Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная структура






внешнеэкономической деятельности................................................... 110

4.1. Внутрироссийская география экспорта и импорта................ 110

Региональные различия во внешней торговле

в условиях государственной монополии............................. 110

Региональная структура экспорта и импорта

в условиях внешнеторговой либерализации....................... 113

Классификация субъектов РФ

по характеру внешнеторговых связей................................. 130

4.2. Особенности размещения иностранных инвестиций и кредитов по субъектам РФ 132

4.3. Региональная дифференциация

приграничного сотрудничества.................................................. 145

4.4. География внешнеэкономических связей

субъектов РФ.................................................................................... 155

Глава 5

Различиямежду субъектами РФ по характеру

участия во внешнеэкономических связях.......................................... 161

5.1. Внешнеэкономическая открытость:

виды и динамика.............................................................................. 161

5.2. Типы регионов по внешнеэкономической открытости.......... 163

5.3. Типы приграничного сотрудничества........................................ 171

5.4. Внешнеэкономические связи

отдельных регионов........................................................................ 176

Республика Татарстан............................................................. 176

Калининградская область....................................................... 179

Новгородская область.............................................................. 184

Астраханская область............................................................... 186

' Рязанская область....................................................................... 189


Глава 6 ••■ ■ ■ •• ■ ■ •'Ь'рС'Я ; : 'M='; '.nfcrr»м-'Ьл | ■
Внешнеэкономическая деятельность '■ > " '' к< л < п:;;.; •■ ■ й, >; •.■ „■,, к?
и региональная экономика
...................................................................... 196

6.1. Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики 196

6.2. Современные тенденции регионального развития российской экономики 199

6.3. Инвестиционный климат регионов............................................. 208

Факторы для оценки инвестиционного

потенциала................................................................................... 210

6.4. Сценарный набросок

регионального развития России................................................... 214

Библиография...................................................................................................... 222

Приложение 1........................................................................................................ 228

Программа учебного курса

«Внешнеэкономическая деятельность регионов»................................ 228

Тематический план

для 1 курса всех специальностей (курс по выбору)............................. 228

Планы семинарских занятий...................................................................... 232

Приложение 2........................................................................................................ 238

Список субъектов Российской Федерации............................................. 238

Приложение 3........................................................................................................ 239

Практическая работа № 1.

Особенности внешней торговли субъектов РФ в 1999 г.... 239

Практическая работа № 2.

Особенности географической и товарной структуры

торговли регионов РФ на примере 10 крупнейших

регионов во внешней торговле по основным

товарным группам......................................................................................... 274

Практическая работа № 3.

Анализ регионального законодательства

во внешнеэкономической сфере................................................................ 285

F


ПРЕДИСЛОВИЕ **•*? '

Открытие экономики России в начале 1992 г. означало резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и фун­кционирование российского рынка. С установлением либераль­ного режима внешнеэкономической деятельности возникла пря­мая связь между функциями страны в мировой экономике и ее региональным развитием.

Одновременно в стране произошла децентрализация власти с передачей широких властных полномочий на уровень регионов. И открытие экономики, и федерализация были продиктованы сло­жившейся на начало 90-х гг. социально-экономической и поли­тической обстановкой. Эти два процесса в тот момент казались независимыми друг от друга, поскольку решали разные задачи. Либерализация внешнеэкономической сферы была призвана нор­мализовать внутренний потребительский рынок, запустить рыноч­ные механизмы, ускорить структурные преобразования в хозяй­стве, преодолеть из-за высокой инфляции паралич внутренних экономических связей. Федерализация должна была нейтрализо­вать центробежные силы, разбуженные распадом СССР, стать од­ной из линий демократизации страны, активизировать социаль­но-экономическое развитие регионов. Однако уже вскоре стала очевидна связь этих двух направлений российской трансформа­ции. Она проявляется в весьма острой сегодня проблеме разгра­ничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, в том числе и в международных отношениях, в больших межрегиональных контрастах и влиянии внешнеэконо­мической деятельности на их динамику, в проблеме целостности и устойчивости российского пространства в условиях глобальной экономики.

