Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика иностранных инвестиций в России






В рамках политики «ускорения» (1986 - 1990 гг.) руковод­ство СССР рассматривало иностранные инвестиции как важное средство преодоления изоляции от мировой экономики, привле­чения новых технологий и зарубежного опыта для организации и управления предприятиями, активизации инвестиционных про­цессов. Основной организационной формой привлечения зарубеж­ного капитала стали совместные предприятия (СП). В 1987 -1991 гг. политика СССР в отношении иностранных инвестиций строилась на предоставлении довольно значительных налоговых льгот. В этот период большую популярность приобрели свобод­ные экономические зоны (СЭЗ). Однако ни один из предлагав­шихся многочисленных вариантов СЭЗ не был реализован. Сама экономическая основа привлечения иностранных инвестиций в условиях господства государственной собственности была неве­лика. За неполные пять лет деятельности СП, из общей числен­ности которых три четверти находились в РСФСР, в СССР было вложено около 1 млрд. долл. иностранных инвестиций. СП стали неотъемлемым и наиболее динамичным элементом экономики. Вместе с тем они внесли свою лепту в расстройство финансово-бюджетной системы страны, поскольку стали инструментом мас­сового ухода от налогов и криминализации экономики.

Радикализация экономических реформ в России не вызвала устойчивого притока иностранных инвестиций. Динамика инос­транных инвестиций в экономику страны показана в таблице 11. Для минувшего десятилетия была характерна нестабильная ди-


намика зарубежных вкладов при общей тенденции к незначи­тельному росту.

Таблица 11

Иностранные инвестиции в 1991 — 2000 гг.

 

Годы Объем иностранных инвестиций, млн. долл. В том числе прямых иностранных инвестиций, млн. долл. Доля прямых инвестиций от общего объема инвестиций, %
1991 - 1993     72, 8
      52, 1
      67, 7
      35, 0
      43, 4
      28, 5
      44, 6
      40, 4
Всего за 1991 -2000 гг.     42, 0

Источники: Данные Министерства экономики РФ. Обзор эконо­мики России. Основные тенденции развития. 2000, IV квартал. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ. Российско-Евро­пейский центр экономической политики. — М., 2001. — С. 103.

Такая динамика иностранных инвестиций отражает перепады в состоянии экономики России, а также проводимой макроэконо­мической политики. С момента начала радикальных реформ в России шла борьба между двумя подходами в отношении иност­ранных инвестиций: первый ориентировался на национальный режим в сочетании с некоторыми ограничениями для иностран­ных инвесторов, второй предполагал предоставление широких льгот иностранному капиталу.

Национальный режим означает, что предприятия с иностран­ным участием уплачивают налоги и руководствуются правила­ми и нормами, установленными действующим на территории РФ законодательством для национальных предприятий. В итоге по­бедил первый, исходящий из унифицированного, единого подхода к экономическим агентам, действующим на территории России.

Отражением этого стало постепенное упразднение разнообраз­ных льгот для иностранных инвесторов, проволочки с приняти­ем Закона «О свободных экономических зонах» и в конечном итоге приостановка работы над ним после вынесенного в 1997 г.


Президентом РФ вето на принятый проект этого закона в Госу­дарственной Думе и Совете Федерации. Правда, до этого в январе

1996 г. был принят Федеральный закон «Об особой экономичес­
кой зоне в Калининградской области». Закон «Об иностранных
инвестициях в РФ», принятый еще в 1991 г., был обновлен с
учетом новых приоритетов и реалий только в 1999 г. Главное
достоинство этого закона — включение в него статьи о неизмен­
ности «правил игры», зафиксированных в начале реализации ин­
вестиционного проекта, так называемая «дедушкина оговорка».
Именно этот пункт нового закона вызывал возражения у феде­
рального Правительства и задерживал его принятие.

Очень важный для России Закон «О соглашениях о разделе продукции» был принят в конце 1995 г., но закон о перечне уча­стков недр, право пользования которыми может быть предостав­лено на условиях раздела продукции, был принят только весной

1997 г., да и то в усеченном, мало привлекательном для иност­
ранных инвесторов виде.

Интересно, что в применении национального режима были едины как сторонники либерального курса, так и их оппоненты с левого политического фланга. Правда, первые руководствовались требованиями МВФ, Всемирной торговой организации и Евро­пейского союза о формально равных институциональных услови­ях конкуренции субъектов хозяйственной деятельности на наци­ональном экономическом пространстве и недопустимости прямо­го или косвенного субсидирования экспорта путем применения льготных налоговых и таможенных режимов. Левая оппозиция исходила и исходит из необходимости защиты интересов нацио­нальных инвесторов и производителей.

