Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И негативные возможности






Приведенных выше примеров возможностей, которые предоставля­ет окружающий мир, вполне достаточно, чтобы показать, насколько это универсальное и мощное понятие. <...>

Нетрудно заметить, что на любом уровне развития животного окру­жающий мир может принести ему как пользу, так и вред. Этими «сколь­зкими» терминами пользоваться следует с большой осторожностью. Если, однако, их значение ограничить кругом поведенческих и биологических фактов, опасность путаницы можно свести к минимуму. Во-первых, рас­смотрим вещества, которые обеспечивают возможность питания. Одни


554 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

вещества для данного животного съедобны, другие — ядовиты, третьи — нейтральны. Эти факты, как я уже подчеркивал, следует отличать от воз­можности получать удовольствие или неудовольствие во время еды, по­скольку ощущения не всегда коррелируют с биологическим эффектом. Во-вторых, рассмотрим край обрыва. С одной стороны, он дает возмож­ность пройтись вдоль него (т.е. допускает локомоцию), тогда как с дру­гой стороны, таит в себе возможность падения, а следовательно, травмы. В-третьих, рассмотрим изолированный объект с острым краем, например нож. От способа его пользования будет зависеть, какую возможность он предоставит: резать или порезаться. Точно так же (но уже на другом уровне сложности) металлический объект средней величины дает возмож­ность схватиться за него, но если этот объект находится под напряжени­ем, то он таит опасность удара электрическим током. И наконец, в-чет­вертых, рассмотрим другого человека. От одушевленного объекта можно ожидать самых разнообразных действий: удара или ласки, приятного со­прикосновения или болезненного столкновения, поощрения или наказа­ния, — и не всегда легко предвидеть, какая из этих возможностей будет реализована. Обратите внимание на то, что все позитивные и негативные возможности (польза, вред, безопасность, угроза и т.д.) являются свойства­ми самих вещей, взятых по отношению к наблюдателю, а не свойствами его внутреннего опыта. Эти возможности нельзя считать субъективными значениями; они не являются ощущениями удовольствия или боли, ко­торые накладываются на нейтральное восприятие.

Между философами и психологами ведутся бесконечные споры о том, являются ли значения явлениями физическими или феноменальны­ми, принадлежат ли они материальному миру или они присущи лишь миру духовному. К понятию возможности эти споры отношения не име­ют. Для нас не встает вопрос, к какому из миров отнести возможности, поскольку «теорию двух миров» мы отвергаем. Существует только один окружающий мир, который открывает множеству находящихся в нем наблюдателей неограниченные возможности, в том числе и возможность жить в нем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.