Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заикание






Заикание обычно определяют как вид невроза. Однако ника­кой теории этого невроза не существует. Способы лечения на­щупываются чисто эмпирически и на практике приводят к очень неровным и не всегда надежным результатам. Из числа лечив­шихся многие остаются заиками на всю жизнь

Сущность специфических коррекционных воздействий на речь и состоит в том, чтобы восстановить ритмику речи. Заику упраж­няют в скандированном, метрическом произнесении фраз или в распевном произнесении. Однако скоро обнаруживается, что заикающийся легко справляется с распевным и скандированным произношением, но при переходе на разговорную речь или чте­ние заикание возобновляется с полной силой, а предшествую­щие упражнения в распевном произнесении не оказывают за­метного эффекта.

Однако живая разговорная речь и беглое чтение строятся по другому стереотипу. Здесь выработаны другие правила для соче­тания слогов в слова, т.е. сочетания произносительных единиц речи. Каждое слово различно по метрическому строю. В речи веч1 время происходит смена ритмов. Сообщение составляется ш разнометрических слов. Кроме того, вся фраза не членится ни равновеликие группы слогов, отмеченных конечной цезурой (как в стихе), а распределяется по разновеликим слоговым отрезкам --синтагмам. В живой речи все время происходят темпо-ритмичес-кие перебои, имеющие определенное смысловое значение.

Таким образом, если двигательный слоговой стереотип сло-вопроизнесения однороден по динамической конструкции и не­изменен, то он может повторяться в этой форме длительное время без нарушения. При этом способность слогообразования у заикающихся сохраняется. Если же двигательные слоговые стереотипы произносимых слов неоднородны по динамической конструкции и происходит перемена мест сильных позиций от слова к слову и от синтагмы к синтагме, то слогообразование у заикающегося нарушается. Он останавливается на одном из слогов или повторяет его несколько раз. Происходит разруше­ние динамической конструкции нормализованного во времени слогового стереотипа. В этом и состоит сущность заикания.

 

Дефекты запуска словесного стереотипа (заикание)

У заикающегося в полной мере сформирован кодовый шифр на подачу и прием импульсов по всем принимающим участие в речи мышечным синергиям, но в процессе запуска происхо­дит поломка словесного динамического стереотипа. При этом отказывает произвольно неуправляемая система саморегули­ровки речевых движений. Посыл импульсов по коду или затя­гивается, или укорачивается, или даже выпадает, но не пере­путывается. Порядок элементов в словесном стереотипе остается правильным.

При заикании возникает блуждающий возбудительный или тормозной процесс, который то застаивается у выхода, из пре-моторной зоны и вообще запирает из нее выход, то застойное состояние запирает выход по пирамидному пути, то по экстра­пирамидному. Для установления этих явлений есть определен­ные индикаторы. Непомерное тоническое расширение глоточ­ной трубки, при котором она теряет форму, необходимую для резонанса определенного звука, свидетельствует о застойном торможении на выходе к экстрапирамидным путям. Сверхдли­тельное сохранение определенной формы глоточной трубки об­наруживает инертность возбудительного процесса, распростра­нившегося на произвольно не управляемую систему. Сверхдли­тельная застывшая ротовая артикуляция какого-либо звука указывает на застойное возбуждение произвольного импульса. Уко­рочение звука, обычно гласного, до сотых долей секунды гово­рит о мгновенном прорыве тормозной или возбудительной бло­кады. Расхождение ротовой артикуляции и глоточной модуля­ции обнаруживает напряженную борьбу возбуждения и отторма-живания. Во всех случаях микроанализ речедвижений дает основания для того, чтобы при понимании общих основ меха­низма речи делать выводы о характере дефекта управления про­цессом.

Механизм заикания представляет собой случай специфичес­кой патологической формы срыва индукционных отношений между корой и подкоркой. При заикании происходит максималь­ное, так сказать запредельное, перевозбуждение словесного сте­реотипа. В нормальном стереотипе произнесение каждого зву­ка и слога требует особых силовых и временных индексов. Перевозбуждение снимает силовые и временные соотношения, поэтому стереотип и ломается именно в части этих характерис­тик при сохранении порядка следования элементов/Во внут­ренней речи усиление словесного стереотипа происходит при отсутствии громкого произнесения. Саморегулировки речедви­жений и, в особенности, аэродинамических условий фонации не требуется. Поэтому торможение выходов на произвольно не управляемую систему только усиливает словесный стереотип и ничего не нарушает. Если же торможение или перевозбуждение непроизвольной системы речедвижений наступает в момент самих речедвижений, в процессе фонации, то, конечно, проис­ходит разладка саморегулировки. Во внутренней речи механизм саморегулировки речевого дыхания может быть ослаблен или даже исключен. Устранение же его в громком произнесении ломает самое речь.

