Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стимул как прилагаемая энергия






Положение о том, что стимулируются только рецепторы наблюда­теля и что его органы чувств не стимулируются, а активируются, явно противоречит тому, что большинство психологов считают само собой ра­зумеющимся. Они беспечно используют глагол стимулировать и сущест­вительное стимул в разных, порой не согласующихся друг с другом зна­чениях. Так поступать легко и удобно, однако, если слова плохо опреде­лены и если мы позволяем себе непреднамеренно соскальзывать с одного значения на другое, мы запутываемся, сами того не замечая. Как-то, про­смотрев ряд современных работ по психологии, я обнаружил восемь раз­личных значений термина стимул1.

Понятие стимула пришло из физиологии, где оно вначале означало любое приложение энергии, которое возбуждает нервную клетку или ре­цептор и вызывает рефлекторную реакцию. Психологи позаимствовали это понятие у физиологов, так как им казалось, что с его помощью мож­но объяснить не только возникновение ощущений, но и возникновение реакций, включая реакции и более сложные, нежели рефлексы. Им ка­залось, что если бы все поведение удалось свести к реакциям на стиму­лы, то тем самым были бы заложены основы подлинно научного подхо-

1 См.: Gibson J.J. The concept of the stimulus in psychology // American Psychologist. 1960. 15. P. 694-703.



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


да в психологии. Таким подходом стала формула «стимул — реакция». Она и в самом деле была многообещающей. И стимулы, и реакции мож­но измерить. Но многообразие вещей, на которые можно реагировать, оказалось поистине огромным, поэтому приходилось называть стимула­ми громадное множество фактов в окружающем мире. Если стимулом можно назвать в этом мире все, что угодно, то это понятие теряет свой первоначальный смысл и становится бесполезным. Я считаю, что мы дол­жны вернуться к первоначальному его значению, которое оно имеет в физиологии. Так я и буду его использовать в этой книге, поскольку хочу, чтобы различие между стимульной энергией и стимульной информаци­ей стало как можно более ясным.

Заметьте, что в физиологии стимулом, строго говоря, является все, что возбуждает рецептор или вызывает реакцию; это эффективный стимул, и любое приложение энергии, которое возбуждает рецептор, эффективно. Фоторецепторы в глазу обычно, но не всегда, возбуждаются светом. Их может также возбудить механическая или электрическая энергия. Меха-норецепторы кожи, хеморецепторы рта и носа более или менее специа­лизированы по отношению к механической и химической энергии со­ответственно, но такая их специализация абсолютной не является. Они просто особенно «чувствительны» к этим видам энергии. Стимул в стро­гом смысле этого слова не несет никакой информации о своем источни­ке в окружающем мире, т.е. он не задает своего источника. Свой внешний источник задает лишь та стимуляция, которая приходит в виде структу­рированного строя и изменяется во времени.

Заметьте также, что, строго говоря, стимул — это всегда нечто крат­ковременное. В нем нет ничего такого, что могло бы длиться достаточно долго и что есть в устойчивых объектах окружающего мира. Стимул дол­жен начинаться и кончаться. Если он сохраняется длительное время, ре­акция рецептора слабеет и в конце концов прекращается совсем. Для этого явления есть специальный термин — сенсорная адаптация. Следо­вательно, стимул не может задавать постоянно существующий объект. Стимульная информация об объекте должна находиться в потоке стиму­ляции, который в чем-то неизменен, а в чем-то изменчив. И заметьте, кро­ме всего прочего, что объект вопреки бытующим представлениям не мо­жет быть стимулом.

Если прилагаемая энергия стимула превышает порог, то можно ска­зать, что стимул является причиной реакции сенсорного механизма, а ре­акция является его следствием. Но нельзя говорить, что наличие сти­мульной информации является причиной восприятия. Восприятие — не реакция на стимул, а акт извлечения информации. При наличии инфор­мации восприятие может состояться, а может и не состояться. У процес­са восприятия в отличие от сенсорных процессов нет никакого стимуль-ного порога. Восприятие зависит от возраста воспринимающего, от того, насколько хорошо он научился воспринимать и насколько сильна у него


Гибсон Дж. [Экологическая теория восприятия]



мотивация к восприятию. Если бы в основе восприятия лежали ощуще­ния, для которых существуют пороги, то у восприятия тоже должны были бы быть пороги. Но их у него нет, и, я полагаю, причина этого в том, что ощущения не лежат в основе восприятия. Для каждого стимула, воздей­ствующего на организм, можно указать такую его величину, не превысив которой он не вызывает ощущений. Но нельзя указать то количество ин­формации, при превышении которого восприятие осуществляется и без наличия которого восприятие невозможно.

Считается, что по мере того, как энергия стимула преобразуется в не­рвные импульсы, они передаются в мозг. Однако стимульная информация не есть что-то такое, что можно передать по нервам в мозг, поскольку ее нужно выделять и извлекать из объемлющей энергии. Информацию — в том смысле, как она здесь понимается, — нельзя передавать или принимать, она не состоит из сигналов или сообщений, она не предполагает наличия отправителя или получателя. Далее мы разовьем эту мысль.

То, что окружающий мир теряет при поглощении рецептором неболь­шого количества энергии, приобретают живые клетки. Количество энергии может быть очень небольшим (например, всего несколько квантов), но тем не менее закон сохранения энергии будет действовать. Но когда наблюда­тель приобретает информацию, окружающий мир не теряет ее. Такого яв­ления, как сохранения информации, не существует. Ее количество неогра­ниченно. Информация, содержащаяся в объемлющем свете, в колебаниях, в механических и химических воздействиях, неисчерпаема.

Таким образом, в понятии стимула сохранилось кое-что от того зна­чения, которое это слово имеет в латинском языке, — стрекало, вонзае­мое в кожу вола. Стимул — это разовое и кратковременное воздействие энергии на чувствительную поверхность. Как таковой он почти ничего не задает, кроме себя, в нем нет информации. А вот с текучим строем сти­муляции все обстоит совсем по-иному. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.