Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель занятия.






Рассмотреть буферные системы крови, их роль, механизм действия. Расширить знания о кислотно-основном равновесии в организме. Научиться рассчитывать и готовить буферные ряды, экспериментально исследовать свойства буферных растворов и буферное действие сыворотки крови.

Сформировать представление о механизме действия буферных систем организма и их роли в поддержании кислотно-основного баланса

 

Исходный уровень знаний

1. Знание состава, свойств, механизма буферных систем.

2. Знание формул расчета рН в буферных растворах.

3. Знание понятия буферной емкости, ее расчет.

4. Умение обращаться со стеклянной мерной посудой.

5. Умение рассчитывать рН буферных растворов и их емкости.

После изучения темы студент должен:

— знать:

– состав буферных систем крови;

– механизм их действия;

– взаимосвязь и соотношение буферных систем в организме;

- ацидоз и алкалоз как патологические состояния, их причины и виды.

— уметь:

- применять теоретический материал к рассмотрению буферных систем в биологических объектах;

– доказывать на практике, что сыворотка крови обладает буферным действием.

 

Учебно-целевые вопросы:

1. рН биологических жидкостей.

2. Буферные системы крови:

– основные буферные системы крови;

– состав буферных систем;

– взаимосвязь и соотношение буферных систем в организме;

– механизм буферного действия;

– роль буферных систем в процессе жизнедеятельности организма;

– понятие о щелочном резерве крови (ацидоз, алкалоз).

3. Сравнительная величина емкости буферных систем организма.

4. Особенности действия гемогаобиновой буферной системы. Связь с процессом оксигенации.

5. Совместное действие буферных систем организма.

 

Вопросы и задания для самоподготовки

(обязательные домашние задания, выполняемые в отдельной тетради)

1. Основные буферные системы крови

2. Соотношение буферных систем в организме

3. Роль буферных систем в живых организмах

4. Щелочной резерв крови

5. Буферная кривая

6. Какая буферная система вносит максимальный вклад в буферную емкость крови?

7. Какое соотношение СО2 и НСО3 опасно для жизни?

8. Механизм протеинового буфера

9. Зачем в организме создается резерв СО2?

10. При заболеваниях, связанных с нарушением дыхательной функции легких (бронхите, воспалении легких и т.п.), приводящим к увеличению содержа­ния СО2 в легких, наблюдается:

1) дыхательный ацидоз 2) дыхательный алкалоз

11. Респираторный (дыхательный) алкалоз наблюдается при:

1) гиповентиляции легких 2) гипервентиляции легких

12. Убольных сахарным диабетом за счет накопления в организме β -гидроксимасляной кислоты развивается:

1) метаболический алкалоз 2) респираторный алкалоз

3) метаболический ацидоз 4) респираторный ацидоз

13. При интенсивной физической нагрузке развивается метаболический аци­доз. Какой режим дыхания можно рекомендовать спринтеру перед началом бега для предварительной компенсации метаболического ацидоза?

1) гиповентиляцию легких 2) гипервентиляцию легких

14. При гипотермии температуру в организме понижают до 24°С. (в этом ре­жиме проводятся операции при патологии кровообращения). Значение рН = 7, 36 будет в этом случае:

1) ацидозом 2) алкалозом

15. При гипервентилянии легких наблюдается:

1) ацидоз, рН мочи уменьшается 2) ацидоз, рН мочи увеличивается

3) алкалоз. рН мочи уменьшается 4) алкалоз, рН мочи увеличивается

 

Задания для самоконтроля (включены в коллоквиум и зачетное занятие)

1. Укажите гемоглобиновую буферную систему:

1) HCOO-, HCOOH 2) HCO3-, H2CO3 3) Hb-, HHb, HbO2-, HHbO2 4) CH3COO-, CH3COOH

2. В плазме крови (рН=7, 36 – 7, 42) отсутствует буфер:

1) белковый 2) аммиачный 3) фосфатный 4) бикарбонатный

3. При физиологическом значении рН=7, 36 соотношение [ HCO3- ] / [ CO2 ] равно:

1) 20: 1 2) 15: 3 3) 10.7: 1 4) 4: 1

4. При физиологическом значении рН=7, 36 соотношение [ HPO42- ] / [ H2PO4- ] равно:

1) 20: 1 2) 10: 1 3) 16: 3 4) 4: 1

5. Щелочной резерв крови – это:

1) число мл СО2 в 100 мл крови 2) число мл NaOH при титровании 3) ацидоз 4) алкалоз

6. Какой вид имеет уравнение Гендерсона – Гассельбаха для бикарбонатной буферной системы в крови человека:

1) рН = рКа + lg 2) рН = 6, 11 + lg

3) рН = 14 - рКосн - lg 4) рОН = рКосн - lg

7. Буферное действие белков связано:

1) с их амфотерными свойствами 2) с образованием катионов

3) с образованием анионов 4) с образованием биполярного иона

8. Экстренная мера при ацидозе:

1) Na2SO4 2) 4, 5 – 8, 4%NaHCO3 3) NH4CH3COO 4) NH4CI

9. Кислотно–основное состояние организма связано главным образом с:

1) бикарбонатной буферной системой 2) фосфатной буферной системой

3) белковой буферной системой 4) аммиачной буферной системой

10. Для устранения алкалоза вводят:

1) 5% р-р аскорбиновой кислоты 2) соляную кислоту 3) гидрокарбонат натрия 4) ацетат аммония

11. Смещение рН крови в кислую область – это:

1) алкалоз 2) ацидоз 3) ацидиметрия 4) алкалиметрия

12. Увеличение щелочных продуктов в плазме крови концентрацию СО2:

1) увеличивает 2) уменьшает 3) не изменяет 4) сперва рост, потом уменьшение

13. Фосфатная буферная система действует в:

1) плазме крови 2) плазме крови и во внутренней среде эритроцитов

3) во внутренней среде эритроцитов 4) во внеклеточной жидкости

14. рН крови в норме:

1) 6, 80 – 6, 90 2) 7, 90 – 8, 02 3) 7, 36 – 7, 42 4) 7, 52 – 7, 82

15. Какой анион HPO42- соли Н2РО4- принимает участие в нейтрализации протонов в почечной ткани:

1) Н2РО4- 2) HPO42- 3) оба аниона в одинаковой степени 4) анионы не принимают участие

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.