Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Числовые и графические формы






Числовая форма — типичная схема, используемая человеком для формирования зрительных образов чисел. Тот, кто использует числовые формы при любых арифметических подсчетах, обычно удивляется, узнав,

1 См.: Jarvis J.H. Post mastectomy breast phantoms // Journal of Nervous and Mental Diseases. 1967. Vol. 144(4).



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


что на этот вид умственного представления опираются далеко не все. А люди, впервые услышавшие о них, приходят в изумление и не могут в это поверить. Как видно из следующего примера, некоторые люди, привычно использующие числовые формы, располагают крайне своеобразными зри­тельно-пространственными структурами.

Когда мне надо что-то посчитать, я зрительно представляю числа в виде лестницы. Она начинается с левой нижней стойки с единицы и поднимается вверх — два, три, четыре, каждый шаг — на равном расстоянии и записанный моим почерком до тех пор, пока не достигнет 13, после площадки 14 она под­нимается в другую сторону до 21, а затем на 22 снова поворачивает и идет вверх к 30, с площадки 31 продолжается до 40, поворачивает в другую сторону на 41 и продолжается до 100. Во второй сотне у меня уже нет числовых пред­ставлений, разве что 199 и 200. Когда я перемножаю два числа, например, 12 на 23, я вижу все числа на лесенке, но 12 и 23 как бы подсвечиваются ярче, чем остальные числа. Кроме того, я вижу дни недели, но, вероятно, так делают многие. Каждый день проходит слева направо, начиная с воскресенья, в виде вращающегося барабана, так, что новый уровень барабана или спирали начи­нается каждое воскресенье. Когда я назначаю встречу, то зрительно делаю от­метку в соответствующем месте барабана. «Сегодня» всегда ярче на моем зри­тельном образе; «вчера» и «завтра» несколько ярче, чем остальные дни, но не такие яркие, как «сегодня».


Р. Хольт [ВИДЫ ОБРАЗНЫХ ЯВЛЕНИЙ]1

Образ: обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений, носящих квазисенсорный, но не перцептивный характер.

Мысленный образ: смутное субъективное воспроизведение ощуще­ния или восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия; в бодрствующем сознании представлен как составная часть мысленного акта. Включает образы памяти и образы воображения; может быть зри­тельным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чи­сто вербальным.

Фосфены: более или менее оформленное возникновение или измене­ние идиосетчаточного света; обычно выступает в виде пятен ненасыщенно­го цвета или относительно устойчивых узорчатых изображений. Термин этот используется также для обозначения точек или цветных пятен, види­мых при «неадекватной» стимуляции глаза, например, механическим дав­лением или электрическим током.

Синестезия: состояние, при котором восприятие одного типа ре­гулярно сопровождается образами других сенсорных модальностей. Наи­более известная разновидность — «цветной слух», когда у испытуемого вместе со звуковыми (особенно музыкальными) ощущениями возникают цветные образы. Сюда же относятся образы чисел и дат: они как бы рас­положены в пространстве в виде определенных геометрических фигур.

Образ собственного тела: картина или умственное представление собственного тела, находящегося в состоянии покоя или движения в лю­бой из моментов времени. Важными составляющими этого образа счита­ются кинестетические и температурно-тактильные представления.

Фантомный образ: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответствующего телесного органа (обычно ко­нечности).

1 Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1981. 4.1. С. 53-55. (Здесь и далее заголовки в квадратных скобках даны редакторами составителями.)

3 Зак. 2228



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Гипнагогический образ (или гипнагогическая галлюцинация):

проецируемый (т.е. находящийся извне) образ, который выступает так ясно, отчетливо и детально, что возникает ощущение его реальности; по­является неожиданно, когда субъект находится в дремотном состоянии, предшествующем сну. Если такой образ появляется во время соответ­ствующего периода пробуждения, его называют гипнопомпическим. Он может быть зрительным или слуховым, иногда бывает и других модаль­ностей.

Эйдетический образ: проецированный образ (обычно зрительный), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту (обычно ребенку) перцептом. Йенш описал два типа: тип Т, напоминающий растянутые во вре­мени послеобразы, обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу, и тип В, напоминающий усиленные мысленные образы.

Галлюцинация: образ, в объективной реальности которого испыту­емый убежден. Принято, хотя это, возможно, психологически не обосно­вано, ограничивать этот термин теми случаями, в которых нельзя найти внешнего сенсорного воздействия; если в образе используется восприни­маемый (обычно искаженный) стимул, то применяют термин иллюзия.

Паранормальная галлюцинация: образ привидения, духа или приз­рака кого-то из живущих или умерших лиц, включая и самого себя (аутоскопическая или хиаутоскопическая галлюцинация, Doppelganger1), сюда относятся также религиозные или мистические видения, воплощения сверхъ­естественного.

Псевдогаллюцинация: проецированный образ типа галлюцинации, но его субъективность осознается испытуемым.

Сновидение: нормальная галлюцинация, имеющая место во время сна.