Практически во всех странах, в том числе имеющих федера­тивное устройство, регулирование внешнеэкономической деятель­ности (ВЭД) является прерогативой центральной власти, посколь­ку эта деятельность, будучи составной частью международных связей, относится к сфере внешней политики, проводимой от лица государства.

Это не означает, что органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления не должны участвовать в международ­ных связях. Напротив, их участие в предусмотренных федераль­ным законодательством формах позволяет использовать внешние факторы для целей социально-экономического развития соответ­ствующих территорий. Региональные органы власти, в частности,


для поддержки и стимулирования экспортеров создают информа­ционно-консультационные службы, оказывают посреднические и правовые услуги, в том числе аппаратом собственных представи­тельств за рубежом, разрабатывают программы развития экспор­та и привлечения иностранных инвестиций в регионы, освобож­дают экспортеров и иностранных инвесторов от некоторых мест­ных налогов и сборов.

Важную роль в расширении масштабов участия регионов во внешнеэкономической деятельности призваны сыграть региональ­ные организации предпринимателей, торгово-промышленные па­латы, финансово-промышленные группы. Роль региональных пред­принимательских организаций весьма велика в формировании торгово-экономического курса страны и, в частности, в выработке условий вступления во Всемирную торговую организацию, рас­ширении сотрудничества с ЕС, СНГ и другими экономическими группировками.

Учебные задачи курса «Внешнеэкономическая деятельность регионов России» — изучить основные аспекты внешнеэкономи­ческой деятельности нашей страны в масштабе ее регионов, на­учить студентов анализировать становление механизма регули­рования внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровнях, уяснить влияние этого механизма на про­цесс «открытия» российской экономики, изучить региональную структуру внешнеэкономических связей, правовых особенностей внешнеэкономической политики субъектов РФ, оценить состоя­ние и перспективы внешнеэкономической деятельности субъек­тов Российской Федерации. Специальный раздел курса посвящен воздействию либерализации внешнеэкономической деятельности на региональное развитие страны. Представленные авторские кар­тографические материалы предназначены для углубленного изу­чения наиболее важных аспектов внешнеэкономической деятель­ности в разрезе субъектов Российской Федерации. Учебное посо­бие по названному курсу создано авторами впервые в России.

Учебное пособие написано доктором экономических наук, ру­ководителем Центра постсоветского экономического развития и сотрудничества Института международных экономических и политических исследований РАН, доцентом Л.Б. Вардомским и доцентом кафедры «Экономическая география и региональная экономика» Финансовой Академии при Правительстве РФ, к.г.н. Е.Е. Скатерщиковой. Оба автора имеют многолетний опыт пре­подавания данной дисциплины: Л.Б. Вардомский — в МГУ на географическом факультете и в Российской академии Госслуж-


 




бы при Президенте РФ, Е.Е. Скатерщикова — в Финансовой ака­демии при Правительстве Российской Федерации в Институте международных экономических отношений (специальность «Ми­ровая экономика»).

В Приложениях приводятся программа и практикум для про­ведения практических работ по курсу «Внешнеэкономическая де­ятельность регионов». Данные материалы апробированы на лек­ционных и семинарских занятиях Института международных экономических отношений Финансовой академии при Правитель­стве Российской Федерации в течение последних б лет.

Курс «Внешнеэкономическая деятельность регионов» в соот­ветствии с Государственными стандартами образования г. Моск­вы является обязательным предметом для изучения магистран­тами по специальности «Региональная экономика», а также кур­сом по выбору для обучающихся по специальности «Мировая экономика».

Проект учебного пособия обсуждался на заседании кафедры «Экономическая география и региональная экономика» Финан­совой академии при Правительстве Российской Федерации.

Авторы благодарят рецензентов Р.С. Гринберга, В.Н. Лексина,

А.Т. Шевченко |, а также М.А. Эскиндарова, Б.М. Смитиенко,

В.К. Поспелова, В.Г. Глушкову за ценные советы, которые были использованы при подготовке рукописи к печати.


" ■ '...... '" " '" ГЛАВА 1 '' ' :; -т4чл: ^

ОСОБЕННОСТИ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ!! РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ1

Россия — обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей — 14 стран. Среди ее морских соседей такие державы, как США и Япония. На Черном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море — с Ираном.