Заикание чаще всего возникает в детстве. При повышенной эмоциональной возбудимости или при сильных аффектах, вроде страха, происходят значительные перестройки во внутренней среде организма, что тотчас же сказывается на речи, делая ее прерывистой. Саморегулировка речедвижения, не сложившаяся еще в полной мере в опыте речи, затрудняется. Торопливая и прерывающаяся речь принимается слухом говорящего и расце­нивается им как дефектная. В дальнейшем страх за исход речи только усиливает эмоциональные сдвиги во внутренней среде и приводит к резкому нарушению регулировки аэродинамических условий фонации. Речедвигательный анализатор широко распро­страняется на территориях, обслуживающих важнейшие функ­ции жизнедеятельности, поэтому в угрожающие моменты рече­вое управление устраняется с этих территорий. Чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере прош-несение оценивается слухом как дефектное, тем сильнее нару шается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Для устранения дефекта должна быть устранена его причина, т.е. нормализованы индукционные отношения и восстановлена саморегулировка речедвижений. Вот почему речевые упражне­ния не могут привести к положительному результату. У заики словесный стереотип сложился вполне нормально, нарушен лишь момент его запуска. Не достигает цели и постановка дыхания, так как нарушение регулировки аэродинамических условий само есть следствие патологического изменения индукционных отно­шений.

Практическая задача устранения дефекта заикания сводится к вопросу о восстановлении саморегулировки произвольно не управляемой системы речи. Как это ни покажется первоначаль­но странным, но это другой аспект проблемы сценической речи. В обоих случаях ставится задача овладения произвольно не уп­равляемым компонентом речедвижений. Актер на сцене находит способы перестройки внутренней среды организма, но и дефект заикания пропадет, если будут найдены способы устранения па­тологических перестроек внутренней среды. Такое сближение, казалось бы, весьма различных явлений не пришло бы в голову, если бы некоторые факты из практики лечения заикания не тол­кали на это.

Сущность...приемов сводится к следующему. Во-первых, ос­вобождение тела от всяких излишних напряжений и двигатель­ных тормозов, главное же — перестройка- внимания, в основе которой и лежит урегулирование индукционных отношений. Ученик получает задание, например, перекладывать на столе предметы в определенном порядке или вообще производить ка­кой-нибудь ряд физических действий. Одновременно с этим он должен произносить какую-либо фразу, например: «Сегодня хо­рошая погода». Задания могут быть проще и сложнее, но всегда должны быть разнообразны. Внимание ученика прежде всего привлечено к физическим действиям и отвлечено от процесса произнесения. Вследствие этого сверхсильное застойное воз­буждение словесного стереотипа ослабляется и индукционные отношения нормализуются. После успеха в произнесении за­данных фраз переходят к вопросам и ответам и далее к разгово­ру на простые темы, все время сохраняя физические действия,

привлекающие внимание от речи. Устранение дефекта в процес-. с занятий приводит к угашению патологического условного рефлекса на основе положительного подкрепления при слухо-иом приеме, и речь восстанавливается. В методе физических (ействий играет роль не только общее упорядочение индукци­онных отношений, но и восстановление последовательности возбудительных и тормозных импульсов соответственно специ­альным нормам переменных слоговых стереотипов слов. Иначе говоря, усиливаются как раз именно те метрически перемен­ные специфические словесные стереотипы, которые «пугают»! аикающегося и неудача в производстве которых вызывает пол­ное расстройство индукционных отношений, так как прием не соответствует выдаче.

Каждая новая перемена метра должна быть упреждена... Впе­реди надо пустить силу, которая как «на буксире», потянет за собой переменное упреждение. В дальнейшем буксир можно ос­лабить и в конце концов вовсе убрать. Физические действия и являются таким буксиром. В процессе восстановительной рабо­ты заикающийся при произнесении фразы на каждом слове про­изводит ударение рукой, движение головы и телом. Вся панто­мимика в той или другой степени и форме может быть вовлечена в усиление словесных динамических акцентов. Работники сцены давно знают, что речь следует за жестом и мимикой. Человек прежде повернется, встанет в позицию и обратит взор на собе­седника, а потом уже заговорит. Взгляд и встречная улыбка пред­шествует дружескому обмену приветствиями. За жестом пойдет слово. Жест вообще в норме усиливает динамические словесные модуляции речи.

Пантомимика, свойственная речи, как ее неизбежный дина­мический аксессуар, как единый с интонацией поток экспрес­сии, при известных условиях может стать буксиром разнометри-ческого потока слов. Таким условием является произвольное управление скелетной мускулатурой. Заикающийся в восстано­вительных упражнениях выделит произвольным движением то одну слоговую группу, то другую и тем самым усилит поражен­ное расстройством индукционных отношений упреждение про­извольно не управляемого словесного слогового стереотипа. Раз­рушенный в части непроизвольно управляемой системы речевой стереотип будет усилен нормально действующими произвольно управляемыми движениями скелетной мускулатуры. Это внесет не только общее, но и нужное специфически для речи упорядо­чение инукционных отношений.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958. — С. 79-83, 338-В. С. Кочергим






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.