Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности занятий с маленькими детьми






Логопедическую работу с заикающимися детьми следует на­чинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте заика­ние легче и быстрее преодолевается и не препятствует дальней­шему нормальному развитию ребенка. Эта работа проводится в четырех планах: в семье через родителей, в массовых детских уч­реждениях через воспитателей, нянь и, наконец, в специальных чреждениях амбулаторного и стационарного типа. В первых двух лучаях логопед является консультантом, в последних — непос­редственным учителем.

При устранении заикания могут представиться два случая: I) свежий случай, когда с момента обнаружения первых симпто­мов заикания прошло немного времени — от нескольких дней до 2—3 недель, самое большое 1—2 месяца; это первичное заи­кание (вторичные явления отсутствуют); 2) застарелый случай, когда заикание продолжается свыше 1—2 месяцев (вторичное за­икание: возникают вторичные явления).

Устранение заикания в первом случае. Если заикание наступи­ло внезапно, надо прекратить контакт ребенка с окружающими и отвлечь его внимание от речи, успокоить нервную систему, установить психическое равновесие. Нужно немедленно помес­тить ребенка в наиболее благоприятные условия в смысле по­коя... проводить постельный режим (уложить в постель как боль­ного). В течение первых дней соблюдать полное молчание, затем разговор шепотом и в возможно ограниченных рамках. Лечение — успокоительные, а также снотворные средства, чтобы заикаю­щийся крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днем. Окружающие сами говорят тоже тихо, медленно, спокой­но. Через неделю-другую такого режима заикание исчезает, и ребенок снова включается в обычную жизнь. Однако с этого момента до полной возмужалости должны систематически при­меняться... профилактические меры.

Устранение затянувшегося заикания маленьких детей. Когда за­икание перешло в стойкую форму, то приходится проделать час­тично или полностью систематический курс логопедии, закреп­ляя восстановленную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких условиях иногда даже вреден; заикающийся больше сосредоточивается на своем заикании, и его угнетенное состояние еще больше усили­вается... Вместо молчания вводится максимальное ограничение речи ребенка: по возможности меньше разговаривают с ним, со­здавая обстановку занятости ребенка игрушками, рисованием и т.п. Ведущим приемом здесь является замедленная и слитная (сло­во сливается со словом) выразительная, с живыми интонациями речь в унисон. Ребенок в одно и то же время 1) слышит речь руководителя (матери, воспитателя), 2) сам говорит и 3) слышит собственную речь. Например, мать (воспитатель, логопед) пред­лагает ребенку вместе рассказать сказку... Если ребенок по тем или иным причинам (стеснение, страх, негативизм) упорно мол­чит, то руководитель показывает ему яркую интересную картинку и медленно, с достаточной эмоциональностью, сам рассказывает по ней. Ребенок через некоторое время включается в это рас оказывание, и остается лишь умело использовать этот контакт Дыхание во время речи у малышей регулируется путем рефлек торного подражания руководителю, который после каждой ко роткой фразы делает паузу, а затем несколько подчеркнуто де­лает небольшой вдох через раскрытый рот. Специальных дыхательных и голосовых упражнений с маленькими детьми не делают. Навык спокойного вдоха содействует спокойному про­изношению.

Когда этот вид речи наладится, то предлагают ребенку лишь повторять сказанное (по предложениям). Но как только замеча­ют у него затруднение в произношении того или иного слова или фразы, то тотчас же произносят их в унисон. Так прораба­тываются стишки, рассказы, картинки.

Заметив, что заикающийся хорошо повторяет речь, переходят к вопросам и ответам, причем вопросы следует так формулиро­вать, чтобы возможен был только один определенный ответ, во избежание всяких колебаний, нерешительности и перестроек фраз на ходу. Далее предлагают ребенку произносить самостоятельно маленькие стишки, читать, рассказывать, все время вниматель­но следя за его речью и вовремя помогая ему одновременным произнесением слов и фраз... Занятия проводятся по нескольку раз в день (2—3 раза, во избежание утомления по 10—15 минут) под видом игры и развлечения, но отнюдь не в форме «лечения». На этих занятиях, ровно как и в разговоре при ребенке, — ни слова о заикании.

Старший дошкольный возраст. И здесь основным методом вос­питания является подражание и игра. Но речевой материал уже более сложный (в соответствии с программой по развитию речи). Центр тяжести с сопряженной речи переносится на отраженную и на самостоятельную. Значительное место занимают диалог, декламация, рассказывание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.