Россия занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами, — Европейс­ким Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе от России располагаются страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР, стала более северной страной, отделенной от Центральной и Западной Европы новыми государ­ствами.

В культурно-цивилизационном плане Россия граничит с буд­дистской, исламской и западноевропейской культурными систе­мами. Причем старые государственные границы одновременно служат культурными рубежами России. Границы с Китаем на Дальнем Востоке и Финляндией и Норвегией на Северо-Западе являются культурными и политическими рубежами. На других участках пограничного периметра такого совпадения нет. Так, гра­ница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской куль­турной системе. Еще ярче это выражено у новых границ с Бело­руссией и Украиной, которые проходят по территориям однород­ным в культурном отношении. На Кавказе государственные гра­ницы соприкасаются со странами, относящимися к разным куль­турным системам. Но на значительной ее части культурный ру­беж (исламский) смещен вглубь России. Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром2. Но в силу высокой доли русского населения в приграничных с Россией рай­онах Казахстана можно говорить о смещении культурного рубе­жа относительно государственной границы вглубь этой страны.


1 Под геоэкономическим положением понимается положение стра­
ны или ее частей в системе мировых и региональных рынков с точки
зрения сохранения или укрепления их позиций в глобальной экономике.

2 Цымбурский В. Народы между цивилизациями, Pro et Contra,
лето 1997.


По уровню экономического развития, измеряемому как ВВП (исчисленному по паритету покупательной способности рубля и доллара) на душу населения, Россия находится на среднемиро­вом уровне — 4539 долл. По этому показателю она сильно усту­пает Финляндии и Норвегии — около 30 тыс. долл., заметно стра­нам Балтии и Польше, но превосходит большинство других сосе­дей (Украина — 2348 долл., Казахстан — 2482 долл., Азербайджан — 1970 долл., Китай — 1000 долл.)3.

Важной геоэкономической особенностью России является асим­метричная центро-периферийная организация ее пространства, ко­торую она унаследовала от предшествующего развития. В регио­нальной структуре экономики резко преобладает Центральный регион — Московский столичный (столица и столичная область). Второй город России — Санкт-Петербург по параметрам городс­кой среды, функциям и доходам явно уступает столице. Об этом, в частности, свидетельствует большое превосходство Московско­го региона над Санкт-Петербургским по доле налоговых платежей в федеральный бюджет: в 1999 г. на первый пришлось 37% всех пла­тежей при доле в населении России — 10, 3%, на второй — всего 5% (доля в населении 4, 3%). Примерно так же оба столичных региона различаются по размерам Интернет-аудитории. На Мос­ковский регион в 2000 г. приходилось 53, 6% всех российских пользователей Сети, а на Санкт-Петербургский регион — 9, 3%4. Противоположный Москве полюс составляет громадная по тер­ритории и слабонаселенная периферия. Так, в 32 субъектах РФ плотность населения не превышает 10 чел. на кв. км при средне­российской величине этого показателя в 8, 5 чел. на кв. км. Об­щая площадь слабозаселенных регионов, занимающих большую часть Сибири, весь Дальний Восток и европейский Север, состав­ляет почти 4/5 территории России. Структурные характеристи­ки российского пространства (1998 г.) представлены в таблице 1. К числу периферийных относится и значительное число дос­таточно густо населенных регионов. Это прежде всего республи­ки Северного Кавказа, Волго-Вятского района, ряд областей чер­ноземной зоны и Поволжья. Периферийность этих районов свя-

3 Данные по ВВП на душу населения использованы из: Kolodko G.
Globalization and catching — up. From recession to growth in transition
economies: Сборник материалов международной научной конферен­
ции «Постсоциалистические страны в условиях глобализации» — М •
ИМЭПИ РАН, 2001.— 79 с.

