Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом, осуществленные институциональные преобразования не дали структурного результата, выражающегося в Увеличении конкурентных преимуществ России.
28 Эксперт. 1997. — № 7. — С. 16-19......,,, * Результаты внешнеэкономической реформы в России подтверждают взгляды противников безоглядной либерализации, которую культивировал в 90-е гг. МВФ. Она вызвала обострение бюджетных и долговых проблем, не способствовала экономической динамике в большей части производственного сектора страны, усилила социальное напряжение. Либерализация внешнеэкономической сферы не обеспечила устойчивый экономический рост. Возник значительный (почти десятилетний) временной разрыв между нормативно-правовой либерализацией и структурным обновлением экономики. Он обусловлен как объективными, так и субъективными факторами. К первым следует отнести инерционность российского хозяйства, развитие в течение многих десятилетий в неконкурентной среде, высокую степень монополизации экономики, преобладание крупных предприятий со слабой способностью приспособления к меняющимся условиям хозяйственной деятельности, устарелые технологии на большинстве предприятий обрабатывающей промышленности, недостаточную квалификацию менеджеров. Кроме того, либерализация наложилась на неустойчивую 'политическую и финансовую ситуацию в стране, затяжки с принятием рыночных законов, что в итоге парализовало инвестиционную деятельность и способствовало оттоку капитала из страны. К субъективным факторам относятся методы осуществления внешнеэкономической либерализации. Ее позитивные итоги для страны можно было бы увеличить проведением более жесткой валютной политики, ограничивающей долларизацию экономики, своевременным введением мер таможенного и валютного контроля, применением более эффективного по уровню ставок импортного тарифа, жесткими ограничениями в предоставлении таможенных льгот, государственной поддержкой экспорта обрабатывающей промышленности, более гибкой курсовой политикой, широким привлечением иностранных инвестиций в производственный сектор. А потребности в этом возрастают, в немалой степени и в связи с тем, что внешнеэкономическая либерализация весьма дифференцированно реализуется на российском пространстве. Вопросы для обсуждения 1. Охарактеризовать особенности вхождения России в глобальную экономику. 2. Становление отношений России с международными экономическими организациями (МВФ, Лондонский клуб, Парижский клуб). ■ ■ -•" -•< ■ ■ {Н-'ма. ': ' -: к •->..-: •
3. Влияние хода российских экономических реформ на объем иностранных инвестиций в Россию. 4. Проблемы российской либерализации внешнеэкономической деятельности: льготы участникам ВЭД, зависимость от мировых рынков сырья, вывоз капитала, кризис августа 1998 г., криминализация внешнеторговой сферы, рост внешних заимствований. 5. Формирование интровертного и экстравертного секторов в экономике страны, проэкспортный курс экономического развития страны. 6. Результат реформирования внешнеэкономической сферы: объективные и субъективные факторы. Литература 1. Барковский А. Внешнеэкономические связи субъектов РФ и укрепление единого экономического пространства России// Проблемы прогнозирования. 2000. — № 3. — С. 129-142. 2. Давыдов О. Внешняя торговля — время перемен: ВНИКИ, 1995. 3. Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ/ Под. ред. академика РАН А.Г. Гранберга. — М.: Научная книга, 2001. 4. Международные экономические отношения/ Под ред. Б.П. Су-пруновича. — М., 1995. 5. Мухетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней// Российский экономический журнал. 2000. — № 1. — С. 49-56. 6. Проблемы постсоветских стран// РАН. Ин-т междунар. экон. и полит, исслед. — М.: Эпикон, 2000. — Вып. 1. ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РФ 3.1. Механизм правового регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации
|