Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторные работы






1. Смещение ионного равновесия в растворах солей вследствие гидролиза.

2. Влияние температуры на степень гидролиза солей.

Нахождение молярной концентрации соли на основание найденного значения рН

Темы докладов УИРС

1. Роль гидролиза в биохимических процессах.

2. Гидролиз АТФ как универсальный источник энергии в организме.

 


БУФЕРНЫЕ РАСТВОРЫ.

 

Цель занятия.

Усвоить представления о составе, классификации и механизме действия буферных систем. Научиться применять теоретический материал для расчета рН и буферной емкости буферных систем. Изучить медико-биологическое значение буферных систем.

Научиться экспериментально определять буферную емкость, готовить буферные растворы; продолжить формирование умений работать с учебной и справочной литературой.

Исходный уровень знаний

1. Знание теории электролитической диссоциации.

2. Умение рассчитывать рН растворов электролитов.

3. Умение обращаться со стеклянной мерной посудой.

После изучения темы студент должен:

— знать:

- состав буферных систем;

- классификацию буферных систем;

- механизм буферного действия;

- факторы, влияющие на буферную емкость и рН буферных систем;

— уметь:

- выводить формулы для расчета рН буферных систем;

- рассчитывать буферную емкость;

- рассчитывать концентрации компонентов буферной системы и готовить буферный раствор;

 

Учебно-целевые вопросы

1. Граница применяемости рН в водных растворах в зависимости от:

- температуры;

- концентрации электролита

2. Активная, потенциальная и общая кислотность (щелочность) растворов:

- сильных электролитов;

- слабых электролитов.

3. Буферные растворы:

- определение, классификация, число компонентов;

- вывод формулы рН буферных систем;

- механизм буферного действия.

4. Свойства буферных систем:

- влияние на рН соотношения компонентов;

- влияние на рН разбавления раствора

5. Буферная емкость:

- зависимость от абсолютных концентраций компонентов;

- зависимость от соотношения компонентов;

- буферная емкость по кислоте и по щелочи.

6. Медико-биологическое значение буферных систем.

7. рН биологических жидкостей.

 

Вопросы и задания для самоподготовки

(обязательные домашние задания, выполняемые в отдельной тетради)

1. Общая, активная и потенциальная кислотность;

2. Состав буферных смесей;

3. рН буферных растворов, факторы влияния;

4. Буферная емкость;

5. Буферные растворы в биологических системах;

6. Щелочной резерв крови;

7. Буферная кривая.

8. Определить общую и активную щелочнотсь раствора гидроксида бария, если для нейтрализации 15 мл его израсходовано 7, 5 мл 0, 2 М соляной кислоты.

Ответ: Собщ. = 0.1 моль/л, Сакт =0.2 моль-экв/л.

9. Активная кислотность желудочного сока 0.047. Рассчитать рН желудочного сока.

Ответ: рН=1, 33.

10. Чему равно рН ацетатного буфера, если 1 л его содержит 0.9 моль-экв уксусной кислоты и 0.6 моль-экв ацетата натрия (константа диссоциации уксусной кислоты 1, 75∙ 105)?

Ответ: рН=4, 56.

11. Сколько мл 0, 2 н раствора уксусной кислоты нужно добавить к 40 мл 0.1М раствора ацетата натрия, чтобы получить раствор с рН=4?

Ответ: 110 мл.

12. Сколько мл 0, 2 н раствора ацетата натрия нужно добавить к 40 мл 0.1М раствора уксусной кислоты, чтобы получить раствор с рН=5?

13. Рассмотреть, как изменится рН 0.4 н ацетатного буфера при добавлении к 1 л этого раствора:

1) 0.2 моль-экв гидроксида натрия;
2) 0.2 моль-экв соляной кислоты;

3) 0.4 моль-экв соляной кислоты.
Ответ: 1) ∆ рН=0.48; 2) ∆ рН = — 0.48; 3) ∆ рН=4.58.

14. Рассчитать величину буферной емкости фосфатного буферного раствора, если после добавления 10 мл 0, 5 н раствора гидроксида натрия к 20 мл этого раствора рН последнего увеличивается с 7.2 до 8.0.

Ответ: 0.3125 моль-экв.

15. Определить рН раствора, содержащего 0, 1 моль эфедрин-основания и 0, 01 моль эфедрин-гидрохлорида в 1 л раствора, если рКэф.= 4.64.

Ответ: рН=10.36.

 

Задания для самоконтроля (включены в коллоквиум и зачетное занятие)

1. Общая, активная, потенциальная кислотность (щелочность) характерна для:

1) сильных электролитов 2) слабых электролитов

3) гидролизующихся солей 4) неэлектролитов

2.рН буферного раствора при добавлении сильных кислот, щелочей:

1) приблизительно сохраняется 2) резко возрастает

3) резко уменьшается 4) сначала увеличивается, а потом уменьшается

3. Найдите верную фразу:

1) буферная емкость не зависит от количества добавленного сильного электролита

2) максимальная буферная емкость при рН = рК слабого компонента системы

3) буферная емкость меняется только при добавлении сильной кислоты

4) буферная емкость – величина постоянная






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.