4 Шпагина М. Интернет -— активный бизнес// Эксперт. 2001 —
№3.22.01.-0.47. > ««J эт,,..
10


Некоторые структурные характеристики российского пространства

 

Субъекты РФ с плотностью населения Число регионов Доля в площади, % Доля в населе­нии, % Доля в общем ВРП, %
1. До 10чел. на кв. км   79, 6 16, 9 23, 5
2. 10-24, 9   10, 3 21, 1 16, 9
3. 25-39, 9   4, 0 15, 5 13, 2
4. 40-55   3, 2 16, 8 11, 1
5. Свыше 55чел. на кв. км   2, 9 29, 7 35, 3
Всего   100, 0 100, 0 100, 0

Источники: Статистический сборник «Регионы России». Госком­стат. — М., 1999; Прогноз социально-экономического развития Российс­кой Федерации до 2000 г., разработан Министерством экономики РФ.

зана с высокой долей аграрного сектора и общей экономической отсталостью.

В отношениях центр — периферия экономическая инициати­ва исходит от центров. Они выступают фокусами финансовых потоков, полюсами технологических инноваций, местами приня­тия коммерческих и административных решений, влияющих на ход экономической жизни на периферии.

Периферийные районы характеризуют такие черты, как от­ставание по экономическому развитию, образовательному уров­ню, инфраструктуре, преобладание одного-двух видов традици­онной хозяйственной деятельности, слабое восприятие нововве­дений, ограниченный потенциал саморазвития, экономическая зависимость от центральных районов. В целом периферия более консервативна. Основные импульсы ее развития исходят от цен­тра, в сферу влияния которого она входит.

В России, в отличие от стран Западной и Центральной Европы, не сложилось плотное, территориально монолитное экономичес­кое ядро. Территориальная структура российского хозяйства ис­торически формировалась как совокупность промышленных баз, формировавшихся по мере экономического продвижения с запа­да на восток. Большинство из них располагается в глубине мате-


рика и они разделены большими расстояниями. Можно выделить несколько субцентральных регионов во главе с крупнейшими го­родами России: Санкт-Петербургский, Нижегородский, Самарский, Ростовский, Свердловский, Новосибирский, Красноярский, Иркут­ский, Хабаровский, сфера влияния которых выходит за пределы собственных республик, краев, областей. Остальные крупные го­рода (крупнее 500 тыс. чел.), по сути, являются центрами россий­ской периферии.

Россия среди стран мира обладает наиболее протяженными государственными границами. Их общая протяженность пример­но такая же, как у СССР — 60933 км, в том числе 38807 км морских.

Из 89 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосу­дарственной, проходящей по морю, суше или рекам. Причем у 21 субъекта межгосударственные границы являются старыми, унас­ледованными от советского периода. У стольких же они являют­ся новыми, возникшими вследствие распада СССР. У Астраханс­кой, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарско­го края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные грани­цы представляют собой сочетание старых и новых границ.

Большая часть периметра морских границ приходится на ар­ктические моря (19, 7 тыс. км) с небольшим по объему или прак­тически отсутствующим международным судоходством. Поэто­му приполярные субъекты Федерации относятся к пригранич­ным с определенной долей условности. В этой связи следует под­черкнуть, что наиболее сильно фактор приграничного положе­ния проявляется в административно-территориальных единицах муниципального уровня, непосредственно примыкающим к госу­дарственной границе. Этот пояс составляют 338 районов и горо­дов, в котором проживает 12 млн. чел. или примерно 8% населе­ния страны. В то же время на этот приграничный пояс приходит­ся четверть ее площади. Иными словами, приграничный пояс на уровне как местного самоуправления, так и субъектов РФ отно­сится к наименее заселенной части России.

При движении на восток от Республики Карелия по припо­лярным регионам до Чукотки и далее при движении на запад до Республики Алтай плотность населения в приграничных субъек­тах РФ существенно меньше среднероссийской — 8, 5 чел. на кв. км. В этом громадном по площади и протяженности ряду окра­инных регионов небольшое исключение составляет только При­морский край.

Наиболее высокую плотность населения — более 50 чел. на


кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов рф имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородс­кая области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.