Применение в России модели национального режима для при­влечения иностранных инвестиций в условиях экономического спада, политической неопределенности, расстроенной бюджетной сферы фактически означало, что иностранные инвесторы должны были действовать в высокорискованной предпринимательской среде с неопределенным уровнем ожидаемой прибыли. При этом не учитывалось то, что инвестиции и технологии, приносимые в Россию зарубежными вкладчиками, расширяют материаль­ную базу включения страны в мирохозяйственные связи на ры­ночной основе. Отсутствие компенсирующих преференций обер­нулось в 1992 - 1998 гг. потерей значительных объемов инвести­ций в реальный сектор и преобладанием спекулятивного капита­ла на рынке государственных ценных бумаг, финансировавшего бюджетный дефицит.


В целом в динамике инвестиций в 1992 - 2000 гг. можно выделить три этапа. Первый с 1992 по 1995 гг. с довольно вялой динамикой иностранных инвестиций. Для этого периода харак­терна высокая политическая напряженность, быстро и хаотично меняющиеся правовые условия инвестирования, отсутствие ры­ночных институтов и гарантий для инвесторов. До 1994 г. учас­тие зарубежных инвесторов в российской приватизации было ог­раничено законом. Тем не менее, действуя через подставные фир­мы, зарубежные предприниматели приобретали акции привати­зированных предприятий. По оценке Госкомимущества, 11% уча­стников приватизации были иностранцы. С переходом к денеж­ному этапу приватизации (со второй половины 1994 г.) доступ иностранных инвесторов к российскому фондовому рынку был либерализирован. По данным Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, объем иностранных портфельных инвестиций в 1995 г. составил примерно 1 млрд. долл.

Следующий этап охватывает 1996 — 1998 гг. К 1996 г. была создана первичная финансовая инфраструктура, завершен первый этап приватизации, улучшилась информированность иностранных инвесторов о состоянии российской экономики и ее финансовой системы, появились кадры менеджеров соответствующей квали­фикации. Перелом во восприятии России зарубежными вклад­чиками в немалой степени был связан с либерализацией внешней торговли, ее присоединением в 1996 г. к VIII статье Устава МВФ, которая предполагает введение режима конвертируемости рубля по текущим валютным операциям и одновременно открытием рынка государственных ценных бумаг для нерезидентов. В том же году мировые рейтинговые агентства присвоили довольно высокий уровень кредитного рейтинга. В сумме это обеспечило в 1997 г. максимальный приток в Россию иностранного капитала. Однако в структуре привлеченных в Россию иностранных инвес­тиций произошло заметное сокращение доли прямых инвести­ций (таблица 11). Западные инвестиции сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России, который в значитель­ной мере формировался под влиянием приходящих с Запада за­казов на покупку акций. На начало 1997 г., по оценке журнала «Эксперт»17, около 200 иностранных инвестиционных фондов вла­дели российскими корпоративными бумагами на 3 млрд. долл., что составляло около трети обращавшихся на российском фон­довом рынке акций.

17 Эксперт. 1997. — № 16. — С. 49-56.


 




Однако большая часть расчетов по этим инвестициям осуще­ствляется через оффшорные компании. Поэтому Госкомстат фик­сирует портфельные инвестиции гораздо меньше реальных вели­чин. В платежном балансе за 1997 г. иностранные инвестиции в корпоративные бумаги составили 2, 5 млрд. долл. против 2, 2 млрд. долл. в 1996 г.18.

Динамика российского фондового рынка в 1996 и 1997 гг., согласно глобальному индексу Международной финансовой кор­порации (IFC), была наиболее высокой среди 32 стран с развиваю­щимся рынком. По приросту цен акций российских компаний, включенных в индекс IFC, Россия среди этих стран в 1996 г. заня­ла второе место — 156%, а в 1997 г. — первое место — 148, 9%, заметно опередив Турцию и Венгрию.

В 1996 г. акции крупных российских компаний и банков на­чали размещаться на фондовом рынке США в виде депозитар­ных расписок ADR и ADS. По данным «Коммерсантъ-рейтинг», в начале весны 1997 г. оборот по распискам 10 основных рос­сийских компаний на Западе составлял около 45% оборота их акций в России и около трети внутрироссийского оборота по всем ликвидным акциям. Это означает, что фондовый рынок России в значительной части вышел за ее пределы19.

Иностранных инвесторов на российском фондовом рынке в 1996 — 1998 гг. привлекала относительно низкая стоимость ак­ций. Большинство российских акций реализовывалось ниже сво­ей потенциальной стоимости. Это создавало значительный потен­циал роста их стоимости. За 1996 г. курсовая стоимость россий­ских корпоративных бумаг в среднем выросла на 250%. И хотя в конце 1997 г. она стала устойчиво снижаться, ее уровень вплоть до августовского кризиса 1998 г. позволял получать прибыль. В связи с этим интерес иностранных инвесторов к российскому рынку ценных бумаг был продиктован, прежде всего, спекуля­тивными соображениями.

