Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность общественного мнения и его социальная природа.






· Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

· Впервые понятие " общественное мнение" появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его " автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: " Vox populi – vox Dei" – " Глас народа – глас Божий".

· В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения:

- монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным (" народ ошибаться не может"))

- мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться)

- плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).

· Специфика общественного мнения:

- это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности

- критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;

- массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);

- общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;

- оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

· Цель формирования общественного мнения –не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

· Типология общественных мнений:

A. по степени развитости:

- зарождающиеся,

- активно формирующиеся,

- вполне сложившиеся,

- угасающие (утрачивающие актуальность);

B. по степени соответствия общественным потребностям:

- актуальные (современные),

- прогрессивные (устремленные в будущее),

- реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);

C. по различным видам признаков и особенностей:

- индивидуальные и групповые,

- истинные и ложные,

- устойчивые и изменчивые,

- ясные и расплывчатые,

- господствующие и оппозиционные,

- официальные и неофициальные,

- консервативные и новаторские,

- запоздалые и своевременные и т.д.

· Социально-психологические свойства общественного мнения:

- оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;

- в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;

- оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;

- оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;

- ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);

- сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.

· Факторы формирования общественного мнения:

- социальные интересы людей;

- различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);

- уровень компетентности.

· Структура общественного мнения:

- субъекты (субъекты-создатели – " творцы" мнений, субъекты-носители – " лидеры" мнений, " массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);

- объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);

- рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;

- социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;

- общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

· Стадии развития общественного мнения:

- зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения;

- формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные;

- функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.

· Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:

- сохраняющемся интересе людей к его объекту;

- страстной убежденности в правоте своей позиции;

- стремлении к ее отстаиванию и защите,

- преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.

· Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе:

- уровень распространенности;

- интенсивность;

- достоверность;

- стабильность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.