У подавляющей части приграничных субъектов РФ объем ва­лового регионального продукта (ВРП) на душу населения ниже среднего по стране уровня— у 43 из 48.Среди рассматриваемых регионов наиболее высок этот показатель у Ямало-Ненецкого АО. При пересчете ВРП этого округа в доллары по паритету покупа­тельной способности, равном в 1998 г. 5, 369 руб. за долл., он составит в расчете на одного жителя 8840 долл. У идущего на втором месте Ненецкого АО этот показатель равнялся 7, 13 тыс. долл. на одного жителя. У 17 приграничных субъектов РФ ВРП не превышал 2 тыс. долл., в том числе у четырех — 1 тыс. долл. Для большинства регионов характерна относительно низкая втя-нутость во внешнюю торговлю. В 1998 г. объем внешней торгов­ли на одного жителя превышал среднероссийский показатель только у 15 регионов.Причем среди них выделяются экспорте­ры продукции ТЭК — Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО, Ленин­градская область, экспортеры морепродукции — Корякский АО, Камчатская и Сахалинская области, экспортеры руд и концент­ратов — Мурманская и Белгородская области, Республика Каре­лия, Хабаровский край. Кроме того, Мурманская область явля­ется крупным экспортером морепродукции, а Карелия и Хаба­ровский край — лесопродукции. Санкт-Петербург, Калининград­ская область и Приморский край выделяются объемами импор­та. Некоторые социально-экономические характеристики пригра­ничных субъектов РФв 1998г. приведены в таблице 2.

Одновременно в массе приграничные регионы относятся к наиболее бедным субъектам РФ — у 34 из них доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была больше, чем в среднем по России.

Эти показатели в общем виде отражают, с одной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а с другой, — бед­ность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная организация российской эко­номики имеет историческое объяснение. Положение вблизи госу­дарственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ в 20 - 60-е гг. вынуждал размещать производ­ство в глубинных районах страны. Кроме того, большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселен-


 




Таблица 2


Продолжение таблицы 2


 


Некоторые социально-экономические характеристики приграничных субъектов РФ

 

СубъектыРФ Пограничные страны Население на 1 января 2000 г., тыс. чел. ВРПна одного жителя, тыс. руб. Объем внешней торговли на душу населения, долл. Доля населения с доходами ниже про­житочного минимума, %
Архангельская обл. морская граница 1459, 2 11, 9 323, 6 25, 6
Ненецкий АО морская граница 45, 2 38, 3 3164, 7 51, 0
Ямало-Ненецкий АО морская граница 503, 9 47, 5 856, 7 15, 0
Таймырский АО морская граница 43, 7 5, 6   60, 0
Республика Саха морская граница 988, 6 15, 9 282, 2 39, 6
Чукотский АО морская граница 78, 6 6, 7 9, 1 37, 6
Корякский АО морская граница 29, 9 6, 7 763, 4 92, 0
Магаданская обл. морская граница 239, 1 13, 4 524, 1 32, 0
Камчатская обл. морская граница 389, 1 10, 6 1574, 5 42, 6
Сахалинская обл. морская граница 598, 6 13, 8 1591, 3 44, 5
Приморский край морская граница, КНР, КНДР 2172, 1 11, 9 656, 6 34, 5
Хабаровский край морская граница, КНР 1506, 6 17, 6 850, 8 27, 3
Еврейская АО КНР 197, 2 6, 5 34, 2 54, 0
Амурская обл. КНР 998, 3 12, 2 94, 4 32, 0
Читинская обл. КНР, МНР 1256, 2 8, 4 108, 7 61, 5
Республика Бурятия МНР 1031, 9 12, 4 106, 7 46, 2
Республика Тува МНР 310, 9 4, 5 40, 3 57, 8
Республика Алтай Казахстан, КНР, МНР 204, 0 9, 2 33, 2 39, 0
Алтайский край Казахстан 2653, 6 9, 4 105, 0 53, 6
Новосибирская обл. Казахстан 2740, 4 12, 2 219, 3 30, 6
Омская обл. Казахстан 2164, 0 15, 4 314, 9 24, 8
Тюменская обл. (вместе с АО) Казахстан 3236, 9 19, 6 2872, 5 16, 2

 

