветствующие декорации, маски, костюмы или хотя бы детали их. Игра-драматизация может проводиться и с куклами из дет­ского театра.

Такие игры развивают интерес ребенка к книге, его творчес­кие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений. Материалом для игр-драматизаций могут служить такие сказки, как «Мойдодыр» К.Чуковского, русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Перчатки» С.Маршака, «Лиса и гуси» братьев Гримм и др.

Игры-драматизации используются не с первых занятий, а лишь после того, как ребенок научится правильно говорить на этапе сопряженно-отраженной речи, хорошо отвечает на вопросы, т.е. он приобрел определенные навыки правильной речи.

Эмоциональный подъем, характерный для детей в этих играх, может у заикающегося ребенка спровоцировать заикание. По­этому к проведению игр-драматизаций необходимо готовиться. Сначала с ним выбранную сказку читают отраженно, задают ре­бенку вопросы по уточнению содержания, заучивают, отрабаты­вают движения, характерные для персонажей. И лишь после того как он успешно выполнит эти задания, можно переходить не­посредственно к игре.

Чтобы облегчить на первых порах речь и поведение ребенка в игре, руководитель не только дает сам образцы правильной, ин­тонационно-выразительной речи персонажей сказки, показыва­ет характерные движения в развивающемся сюжете сказки, но, если есть возможность, использует для этих же целей магнито­фонную запись, патефонные пластинки, диафильмы.

Учитывая последовательное усложнение речи ребенка в иг-рах-драматизациях, лучше начинать с музыкальных игр, которые сопровождаются пением: М.Кочурбиной «Мишка с куклой бой­ко топают», Ан.Александрова «Козлик» («Жил был у бабушки серенький козлик»), украинские народные песни «Жили у бабу­си». Эти игры можно использовать и на ранних этапах логопеди­ческих занятий, поскольку музыкальное сопровождение, пение, стихотворный текст, ритмичность движений в игре — все это значительно облегчает речь заикающегося ребенка. Затем для постепенного усложнения речи в играх-драматиза-циях логопед подбирает такие тексты, которые не сопровожда­ются музыкой, но сами по себе являются ритмизованными:, сти­хи «Мойдодыр», «Перчатки»; «Колобок», «Теремок» и др. И наконец, выбираются игры, в которых дети пользуются разно-метричной речью: «Волк и семеро козЛят», «Маша и медведь», «Красная Шапочка», «Три медведя» и др.

Особое место среди творческих игр занимают сюжетно-роле­вые игры. Если в играх-постановках заикающийся ребенок учит­ся правильно говорить и держаться, пользуясь готовыми образ­цами, то уже в сюжетно-ролевых играх степень его самостоя­тельности значительно возрастает. В этих играх дети обобщают свой опыт и впечатления и, опираясь на них, учатся пользовать­ся правильной речью в самых разнообразных и близких их по­вседневной жизни условиях.

Дети 5-го года жизни обычно играют в семью, детские празд­ники, в различные поездки и путешествия (на машине, трамвае, автобусе, поезде, пароходе, самолете), играют в куклы. Ha 6 году жизни дети в своих играх, стремясь подражать взрослым, вос­производят, что делает мама, папа, воспитатель детского сада; играют в магазин, почту, свою улицу (а перед этим с удоволь­ствием готовят необходимые для игры предметы: товары, маши­ны, макеты домов; распределяют роли).

К 7 годам темами сюжетно-ролевых игр становятся: жизнь фаб­рик, заводов, строительство, колхоз, транспорт, школа, семья.

В сюжетно-ролевых играх детей отражается полнота их пред­ставлений о жизни, проявляется их наклонность к определен­ным занятиям, определяется отношение к окружающему и к ок­ружающим; оформляются и закрепляются истоки тех отношений, которые в дальнейшем будут проявлены ребенком в жизни.

Если ребенок робок, замкнут, склонен к самоуничижению, ущемлен от сознания собственной неполноценности, ожесточен и т.д., сюжетно-ролевые игры могут и должны стать для него той предварительной школой, в которой будут нормализоваться его отношения с окружающими, должно появиться чувство правиль­ной оценки своих способностей, своей роли в коллективе.

В этих играх должны повторяться ситуации его повседневной жизни: занятия, игры, отношения. Отражая в игре моменты сво­ей деятельности, ребенок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. Игры психологически готовят его к правильному поведению, речи и отношениям в жизненных ситуациях.

