Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пробуждения от сна в темной комнате.Сначала (см. слева) он появляется в виде






большого количества дуг, возникающих около фовеа (показанной в виде точки);

попытка его повторения вызывает более расплывчатый образ (справа)

жение глаз. Лучшим примером является пробуждение человека, когда в комнате еще темно. Характерными рисунками здесь являются веерообразные вспышки желтых дуг, которые вначале четко выражены, а затем становятся все более расплывчатыми, если пытаться вызвать фосфены еще раз (рис. 5). Покойный Бернард Небел подробно изучал фосфены, вызван­ные движением глаз. Он предположил, что они обусловлены запаздыва­нием движения сетчатки относительно стекловидного тела, прозрачной студенистой массы, которая заполняет глазное яблоко.

Фосфены могут быть вызваны также при помощи различных хи­мических средств. Одним из них является алкоголь. Человек, страдающий белой горячкой, иногда видит на светлом фоне движущиеся пят­нышки, которые кажутся ему насекомыми, ползущими по стене. Аналогичные фосфены вызываются токсинами, которые вырабатываются при заболевании скарлатиной. Галлюциногенные наркотики — мескалин, псилоцибин и ЛСД — часто вызывают фосфены в виде абстрактных ри­сунков. Фосфены, по-видимому, являются существенной чертой психеделической интоксикации1. Несколько лет назад я принял маленькую дозу ЛСД (75 мкг) во время эксперимента по психологии зрительного воспри-

1 Психоделическая интоксикация (psychedelic intoxication) - иначе отравление пси-ходиелептичеекими веществами или галлюциногенами - вызывает психические наруше­ния, в частности зрительные и слуховые галлюцинации. Термин psychedelic составлен из двух греческих слов psyche и delos, обозначающих психику и проявление; следовательно, термин «психеделичеекий» можно прочитать буквально как «проявляющий психику». (Примечание редакторов-составителей.)



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


ятия. После 6 месяцев, в течение которых продолжалось действие этого наркотика, я видел по ночам изумительные фосфены. Большей частью это были разновидности довольно простых геометрических фигур в пастельных тонах желтого, оранжевого и зеленого цветов. (Псилоцибин, по мнению специалистов, занимающихся изучением его действия, обладает тенденцией вызывать фосфены неприятных цветов — темно-голубого и темно-зеленого).

Резко выраженные фосфены обычно связаны с различными болез­нями. Человек, страдающий мигренью, видит рисунок шахматной доски или «укрепления» (рис. 6), обычно в той половине зрительного поля, ко­торая противоположна месту локализации боли в голове. Офтальмологи считают, что яркие фосфены, которые обычно сопровождают движения глаз, являются признаком отслоения сетчатки. Фосфены могут появляться и при надавливании на оптический нерв или на зрительную кору, а также при мозговых опухолях или сосудистых заболеваниях.

Удобным средством получения фосфенов в экспериментальных ус­ловиях являются электрические импульсы. Метод вызывания фосфенов при помощи электричества был открыт в XVIII в., когда несколько лю­дей развлекались следующим образом: брались за руки и, образовав круг, получали удар от высоковольтного электрического генератора. Бенджа­мин Франклин1, принимавший участие в одном из таких развлечений в Париже, заметил, что во время электрического удара при закрытых гла­зах можно было увидеть вспышку света. Алессандро Вольта2 уделил мно­го времени изучению этого явления. Он обнаружил, что вспышки по­являлись только когда размыкали и замыкали цепь, а не во время не­прерывного действия тока, и что фосфены легче всего вызывались при помощи электродов, расположенных на висках. В 1819 г. богемский фи­зиолог Ян Пуркине3 опубликовал очень подробный доклад о фосфенах. Он прикладывал один электрод ко лбу, другой брал в рот, затем быстро за­мыкал и размыкал цепь при помощи металлических шариков, подвешен­ных на бечевке, и таким образом мог вызывать стабилизированные об­разы фосфенов.

Более обширные исследования вызывания фосфенов при помощи электричества были произведены покойным Максом Кноллем и его коллегами в Мюнхене. (Кнолль более известен как создатель вместе с Рюской в 1932 г. первого электронного микроскопа). Современный спо­соб последовательного включения и выключения напряжения осуществ-

1 Франклин (Franklin) Бенджамин (1706-1790) - американский просветитель, госу­
дарственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776 г.)
и Конституции (1787 г.). (Примечание редакторов-составителей.)

