Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория возможностей






Я описывал окружающий мир в виде поверхностей, отделяющих вещества от среды, в которой живут животные. Но кроме того, в этом описании речь шла и о тех возможностях, которые окружающий мир предоставляет животным; именно в связи с этим упоминались местнос­ти, убежища, вода, огонь, объекты (в том числе и объекты для показа), орудия и другие животные. Как мы переходим от поверхностей к воз­можностям? Если в свете содержится информация для восприятия по­верхностей, то, может быть, там есть и информация для восприятия того,

1 См.: Gibson J J. The senses considered as perceptual systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966.



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


какие возможности они предоставляют? Быть может, состав и компонов­ка поверхностей обусловливают то, какими будут эти возможности? В та­ком случае воспринимать их означает воспринимать те возможности, ко­торые они предоставляют. Эта гипотеза очень важна, поскольку она под­разумевает, что «значения» и «смысл» вещей в окружающем мире могут восприниматься непосредственно. Более того, она могла бы объяснить, в каком смысле значения являются внешними по отношению к наблю­дателю.

Возможности окружающего мира — это то, что он предоставляет животному, чем он его обеспечивает и что он ему предлагает — неваж­но, полезное или вредное. Нужно сказать, что в существительное возмож­ность я вкладываю смысл, отличный от того, который вы можете найти в толковом словаре или в словаре математических терминов. Под ним я подразумеваю нечто, что относится одновременно и к окружающему миру, и к животному таким образом, который не передается ни одним из су­ществующих терминов. Он подразумевает взаимодополнительность окру­жающего мира и животного. Разбором предшествующих вариантов это­го термина и анализом истории этого понятия мы займемся позже, а сей­час давайте рассмотрим примеры возможностей.

Если земная поверхность приблизительно горизонтальная (т.е. не наклонная), плоская (т.е. не выпуклая и не вогнутая), достаточно обшир­ная (относительно размеров животного) и если вещество, из которого она состоит, твердое (по отношению к весу животного), то такая поверхность предоставляет возможность опереться на нее. Эту опорную поверхность мы называем субстратом, земью или полом. На такой поверхности чет­вероногие и двуногие животные могут принять вертикальное положение, стоять. Следовательно, она пригодна для хождения и бега. Животные, обитающие на суше, свободно по ней передвигаются, она не представляет для них опасности, как поверхность болота, куда можно провалиться и утонуть. У водяных жуков опорная поверхность иная.

Обратите внимание на то, что четыре перечисленных свойства — горизонтальная, плоская, протяженная и твердая — могли бы быть физи­ческими свойствами поверхности, если бы их измеряли с помощью еди­ниц и шкал, принятых в физике. Однако если их рассматривать как свой­ства возможной опоры для конкретного животного, то в этом случае их надо измерять, соотнося с этим животным, для которого эти свойства будут уникальными. Это не просто абстрактные физические свойства. Они образуют единство относительно позы и поведения рассматриваемого жи­вотного. Итак, возможности нужно измерять иначе, нежели физические величины.

По отношению к животному земные поверхности, разумеется, пред­ставляют собой еще и нечто, на что можно вскарабкаться, откуда можно упасть, подо что можно подлезть или с чем можно столкнуться. Различ­ные компоновки предоставляют разным животным возможность вести


Гибсон Дж. [Экологическая теория восприятия]



себя по-разному. Они также таят в себе возможности различных механи­ческих столкновений. У одних народностей принято сидеть, у других — стоять на коленях или сидеть на корточках. Если опорная поверхность, обладающая перечисленными выше четырьмя свойствами, еще к тому же и приподнята над землей до уровня колен, она предоставляет возможность сидеть на ней. Мы называем ее либо вообще сиденьем, либо более кон­кретно — стулом, скамьей, табуретом и т.п. Это может быть нечто есте­ственное, вроде выступа на скале, или искусственное, наподобие кушетки. У нее могут быть самые разнообразные очертания, главное, чтобы функ­циональная компоновка была такой, как у сиденья. Цвет и текстура по­верхности не имеют значения. То, что находится на уровне колен взрос­лого, будет гораздо выше для ребенка, поэтому возможности согласуются с размером индивидума. Однако если горизонтальная, плоская, протяжен­ная, прочная поверхность расположена на уровне колен наблюдателя, то на нее действительно можно сесть. Если поверхность выделяется из мно­жества других по всем этим признакам, то она будет выглядеть как не­что, пригодное для сидения. Если это действительно так, то возможность будет восприниматься зрительно. Если эти свойства поверхности рассмат­риваются в связи с поверхностью тела, т.е. по отношению к тому, кто смот­рит, то они приобретают смысл сиденья.

Можно было бы привести и другие примеры. Различные вещества окружающего мира предоставляют различные возможности для питания и для производства. Различные объекты окружающего мира предостав­ляют различные возможности для манипуляций. Другие животные пре­доставляют, помимо всего прочего, богатые возможности для сложных взаимодействий: сексуальных, хищнических, родительских, боевых, игро­вых, кооперативных, а также связанных с процессом общения. Для чело­века то, что сулит другой человек, составляет целую область социальных значимостей. Мы уделяем пристальное внимание той оптической и аку­стической информации, которая задает, что представляет собой другой человек, к чему он склонен, чем он нам угрожает и что он делает. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.