Сенсорное обусловливание: процедура, в которой безусловный и условный сигналы являются сенсорными стимулами (обычно принадле­жащими к разным модальностям); отличительные признаки состоят только из ответных реакций; после ряда парных сочетаний при предъяв­лении только условного стимула испытуемый говорит также о наличии безусловного, выступающего либо в виде образа, либо как нечто реальное; в этом случае имеет место галлюцинация, вызванная экспериментально. Очевидно, что эта процедура является наиболее эффективной, когда она осуществляется с помощью гипноза.

1 Буквально «двойник» (нем.).


Р.Л. Грегори ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ1

Некоторые простые рисунки мы видим искаженными. Эти искаже­ния могут быть довольно большими. Часть рисунка может казаться на 20% длиннее или короче; прямая линия может настолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. В сущности, все мы видим эти искажения, причем в одном и том же направлении в каж­дом подобном рисунке. Обнаружено, что то же явление наблюдается и у животных. Это доказано в экспериментах, в которых животные обучались выбирать, скажем, более длинную из двух линий. Затем под влиянием


Рис. 1. Иллюзия Мюллер—Лайера,

или иллюзия стрелы.

Стрела с расходящимися вверх

и вниз концами кажется длиннее,

чем стрела с наконечниками,

обращенными внутрь. Почему?


Рис. 2. Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорожных путей. Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее. Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положе­нии мы ни рассматривали рисунок. (Попробуйте поворачивать книгу.)


1 Грегори PJI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. С. 160-166.


36 Тема 15. Познавательные процессы; виды и развитие

иллюзии животные будут выбирать линию, кажущуюся длиннее и нам, хотя фактически она той же самой длины, что и сравниваемая с ней линия. Этот результат был получен у голубей и у рыб. Все это говорит о том, что существует какой-то общий фактор, лежащий в основе зтих иллюзий. Это достойный предмет для исследования.

Для объяснения этого явления выдвигалось много теорий, однако большинство из них легко можно опровергнуть экспериментально или отвергнуть как малопродуманные и потому бесполезные. Прежде всего мы коротко остановимся на различных теориях, от которых можно с уве­ренностью отказаться, после чего попытаемся изложить более адекватные теории. Но сначала нам следует испытать на себе некоторые иллюзии. Рисунки 1 — 2 демонстрируют многие из наиболее известных иллюзий. Они носят имена открывших их исследователей, глазным образом, пси­хологов, работавших в Германии в прошлом столетии, — однако удобнее было бы дать некоторым из них описательные названия.

Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер-Лайера, изображенные на рис. 1. Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но одна стрела имеет наконечники с рас-




 


Рис. 3. Рисунок Геринга, или иллюзия веера. Расходящиеся в виде лучей линии изгибают наложенные на них прямые. (Это пример

иллюзии, где одна часть рисунка влияет на другую, в то время как стрелы Мюллер—Лайера неверно воспринимаются сами по себе.)


Грегори Р.А. Зрительные искажения



Рис. 4. Поразительное влияние фона, вызывающее искажение фигуры, сходное с иллюзией веера Геринга

ходящимися, а другая со сходящимися к древку концами. Стрела с рас­ходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стре­лы одинаковой длины. Мы будем называть этот рисунок просто иллюзией стрелы.

Второй пример также хорошо известен, и специалисты называют его фигурой Понцо. Он состоит всего из четырех линий: двух одной и той же длины, идущих рядом, но сходящихся, и между ними двух других, равных по длине и параллельных (см. рис. 2). Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее, хотя фактически обе параллельные линии одинаковой длины. Мы будем называть этот рисунок иллюзией железнодорожных путей.

Рис. 3 показывает два варианта рисунка Геринга. Я буду называть его иллюзией веера.

Наконец, мы имеем рисунки, на которых квадрат и круг искривляются на фоне круговых или скрещивающихся линий (рис. 4). Нет необходимости давать этим рисунками специальные названия, поскольку мы не часто будем обращаться к ним, и они лишь усложненные варианты геринговской иллюзии веера.

Иллюзии можно подразделить на две группы: одни — это искажения, вызываемые фоном определенного рода (например, иллюзия веера), другие — это искажения самой фигуры (например, иллюзия стрелы), без


38 Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие

Рис. 5. Наконечники стрел Мюллер-Лайера без древков. Иллюзия сохраняется, хотя и становятся более лабильной.

фона. Эти самостоятельные искажения наиболее ясно показаны на рис. 5, на котором изображены наконечники стрел без древков: наконечники смещаются сами по себе, хотя на рисунке нет иных линий. С другой стороны, при иллюзии веера расходящиеся лучи сами по себе восприни­маются без искажения, однако любая фигура, наложенная на них, иска­жается определенным образом. Эти рисунки вызывают искажения, но сами не искажаются.

На протяжении последних ста лет психологи пытались объяснить эти иллюзии, однако только в настоящее время мы приходим к пониманию того, почему подобные рисунки нарушают работу зрительной системы..


