Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Дошкольная и школьная логопедическая работа по ритмике имеет свои особенности в объеме и содержании






Дошкольная и школьная логопедическая работа по ритмике имеет свои особенности в объеме и содержании. Мы не требуем от ребенка осознания в таком виде, как у взрослого; мы заменяем его инстинктивным восприятием и закреплением навыка.

Основное требование к занятиям с ребенком — эмоциональ­ность, образность... Почти каждое наше упражнение дается в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно свя­заны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влия­ние музыки не требует доказательств.

Заикание затормаживает речь ребенка, а вместе с этим в боль­шинстве случаев и его психомоторику. Ребенок-заика часто ста­новится вялым, неповоротливым, теряет непосредственность движений. Заторможенность психики заик сказывается и в ма­лой активности, отсутствии внимания, инициативы, творчества, слабой тренировки. У заик встречается также особая мышечная заторможенность. Движения их связаны, лишены непосредствен­ности, плавности, координация затруднена, темп чаще всего за­медлен, мышцы находятся постоянно в состоянии напряжения. Ритмичность у заик часто бывает нарушена. Дети с торопливой речью и в движениях также торопливы. Некоторые двигаются всегда в одном и том же темпе и плохо воспринимают темп му­зыки. Координация движений, их ловкость, соразмерность так­же страдают, в особенности во время речи. Общение с коллекти­вом затруднено вследствие потери свободы в речи. У большинства детей это ведет к отрыву от коллектива, обособленности, необщительности. Для перевоспитания всех этих особенностей, пред­ставляющих собой отклонения от нормального развития ребен­ка, мы выработали особую систему логопедической ритмики, в задачи которой входит в равной мере влияние на психику и мо­торику логоневротика.

Рассматривая заикание как своего рода невроз, мы ставим основную цель — восстановление ритмичности речевой и общей моторики. Для этого мы даем детям специальные ритмические и речевые упражнения и игры.

Первая и основная цель занятий по ритмике — растормозить ребенка. Приветливое, ласковое отношение должно быть не толь­ко у педагога, но и у всего коллектива в отношении к каждому ребенку.

Дети-заики очень неохотно и нерешительно воспринимают каждое новое задание, предпочитая повторять без конца знако­мое, то, что не требует усилия. С этим нужно бороться. Во всех играх нужно поощрять инициативу, творчество, стремление к действию. Эти задания удаются только после перевоспитания всего поведения заики. Как конечный итог этого задания можно считать умение провести руководящую роль в игре, командо­вать, организовывать.

Раздел речевых упражнений и игр должен целиком опираться на логопедическую работу. Только проработанные виды речи можно соединять с движением... Речевые упражнения по степе­ни трудности располагаются следующим образом.

I ступень — упражнения на точное начало речи. Активирую­щим моментом для начала речи может быть музыкальный пери­од. Кончается музыкальный период — начинается речь. Бросок мяча определяет момент начала речи, разговор, обусловленный игрой и введенный в рамки ритма, активирует начало речи.

II ступень — упражнения на темп размеренной речи и ритми­зация ее. В этих упражнениях используются стихи, по ритму и содержанию хорошо согласующиеся с движениями. К ним вначале дается музыкальное сопровождение, закрепляющее, поддер­живающее темп речи. Более легкие упражнения на этой ступени
основаны на равномерном движении (темп), в более трудных даются изменения темпа (ускорение, замедление, два различных темпа), еще более сложные упражнения на речевой ритм (соче­тания разных темпов речи, остановки).

III ступень — выразительность речи, логические ударения, па­узы. Большую помощь в этих упражнениях оказывает знакомство с средствами музыкальной выразительности (акценты, фразиров­ка). Соединяя речевой ритм и фразировку с музыкой, мы выраба­тываем выразительную речь при сохранении спокойного темпа.

IV ступень — эмоциональная и волевая речь. Сюда относятся пражнения на выбор различных моментов в игре: команда, ру­ководство игрой, спонтанная речь при игровом движении. Дети шакомятся с речевым материалом ритмических упражнений од­новременно с движением, но желательно, помимо этого, зак­репление речевой части на логопедических занятиях (соблюдая темп и ритм в игре).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.