Курганская обл. Казахстан 1096, 2 7, 5 334, 8 47, 0
Челябинская обл. Казахстан 3666, 8 17, 0 622, 3 30, 2
Оренбургская обл. Казахстан 2219, 5 15, 7 409, 3 27, 5
Саратовская обл. Казахстан 2709, 0 11, 9 162, 0 35, 0
Волгоградская обл. Казахстан 2676, 5 13, 3 321, 8 35, 2
Астраханская обл. Казахстан, морская граница 1015, 8 14, 0 246, 5 37, 6
Республика Калмыкия морская граница 314, 6 5, 8 247, 2 57, 5
Республика Дагестан Азербайджан, Грузия, морская граница 2142, 7 7, 2 84, 4 57, 5
Ингушская Респ. Грузия 314, 9 5, 1 32, 1 76, 7
Республика Северная Осетия Грузия 670, 1 4, 8 289, 0 57, 5
Кабардино-Балкарская Респ. Грузия 785, 5 7, 5 32, 3 45, 7
Карачаево-Черкесская Респ. Грузия 431, 3 8, 8 47, 0 48, 2
Краснодарский край Грузия, морская граница 5006, 7 14, 4 217, 1 25, 5
Ростовская область Украина, морская граница 4340, 8 14, 1 283, 8 21, 0
Воронежская обл. Украина 2455, 5 13, 5 124, 1 31, 7
Белгородская обл. Украина 1495, 1 12, 3 709, 8 19, 0
Курская обл. Украина 1311, 5 13, 2 294, 6 36, 3
Брянская обл. Белоруссия, Украина 1438, 1 11, 5 207, 2 25, 9
Смоленская обл. Белоруссия 1128, 2 14, 3 292, 2 18, 9
Псковская обл. Белоруссия, Латвия, Эстония 800, 3 8, 8 183, 2 41, 0
Ленинградская обл. Эстония, Финляндия, морская граница 1666, 5 8, 8 1046, 3 31, 2
Санкт-Петербург морская граница 4660, 8 14, 9 1097, 6 23, 6
Республика Карелия Финляндия, морская граница 765, 1 11, 7 957, 7 23, 9
Мурманская обл. Норвегия, Финляндия, морская граница 1001, 2 17, 2 1293, 3 22, 1
Калининградская обл. Польша, Литва, морская граница 948, 5 12, 2 1582, 5 29, 3
РФ   145559, 2 16, 9 606, 0 29, 2

Источники: Экономика и жизнь. 2000. Май. — № 19. — С. 31; Регионы России: экономическая конъюнктура (социально-экономическая информация). — Т. 2. — М.: Изд. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, июнь 2000.


 




ным пространствам российского Севера и Востока. Новые гра­ницы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономически слабым территориям, рас­положенным между столичными и региональными центрами новых государств.

В рыночных условиях приграничные территории, особенно на уровне местного самоуправления, лишенные значительных экс­портных ресурсов, одновременно оказываются наиболее удален­ными от российского рынка. Вследствие этого приграничный пояс сегодня в среднем является менее развитым и экономически бо­лее депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории.

Из общей протяженности сухопутных границ и границ, прохо­дящих по рекам и озерам, составляющей 22125 км, приходится на границы России с:

 

Финляндией и Норвегией 6, 6%
странами Балтии и Полыней 4, 8%
странами СНГ 53, 7%
в том числе,  
Украиной и Белоруссией 15, 7%
Казахстаном 34, 4%
Грузией и Азербайджаном 5, 6%
Китаем, Монголией, КНДР 34, 9%

Иными словами, большей частью своего периметра Россия гра­ничит с более бедными странами, чем она сама. При этом боль­шая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, является менее развитыми частями этих стран.

С этим связано также то, что плотность международных транс­портных переходов на российских границах одна из самых низ­ких в мире. Сегодня в России один международный морской или речной порт приходится почти на 500 км водных границ. На су­хопутных участках плотность переходов заметно выше: один железнодорожный или автомобильный переход размещается че­рез 100-110 км границы.

Наиболее густая сеть пограничных переходов действует в Ка­лининградской области — 24, в том числе 8 морских (речных) на 139 км морской границы, 8 автомобильных и 7 железнодорож­ных на 512 км сухопутной границы. Плотность пунктов пропус­ка на границах РФ в этой эксклавной области — 1 на 27 км периметра границ — наиболее близка к европейскому уровню. В то же время плотность пунктов пропуска на участке российско-китайской границы, занимаемом с китайской стороны провин-


цией Хэйлунцзян, составляет 17 на 3045 км или один переход на 180 км границы.