Темы сюжетно-ролевых игр должны быть разными и близки­ми для ребенка. Можно обыграть отношения и поведение членов семьи (кто, что делает дома после работы), особенности по ведения за столом; приглашение гостей; на приеме в поликли нике; разговор по телефону; прогулка (предполагаемая); в мага зине; в театре; занятия в детском саду; утренник и др. Это далеко не полный перечень тем сюжетно-ролевых игр, который можно предложить для использования на логопедических занятиях.

Рассмотрим на конкретном примере, как проводится сюжет-но-ролевая игра с заикающимся ребенком, например, по теме «Приглашение гостей».

Взрослый рассказывает ребенку случай о том, как в гости к одному мальчику пришли его друзья. Он болел, был дома, и друзья пришли его проведать. Мальчик очень обрадовался, что к нему пришли гости, он очень скучал один дома. Но когда один из гостей хотел посмотреть его новую игрушку, он быстро крикнул:

«Не трогай! Это моя!»

«Я только хотел посмотреть», — сказал тихо гость.

«Все равно не дам! Это моя игрушка», — упрямо повторил мальчик. Гостям стало неловко за этого жадного мальчика, они быстро собрались и ушли. А мальчик снова остался один. Ему было скучно. И играть игрушкой ему не хотелось.

Примерно так подготавливается замысел предполагаемой игры. Ребенку задают вопросы: кто пришел к больному мальчику? По­чему обрадовался мальчик? Почему так быстро ушли гости? Хо­рошо ли поступил мальчик? А что ты сделал бы на месте этого мальчика?

Затем логопед предлагает ребенку: «А хочешь ты сейчас поиг­рать «В гости»? Ты будешь хозяин, а я — гость. Только, чтобы у тебя не получилось, как у того жадного мальчика, давай догово­римся заранее, как себя правильно вести с гостями».

Далее ребенку объясняют, что он как хозяин должен привет­ливо встретить гостей, поздороваться, предложить снять пальто, шапки, пригласить в комнату. Теперь надо занять гостей. Пред­ложить им посмотреть свои игрушки, дать поиграть ими. Пока­зать интересную книжку, рассказать о ней. Спросить, какие иг­рушки и книжки есть у гостей дома. Предложить, если есть условия, поиграть в прятки, мяч, горелки или в какие-либо на­стольные игры. Гости собираются домой? Нужно проводить их, попрощаться, пригласить снова.

Как видим, в сюжетно-ролевой игре программируется пове­дение хозяина и гостей. Важно обратить внимание ребенка и на то, как cm должен вести себя с гостями: приветливо, спокойно, не обижаться, если гость сделает что-нибудь не так. Отдельно необходимо обратить внимание ребенка и на то, как он будет разговаривать с гостями: доброжелательно, неторопливо, правиль­но, а если ошибется, пусть, не стесняясь, исправится.

Конечно, для детей обычно мало только одной устной инст­рукции об условиях проведения сюжетной игры. Поэтому руко­водитель сначала для примера сам выступает в роли «хозяина»; говорит с воображаемым гостем, занимает его играми и пр.

К игре заранее следует предусмотреть необходимые для раз­вития сюжета предметы: где гость разденется, где будет играть, чем, во что, какие книжки ему показать и т.д.

Любая сюжетно-ролевая игра требует предварительной под­готовки, в которой важно заинтересовать ребенка игрой, опре­делить задачи и последовательность игры (программирование поведения, отношений, речи ребенка), выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, кото­рую ему предстоит обыграть.

Лишь после такой предварительной подготовки проводится сюжетно-ролевая игра. Могут быть варианты описанной игры: ребенок-«хозяин» приглашает сразу многих «гостей», несколько детей приглашают в гости своих друзей, несколько детей («мама», «папа», «сынишка», «дочь») встречают гостей (тоже «семью»), дети могут меняться ролями. Практически вариантов одной и той же игры много. Тем более, что одна и та же сюжетно-ролевая игра, проведенная с детьми второй раз, будет отличаться от первой уже потому, что дети привнесут в нее что-то новое от своей фан­тазии, новых наблюдений. Кроме того, мы по-разному можем и встретить гостей, изменить программу встречи.

На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры исполь­зуются лишь тогда, когда логопед убеждается, что ребенок может уже свободно отвечать на вопросы, задавать их, делает простые пересказы. Вначале ведущую роль в игре занимает руководитель. Он организует игру, задает вопросы и пр. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует прове­дение игры.

Какое же значение имеют эти игры для заикающихся детей:

1) происходит тренировка и закрепление правильных навы­
ков речи и поведения у детей в усложненных условиях;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса но­
вых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные
условия;

в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя
в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1972. —

С. 98-111. В, М. Шкловский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.