Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия как социальный институт, ее структура и основные функции.






· Религия – социальный институт, система определённых верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного.

· Структура религии:

A. РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАНИЕ: два уровня:

ü Религиозная психология – своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, установок, иллюзий, влечений и т.д.

ü Религиозная идеология – совокупность религиозных догматов и представлений о мире и человеке, система понятий, принципов, рассуждений, аргументаций и концепций:

а) Учение о Боге, мире, природе, обществе и человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами – богословие, теология, вероучение и т.д.

б) Основанная на религиозном мировоззрении трактовка экономики, права, морали, искусства и т.д. – теология труда, теология культуры, политическая теология и т.д.

в) Религиозная философия, находящаяся на пути от философии к богословию – неотомизм, русская религиозная философия и т.д.

Интерактивная черта – РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА:

- В реальное существование объекта веры (Бог, ангел, душа, а, рай и т.д.)

- В возможность общения с этими существами и получения от них помощи

- В реальность определённых событий (например, воскресение Христово), в причастность к ним

- В истинность религиозных представлений, религиозных авторитетов (святых, пророков и т.д.)

B. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: две формы:

ü Внекультовая осуществляется в духовной сфере:

- Систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений

- Участие в пропаганде религиозных взглядов через СМИ, преподавание в богословских учебных заведениях

ü Культовая. Культ –форма реализации религиозной веры, система исторически сложившихся священных действий, с помощью которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественному.

C. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: складываются в процессе религиозной деятельности в соответствии с религиозным сознанием:

- Характер солидарности

- Терпимости

- Нейтралитета

- Конкуренции

- Борьбы с сильной тенденцией религиозного фанатизма.

D. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: 4 основных типа:

ü Церковь – религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность.

ü Секта – религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой церкви.

ü Деноминация – религиозная организация, которой признаёт возможность духовного возрождения для всякого верующего.

ü Культ - религиозные группы, которые существуют исключительно благодаря энтузиазму своих приверженцев, не опираясь при этом на организацию.

· Функции религии:

а) Мировоззренческая – задача «предельных» критерий абсолюта, с точки зрения которых осмысливается мир

б) Коммуникативная – общение с Богом и другими верующими

в) Регулятивная – с помощью ценностей, образцов, традиций осуществляется управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин: воспитание ответственности перед Богом

г) Компенсаторная – психологическая защита, утешение, восстановление душевного равновесия

д) Интегрирующая – дезинтегрирующая – укрепляет социальное единство, сплачивает социальные группы (интеграция). Ослабляет социальное единство, если в обществе существуют противостоящие конфессии (дезинтеграция).

е) Культуротранслирующая – способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, сохранению и развитию ценностей религиозной культуры.

51. Понятие массовой культуры.

· Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

· Причины (факторы) появления:

- Урбанизация

- Индустриализация

- Распространение законов рынка на культуру

- Техническое развитие

- Результаты всеобщей грамотности

- Демократизация общества

· Признаки

- Создание большого количества тиражей с помощью распространения в СМИ

- Ориентация на массового потребителя

- Общедоступность и общезначимость текстов массовой культуры (расчёт на пассивное, не критическое восприятие)

- Использование стереотипов, мифов, доступных для восприятия художественно не притязательной публики

- Сводится к тривиальному, банальному общедоступному, рассчитанному на все вкусы искусству.

· Последствия:

- мощное средство манипуляции сознания

- торможение духовного развития людей

· В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

- Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. К основным характеристикам кича относят:

ü упрощенную подачу проблематики;

ü опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;

ü ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно.

Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

- Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

- Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

 

52. …..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.