Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие оптической информации






То понятие информации, с которым мы все хорошо знакомы, сло­жилось в результате нашего опыта общения с другими людьми, а не опы­та непосредственного восприятия окружающего мира. Мы склонны по­нимать информацию прежде всего как нечто, что отправляется и при­нимается. При этом мы предполагаем, что должен существовать какой-то промежуточный процесс передачи, должна существовать «среда» общения или «канал», по которому, как принято говорить, течет информация. Ин­формация в этом смысле состоит из сообщений, знаков и сигналов. В прежние времена сообщения, как устные, так и письменные, посылали с пешими или конными гонцами. Затем была изобретена семафорная сис­тема, потом электрический телеграф, потом беспроволочный телеграф, телефон, телевидение и т.п. <...>


540 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

Кроме того, мы поддерживаем связь друг с другом, создавая изоб­ражения на поверхностях (глиняных дощечках, папирусе, бумаге, стене, полотне или экране), а также создавая скульптуры, модели или объемные изображения. В деле производства изображений революционную роль сы­грало изобретение фотографии, т.е. фоточувствительной поверхности, кото­рую можно поместить за линзой на задней стенке темной камеры. В об­щении подобного рода, которое мы называем графическим, или пласти­ческим, не участвуют ни знаки, ни сигналы, в нем нет сообщений, явно передаваемых от одного индивида другому. В процессе такого общения ничего в явном виде не передается и не сообщается. Картины и скульп­туры предназначены для показа. Из этого следует, что они содержат ин­формацию и делают ее доступной для того, кто на них смотрит. Тем не менее они такие же человеческие творения, как и произнесенные или на­писанные слова языка. Они поставляют информацию, которая, подобно языковой информации, опосредствована восприятием первого наблюда­теля. С их помощью нельзя пережить впечатления, так сказать, из пер­вых рук — только из вторых.

Совершенно иная информация содержится в окружающем нас оке­ане энергии — объемлющая стимульная информация. Информация для восприятия не передается, она не состоит из сигналов и не подразумевает наличия отправителя и получателя. Окружающий мир не общается с жи­вущими в нем наблюдателями. Зачем природе разговаривать с нами? По­нимание стимула как сигнала, подлежащего интерпретации, приводит к бессмыслице, к чему-то вроде мировой души, пытающейся добраться до нас. Мир задан в структуре приходящего к нам света, а воспринимаем мы этот мир или нет — зависит от нас самих. Понять секреты природы — это вовсе не значит разгадать ее код.

Оптическая информация, т.е. информация, которую можно извлечь из текучего оптического строя, — это понятие, с которым мы вообще не знакомы. Потакая лености своего ума, мы пытаемся понять восприятие тем же самым способом, каким мы понимаем общение, не выходя за круг знакомых терминов. На сегодняшний день имеется громадное количество литературы, посвященной средствам массовой коммуникации. Многое из написанного на эту тему создано непрофессионалами и туманно по содер­жанию. У большинства из нас понятие информации сложилось в резуль­тате чтения именно такой литературы. Но это понятие информации не будет использоваться в данной книге, потому что нельзя объяснить вос­приятие, если рассматривать его с точки зрения передачи сообщений. Это совершенно неприемлемый путь. Скорее наоборот: мы не можем сооб­щить другому информацию о мире, не восприняв предварительно этот мир. И информация, которой мы располагаем при восприятии, радикаль­но отличается от информации, которую мы передаем. <...>


Гибсон Дж. [Экологическая теория восприятия]



События и информация

о воспринимаемых событиях

До сих пор почти ничего не было сказано об изменениях в окружаю­щем мире. Могли сместиться лишь точка наблюдения или источник ос­вещения — реки же не текли, камни не осыпались, листья не опадали — ничто не двигалось в природе. Мы описывали окружающий мир оформ­ленным, текстурированным, цветным, освещенным движущимся солнцем, но таким, будто он застыл. Давайте теперь оживим окружающий мир. Настал черед рассмотреть мир, в котором могут происходить события.

Классификация событий, происходящих на суше

<...> В предварительном порядке их можно разбить на три основ­ных вида: изменение компоновки поверхностей, изменение цвета и тек­стуры поверхностей и изменения, связанные с самим существованием поверхностей. Причиной изменения компоновки являются силы; изме­нение цвета и текстуры поверхности вызывается изменением состава ве­щества; изменение, затрагивающее существование поверхности, вызыва­ется изменением состояния вещества. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.