Таким образом, межгосударственные границы в подавляю­щей части их протяженности проходят по периферийным райо­нам России и соседних с ней стран. Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный ба­рьер, препятствующий вхождению России в мировую экономику.

Россия сегодня имеет суженный выход к Черному и Балтийс­кому морям и вынуждена прибегать к транзиту через порты стран Балтии и Украины. В этом смысле геоэкономическое положение России несколько ухудшилось по сравнению с ее существовани­ем в составе СССР.

Одновременно благодаря большому количеству соседей Рос­сия обладает большим транзитным потенциалом. Через ее вод­ное и сухопутное пространство проходят кратчайшие коммуни­кации между многими европейскими странами и странами Цент­ральной, Северо-Восточной (Транссиб, БАМ) и Южной Азии (Кас­пийский коридор). Определенным транзитным потенциалом обладает Северный морской путь. Сейчас как бы начинается воз­рождение этих транзитных проектов на новой технологической основе и на базе широкого международного сотрудничества.

В 2001 г. начато транзитное использование российского воз­душного пространства при сообщении Северной Америки с Юж­ной и Юго-Восточной Азией. Кроссполярные маршруты позволя­ют сократить полетное время на 4-5 часов по сравнению с марш­рутами через Европу или через Тихий океан. Освоение кросспо-лярных маршрутов одновременно создает возможность кратчай­ших воздушных сообщений между сибирскими регионами Рос­сии и штатами США и Канады.

Вопросы для обсуждения

1. В чем особенности экономико-географического положения Рос­сии: в культурно-цивилизационном плане, уровне экономи­ческого развития, центро-перифирийной организации про­странства страны?

2. Охарактеризовать особенности развития приграничных реги­онов России.

Литература

1. Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России, проблемы и тен­денции развития// Россия и современный мир. 2000. — № 2. — С 133-151.


2. Пивоваров Ю.С. Идеи европеизма во второй половине XX века. — М., 2000. — 241 с.

3. Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ/ Под ред. академика РАН А.Г. Гранберга. — М.: Научная книга, 2001.

4. Предпринимательский климат регионов России/ Отв. ред. Лав­ров A.M. — М.: Начала-ПРЕСС, 1997.

5. Регионы в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации: материалы конференции/ Под ред. С.Г. Горшенина.— Оренбург, 1998.

6. Россия и ее соседи. Соотношение национальных интересов внут­ри СНГ. — М., 1999. — 203 с.

7. Колосов ВЛ., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая гео­графия. Учебник: Аспект-ПРЕСС, 2001.


•■ 'книущ ГЛАВА 2 ; ^*"........... " г" ^', г: ■ '*'''''

РЕФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ**

В РОССИИ iK

Одним из стратегических направлений рыночной реформы в России, равно как и в других странах с централизованной эконо­микой, является упразднение государственной монополии на внеш­неэкономическую деятельность. В результате этого предприятия и организации подвергаются прямому воздействию колебаний це­новой конъюнктуры на мировых рынках, перепадов на мировых фондовых, валютных и кредитных рынках, испытывают жесткую конкуренцию мировых производителей товаров и услуг.

Открытие российской экономики обнажило ее низкую конку­рентоспособность, показало необходимость структурной модерни­зации и эффективного включения в глобальное хозяйство. Весь­ма важное значение для России приобрел поиск действенных механизмов защиты национальных производителей, стимулиро­вания и диверсификации экспорта, повышения инвестиционной привлекательности и надежности страны как заемщика на миро­вых финансовых рынках.

Трансформация к условиям открытой экономики прошла не­сколько этапов, связанных с приспособлением к новому соотно­шению мировых и внутренних цен, созданием соответствующей нормативно-правовой базы, институтов и макроэкономических регуляторов внешнеэкономической деятельности. Отладка этих механизмов в условиях быстроменяющейся ситуации в мировой экономике и в экономике России представляет собой, как показа­ли 90-е гг., весьма сложную задачу. Многие из них так и не были решены. И это предстоит сделать в текущем десятилетии.

2.1. Либерализация внешней торговли и ее динамика






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.