После кризиса 1998 г. начинается третий этап. Он начался с заметного сокращения притока инвестиций. Инвестиционные и кредитные рейтинги России резко опустились. Практически пре­кратилась деятельность рынка ценных бумаг. В структуре зару­бежных инвестиций заметно увеличилась доля прямых инвести­ций. Однако инвестиционный спад был кратковременным. В 2000 г. начался рост притока капитала. В 2001 г. наметилась тен-

18 Финансовые известия. 1998.26.05.

19 Коммерсантъ-рейтинг. 1997. — № 4. — С. 10.


денция к возрождению фондового рынка. По приросту цен акций, согласно индексу IFC, российские компании вновь заняли ведущие места среди компаний стран с развивающимися рынками.

2001 г. может открыть новый этап в привлечении иностран­ных инвестиций, поскольку принятые в этом году федеральные законы: Земельный кодекс, вторая часть Налогового кодекса, Закон о труде, о налоге на прибыль, о дебюрократизации, о про­тиводействии легализации доходов, полученных незаконным пу­тем и др., принципиально меняют правовые условия инвестиро­вания в России.

Одновременно для зарубежных инвесторов в некоторых сек­торах экономики (оборонная промышленность, по добыче и пере­работке руд стратегических металлов, радиоактивных и редкозе­мельных элементов и т.п.) законодательно введены некоторые ограничения. В банковской сфере доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале российской банковской системы не может превышать 12%. Доля иностранного участия в страхо­вых компаниях ограничена и составляет 49%. Предельная доля участия иностранных инвесторов в акционерном капитале РАО «Газпром» определена в 9%, в РАО «ЕЭС России» — в 25%. В Земельном кодексе предусмотрены ограничения для иностранных инвесторов в приобретении земли сельскохозяйственного назна­чения и т.д.

По состоянию на 1 января 2001 г. общий накопленный капи­тал, инвестированный в российскую экономику с 1991 г., составил 58, 8 млрд. долл., в которых около 24, 7 млн. долл. приходится на прямые инвестиции. Однако собственно иностранными, по имею­щимся оценкам, является примерно половина сделанных вложе­ний. Другую половину составляют инвестиции российского ка­питала, легально или нелегально вывезенного за пределы России.

Среди стран-вкладчиков капитала в Россию первую десятку, на которую приходится более 90% всех инвестиций, составляют США, Германия, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария, Люксембург, Швеция, Финляндия. Это либо крупней­шие экономические державы мира, либо страны, где концентри­руется вывезенный российский капитал, либо соседи России. В ряде случаев эти факторы полностью или частично совпадают.

Размещение иностранных инвестиций по видам деятельности довольно сильно изменяется от года к году, отражая особенности состояния российской экономики, благосостояние населения, из­менения в законодательстве, уровень конкуренции российских компаний и т.д. В начале 90-х гг. наиболее привлекательным


 




был топливно-энергетический комплекс. В 1997 г. почти 60% инвестиций было размещено в финансовой сфере и сфере рыноч­ных услуг. В 2000 г. в иностранных инвестициях возросла доля транспорта, пищевой промышленности, торговли и общественно­го питания.

Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) относят­ся к наиболее динамичному сектору российской экономики. Об этом свидетельствует рост их численности: в 1991 г. в госреестр было внесено около 2 тыс. предприятий и организаций с иност­ранными инвестициями, а на конец 1999 г. численность действу­ющих предприятий составила 11, 3 тыс. В их структуре быстро растет доля предприятий со 100% -ным иностранным участием. В 1992 г. она составляла 6%, а в 1999 г. достигла 40%. На 1 июня 2001 г. в России действовало более 150 банков с иностранным участием в уставном капитале, из них 23 банка со 100%-ным и 10 с 50%-ным участием.

Особую роль в инвестировании играют крупные транснацио­нальные компании (ТНК). Они сегодня владеют значительной частью акционерного капитала в производственном секторе (Shell, British Petroleum, Exxon-Mobil, BMW, Mercedes, Bayer, McDonald's и т.д.). В особой мере это касается пищевой (Danon, Coca Cola) в том числе, особенно, кондитерской (Nestle), пивной и табачной промышленности (Rotmans, British-American Tobacco), фармацев­тики (ICN Pharmaciuticals), предметов личной гигиены и санита­рии (Procter & Gamble), связи (Ericsson, Alkatel, Siemens).

Общая сумма уставного капитала всех зарегистрированных ПИИ на 1 января 1997 г. составила 23, 9 трлн. руб. при доле зарубежных партнеров 75%. Но, отражая структуру их деятельно­сти, среди них преобладают мелкие и мельчайшие предприятия20.

Несмотря на рост иностранных инвестиций, их объемы в Рос­сии пока представляются небольшими, учитывая масштабы стра­ны и имеющиеся инвестиционные возможности.

Вопросы для обсуждения

1. Роль совместных предприятий в активизации инвестицион­
ных процессов.

2. Охарактеризовать три этапа в динамике инвестиционных
■ процессов в России.

' 3. Роль ТНК в инвестиционном процессе в России.

! »?
20 Проблемы прогнозирования. 1995. — № 5. — С. 110., : . ч







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.