2 Вольта (Volta) Алессандро (1745-1827) - итальянский физик и физиолог, один из
основоположников учения об электричестве. (Примечание редакторов-составителей.)

3 Пуркине (Пуркинье) (Furhinje) (Purkyne) Ян Эвангелиста (1787-1869) - чешский
физиолог и естествоиспытатель. (Примечание редакторов-составителей.)


Остер Г. Фосфены



ОМ 15

Рис. 6. Классификация фосфенов, вызванных при помощи электрических

импульсов, была проведена Кноллем. На основании отчетов более чем

1000 испытуемых, он разделил фосфены на 15 классов, каждый из которых

представлен здесь типичным примером и пронумерован в соответствии

с частотой его встречаемости у разных испытуемых. Для каждой частоты

и каждого индивида характерны определенные формы фосфенов

ляется при помощи генератора прямоугольных импульсов. Кнолль подводил низковольтные прямоугольные импульсы (напряжением 1 В при токе около 1 мА) к вискам через электроды, обернутые войлоком и пропитанные раствором натриевой соли, для того, чтобы создать хороший электрический контакт. Он нашел, что фосфены лучше всего вызывались теми импульсами, частота которых находилась в диапазоне частот биотоков мозга (примерно от 5 до 40 Гц). Он провел эксперименты более, чем с 1000 человек и обнаружил, что все они после привыкания к темноте видят, по крайней мере, мерцающий свет; сосредоточившись тщательнее, примерно половина людей видели геометрические фигуры.

Когда Кнолль варьировал частоту импульсов, образы менялись; так удалось выделить 15 типов фигур (рис. 6) с различными вариантами внутри каждого типа. Для каждого испытуемого спектр фосфенов (определенный тип рисунка для данной частоты) был повторяем даже через 6 месяцев. Частотная зависимость формы фосфена заставляет думать о существовании некоторого резонансного явления: различные группы нервных клеток действуют совместно, когда они стимулируются электрическим током определенной частоты. Мюнхенская исследовательская

4 Зак. 2228



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


группа случайно обнаружила, что фосфены, вызванные при помощи элек­тричества, были значительно сложнее у испытуемого, которому предвари­тельно дали небольшую дозу наркотика (около 10 мкг ЛСД), вызывающе­го галлюцинацию.

Бесформенные, мерцающие фосфены, которые возникают при дей-ствии электроимпульсов у всех испытуемых, продолжают оставаться предметом многочисленных исследований. Мне кажется, нет ничего уди-вительного в том, что это мерцание возникает где-то глубже, чем на сетчатке глаза. Стимулирование глазного яблока маленьким электродом вызывает мерцание в той же части зрительного поля, где расположен электрод; в отличие от этого, фосфены, вызванные легким нажатием на глаз, располагаются в стороне, противоположной от места нажатия.

В нашей лаборатории исследовалась взаимосвязь между мерцаю­щим полем и частотой стимуляции. М.Шланк и я обнаружили, что су­ществует такая максимальная частота, при которой мерцающий свет ис­чезает. Обычно за пределами определенной частоты (критической частоты слияния мельканий) свет кажется непрерывным. В Нью-Йоркском метро, где протекает ток частотой 30 Гц, вольфрамовая лампа мерцает, но у нас дома, где частота тока равна 60 Гц, свет от нее кажется непрерывным. В случае электрически вызываемых фосфенов увеличение частоты стимуляции не приводит к сглаживанию мельканий; вместо этого на ча­стотах свыше 40 Гц поле становится черным. Эффект получается жуткий: по мере того, как частота стимуляции увеличивается сверх критической точки, фосфены неожиданно исчезают, оставляя чувство, будто ты остался один в пустом пространстве. Не говоря уже об эмоциональном эффекте, это явление заслуживает изучения хотя бы для того, чтобы отделить исключительно нейрологические аспекты зрения от тех, которые связаны с внешним световым воздействием.

Пользуясь двумя отдельными электрическими генераторами и че-тырьмя электродами, мы применяли одновременную стимуляцию импуль-сами двух различных частот. Каждая частота немного превышала кри-тический уровень и поэтому сама по себе не вызывала фосфенов. При одновременном действии этих частот появляются биения, которые вос-принимаются как волнообразные фосфены, медленно пересекающие зри-тельное поле. По-видимому, какой-то нервный механизм «смешивает» два сигнала, взаимодействие между которыми приводит к периодическим биениям, точно также, как слуховая система смешивает тона двух разных частот, которые действуют одновременно, но отдельно на каждое ухо.