А. Мишотт

ВОСПРИЯТИЕ ПРИЧИННОСТИ1

(Резюме)

Бельгийский психолог А. Мишотт2 провел серию лабораторных экс-периментов с целью выяснить условия восприятия физической причинности при движения.

На картонный диск наносятся две толстые кривые линии: одна черная, другая серая (рис. 1, А). Диск закрепляется на горизонтальной оси. Перед ним помещается большая ширма со щелью, обозначенной на рисунке пунктирной линией. Таким образом, испытуемый может видеть только два маленьких квадратика: один — черный, другой — серый. Медленно вращая диск против часовой стрелки, экспериментатор за­ставляет двигаться два квадрата вдоль щели; характер движения опре­деляется особенностями кривизны линий, нанесенных на диск. Пунк­тирные линии и буквы от а до е по краям диска указывают на шесть различных фаз движения квадратов при повороте диска. На рис. 1, Б показана последовательность событий, воспринимаемых испытуемым. Сначала (фаза а) оба квадрата неподвижны; черный находится на некотором расстоянии слева от серого. Затем черный квадрат начинает двигаться по направлению к серому (фаза Ь). Затем в течение секунды (фаза с) оба квадрата, соединившись, остаются неподвижными. После этого (фаза d) серый квадрат движется вправо, а черный остается на месте. Наконец, серый квадрат останавливается на некотором расстоянии от черного (фаза е).

В этом основном эксперименте испытуемые говорят о том, что они ясно видят, как черный объект толкает серый, т.е. является причиной его

1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, М.Б.Ми-
хаяевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 390- 392.

2 См.: Michotte A. The Perception of Causality. N. Y.: Basic Books, 1963; Originally
published in French, 1964.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Рис 1. В. 1—«толкание», 2 —«торможение», 3—«высвобожде­ние»; 1+2 — «толкание» + «торможение» ось ординат — количество ответов каждой категории, ось абсцисс — отношение скоростей (черный, серый)

движения:. Это впечатление носит характер не умозаключения, а непос-редственного восприятия.

Мишотт систематически варьировал стимульные условия, меняя ха-рактер линий, нанесенных на диске. Таким образом, он мог изучать влияние изменений скорости движения черного квадрата, расстояния, проходимого до столкновения с серым квадратом, длительности контакта между обоими квадратами, последующей скорости серого квадрата и т.п.

Основываясь на отчетах испытуемых в этих различных условиях, Мишотт обнаружил два четко различных типа видимой причинности. К первому типу — «толканию» — он отнес случаи, когда испытуемым ка-залось, что черный объект приводит в движение серый, передавая ему свою энергию. Ко второму — «высвобождению» — случаи, когда черный объект вызывает движение серого, как бы высвобождая или включая скрытую энергию, уже имевшуюся у него; здесь не было впечатления передачи энергии черного объекта серому.

Переход от «толкания» к «высвобождению» зависит прежде всего от соотношения скоростей двух объектов. Когда скорость черного значительно больше последующей скорости серого, испытуемые почти всегда видят «толкание»; наоборот, когда скорость серого меньше скорости черного, воспринимается «высвобождение». Если скорости приблизительно одинаковы, испытуемые примерно с одинаковой частотой дают оба типа ответов.


Мишотт А, Восприятие причинности



Нацулас1 считает, что когда сообщенная скорость меньше предше­ствующей, может восприниматься «торможение» как результат некоторой дополнительной силы. Мишотт, чьи испытуемые спонтанно сообщали о своих впечатлениях, не упоминал о такой категории. Нацулас же ставил своих испытуемых перед выбором между «толканием», «высвобождением» и «торможением». Он обнаружил, что последний ответ чаще выбирается при увеличении отношения скоростей (см. рис. 1, В). Очевидно, что «торможение» является частным видом более общего ответа «толкание», по Мишотту. Таким образом, объединяя эти два типа ответов с данными Нацуласа, мы можем дать количественную картину относительной частоты эффектов «высвобождения» и «толкания» в зависимости от пропорции скоростей.

В.Олум2 провел аналогичные эксперименты с детьми и нашел, что семилетки при уменьшении пропорции скоростей также переходят в своих ответах от «толкания» к «высвобождению», однако «толкание» они воспринимают гораздо дольше, т.е. при значительном увеличении отно-сительной скорости второго объекта. Эффект «высвобождения» является более сложным, чем «толкание» (так как предполагает присутствие неко-торой скрытой силы). Таким образом, результаты Олума показывают, что дети предпочитают сводить к минимуму изменения в перцептивной орга-низации: они сохраняют образ «толкания» так долго, как только могут.

1 См.: Natsoulas T. Principles of Momentum and Kinetic Energy in the Perception of
Causality //Amer. J. Psychol. 1961. Vol. 74. P. 394-402.

2 См.: Olum V. Developmental Differences in the Perception of Causality Under Conditions
of Specific Instructions // Vita Humana. 1958. Vol. 1. P. 191-203.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.