Когда мерцающие фосфены взаимодействуют с обычным зрением, они начинают принимать ту или иную форму. Бели пристально смотреть на ярко освещенную белую поверхность, когда применяются довольно высокочастотные импульсы (100 Гц, появляются фигуры, напоминающие контурную карту. Если свет периодически отключать с помощью обтю-


Остер Г. Фосфены



ратора1, вращающегося примерно с той же частотой, на которой работает генератор, интенсивность фосфенов, имеющих форму контурных карт, медленно увеличивается или уменьшается. Это другой тип биений: их частота определяется отношением частот электрического и светового стимулов. Г.Бриндли из Кембриджского университета обнаружил, что когда частота светового излучения точно равна интегралу частоты электрических импульсов, появление биений оказывается очень чувствитель­ным индикатором фазовых отношений между двумя стимулами. Он обнаружил также довольно интересное явление, заключающееся в том, что биения были видимы даже тогда, когда частота прерывания света сильно превышала частоту слияния мельканий; очевидно, информация о частоте каким-то образом проходила через зрительный аппарат, несмотря на то, что при отсутствии электрических сигналов свет казался непре­рывным. То, что нервные волокна способны различать импульсы высокой частоты, конечно, не является удивительным; ведь слуховые нервы хорошо справляются с этой задачей.

Как я уже упоминал, фосфены могут возникать в различных участ­ках зрительного проводящего пути. Чтобы вызвать фосфены, можно не-посредственно стимулировать зрительную кору. Это было продемонстри-ровано целым рядом исследований, обычно во время операции мозга, когда больной находился под местным наркозом. В 1928 г. немецкий нейрохирург Отфрид Ферстер заметил, что когда он стимулировал при помощи электричества поверхность затылочной доли мозга, больной видел свет.

Методика стимулирования поверхности головного мозга (коры го-ловного мозга) при помощи электричества была тщательно изучена в последние года Пенфилдом2 и его коллегами в Неврологическом институте г. Монреаля. Они применяли переменный ток, который подавался через два близко расположенных электрода, прикасавшихся к различным участкам поверхности мозга. Стимулирование самой задней части зрительной коры приводит к отключению нормального зрения человека, и он может видеть только пятна света. По мере того, как электроды про­двигают к соседней ассоциативной области зрительной коры, больной на­чинает видеть фосфены геометрических фигур. Если электроды продви­нуть еще дальше, то больной часто описывает зрительные сцены, которые проходят перед его взором; они до того яркие, что кажутся реальными. Эксперименты Пенфилда не устанавливают точно, в какой именно области мозга возникают фосфены. Это может быть в месте приложения электродов или в каких-то других точках зрительного пути, по которо-

1 Обтюратор - заслонка, периодически закрывающая световой поток. (Примечание
редакторов-составителей.)

2 Пенфилд (Penfield) Уайлдер Грейвз (1891-1976) - канадский нейрохирург. (Приме­-
чание редакторов-составителей.)



Тема 15, Познавательные процессы; виды и развитие


му передаются электрические импульсы. В любом случае существует, по-видимому, какая-то связь фосфенов с движением глаза, поскольку фосфены, вызванные стимуляцией зрительной коры, движутся в том направ­лении, куда смотрит испытуемый.

Головной мозг человека замечателен тем, что его большая часть связана со зрением. Площадь зрительной коры, обеспечивающей отчет­ливые зрительные образы, в 10000 раз больше площади фовеа — центральной области сетчатки, в которой расположенные плотно друг к дру­гу колбочки различают тонкие детали. Зрительная кора — самая изви­листая часть мозга, и большая ее часть недоступна для поверхностных электродов, применявшихся Пенфилдом; поэтому требуются другие методы, позволяющие производить локальную стимуляцию.

Одной из целей, ради которой следует продолжать разработку та­ких методов, является возможность создания зрительных протезов у людей, которые потеряли зрение после ранения глаза или зрительного нерва. Головной мозг такого больного может быть подвергнут электри­ческой стимуляции, хотя он и не получал зрительной информации в те­чение нескольких лет. В Кембридже Бриндли и Левин подсчитали на основе топологии зрительной коры, что если бы удалось возбудить 50 близко расположенных центров, то у пациента появилась бы достаточная разрешающая способность, чтобы «прочитать» отдельные буквы; тогда как для чтения с нормальной скоростью потребовалось бы возбудить 600 центров. Сначала Бриндли и Левин провели такой эксперимент на обезьянах, Они инкапсулировали крошечные резонаторы — по существу, радиоприемники, — в силиконовый пластик и ввели их под черепную коробку. Каждый резонатор был связан (проводком, который проходил через отверстие в черепной коробке) с соответствующим платиновым электродом, контактировавшим со зрительной корой. Кембриджские исследователи могли возбуждать различные электроды, перемещая над че­репной коробкой радиопередатчик, настроенный на собственные частоты разных резонаторов. (Такой радиопередатчик при желании мог бы активироваться фотоэлементами, расположенными так, чтобы реагировать на световое изображение).

Затем, после предварительных исследований с обезьянами, Бриндли и Левин провели подобный эксперимент с испытуемой-добровольцем — женщиной, которая была слепа на оба глаза после перенесенной глауко­мы. К зрительной коре было подведено 80 электродов. Испытуемая от­мечала, что видела отчетливые фосфены в виде точек; в этом случае воз­буждались резонаторы, разделенные только одной десятой частью дюйма [около 2, 5 мм.Ред.-сост.]. Фосфены исчезали, как только раздражители удалялись, хотя послеобраз оставался виден, если раздражитель был очень сильным. Как и следовало ожидать, между местом нахождения возбужденного резонатора и фосфенами в виде точек нет простого соответствия: если бы испытуемой надо было распознавать буквы, то это зависе-


Остер Г. Фосфены



ло бы от умения ассоциировать соответствующие рисунки фосфенов с оп-ределенными буквами. Возможно, что электрические импульсы, поступа-ющие в мозг, необходимо предварительно кодировать, чтобы обеспечить большее их подобие изображению букв.

Метод вживления электродов, по-видимому, никогда не будет эффек-тивным для слепых от рождения людей. Такие люди не могут описать фосфены, в то время как больные, ослепшие в результате несчастного случая или болезни, воспринимают фосфены, которые к тому же являются для них средством развлечения. Сейчас я работаю с офтальмологами для того, чтобы проверить ощущение и характер фосфенов, вызванных надавливанием на глаза или электрической стимуляцией, у людей, страдающих различными видами слепоты, начиная от отслаивания сетчатки и кончая разрушением нерва (и травмами зрительной коры). Идея заключается в том, чтобы показать, на каком уровне можно вызывать фосфены, и, следовательно, на каком уровне однажды станет возможным использовать некоторые виды зрительных протезов.


Л.С. Выготский ЭЙДЕТИКА1

<...> Эйдетикой называют психологи нового направления учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющихся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Сам факт наличия подобных субъективных наглядных образов описал в 1907 г. Урбанчич. Однако он не сумел разглядеть широкого теоретического значения этого факта, не смог даже сколько-нибудь полно и основательно изучить его.

Это было сделано школой Эриха Йенша в Марбурге главным образом в последние двенадцать лет. Здесь сложилось и оформилось само это психологическое учение, которое сейчас широко распространилось по всему миру, порождая повсюду исследования эйдетических феноменов, про­верку фактических данных Йенша и его школы, обсуждение его теоре­тических построений и объяснений. Эйдетиками (от греческого слова эйдон — вижу или эйдос — образ, картина, идея) называют психологи нового направления людей, обладающих способностью вызывать эти на­глядные образы. Сущность этого основного эйдетического феномена, или эйдетизма, заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление, которое у всякого может быть вызвано. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например, крест, квадрат и т.п., и затем переве­сти взгляд на белую или серую поверхность, мы увидим ту же самую

1 Выготский JI.C. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 275-281.


Выготский Л.С. Э йдетика



фигуру, только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленым и т.д.

С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом попу­лярном смысле этого слова. Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очер­тания и т.д. Это — следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно от­личаются от последовательных образов.

Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются благода­ря новым открытиям эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и состав­ляет фактическую основу нового учения.

Для того чтобы читатель мог себе ясно представить, в чем заключа­ется само явление, мы приводим стенограмму одного из типических эй-детических опытов, которую мы заимствовали у Рикеля.

Десятилетнему ребенку показывают в течение девяти секунд совер-шенно неизвестную ему до того картину. Затем картина убирается, перед ребенком остается гладкий серый экран, но ребенок продолжает видеть отсутствующую картину и видеть ее так, как каждый из нас видит последовательное изображение, после того как цветная фигура убрана из поля нашего зрения. Как видно из приводимого протокола, ребенок ви­дит отсутствующую картину во всех деталях, описывает ее, читает текст на картине и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.