Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнографические и социальные ресурсы






 

Этнографические и социальные туристские ресурсы – это памятники быта, непрофессиональной бытовой культуры. Это то общее что объединяет эти два подтипа экскурсионных ресурсов. Но между ними есть существенное отличие. Подтип социальные ресурсы имеет более сложный состав или структуру чем этнографические ресурсы. Этнографические ресурсы – это памятники быта, традиционной культуры ушедших исторических эпох. В состав социальных ресурсов входят два компонента: памятники бытовой культуры прошлого и объекты-ресурсы бытовой культуры настоящего времени.

Социальные ресурсы настоящего времени включают:

-виды развлечения,

-виды досуга,

-виды спорта,

-современные виды самодеятельного народного творчества (фольклора),

-народные (этнические), национальные и социальные традиции,

-выдающиеся события и явления в современной социальной или общественной жизни народа, страны.

К основным элементам современных социальных ресурсов относятся фольклорные или народные праздники и фестивали, обряды и балы, танцы, песни, музыкальные инструменты и особенности игры на них, бытовая или этническая кухня, самодеятельные ремесла, конкурсы для самодеятельных коллективов и отдельных исполнителей, празднества, игры и соревнования.

Между этнографическими и социальными ресурсами прошлого очень много общего. Разница между этими двумя подтипами экскурсионных ресурсов заключается в том, что к этнографическим ресурсам относятся объекты традиционной культуры народа, т.е. народа на стадии племени. Практически для всех этнографических объектов, относящихся к одному определенному классу или компоненту, типично единообразие, т. к. с одной стороны, низкий уровень развития производительных сил не позволял людям одного племени (или союза племен) существенно отличаться от соплеменников. С другой стороны, с тех давно ушедших времен сохранилось слишком мало объектов, которые позволили бы представить реальную картину некогда существовавших различий в уровне жизни, в материальном достатке. Кроме того, людям сегодняшнего времени приятно думать, что в те далекие времена в быту люди были примерно равны.

К социальным ресурсам, напротив, относятся памятники бытовой культуры того периода времени, когда материальное и соответственно социальное расслоение общества достигло максимальной величины. Поэтому особенности бытовой культуры разных сословий и слоев общества резко различались. В бытовой культуре этого длительного периода времени можно выделить несколько наиболее ярких слоев: дворянская, купеческая, мещанская бытовая культура, а также быт духовенства, крупной и средней буржуазии, казачества и пролетариата (квалифицированных рабочих). Характерной особенностью всех без исключения слоев является ярко выраженный временной характер бытовой культуры.

Памятники этнографического и социального наследия подразделяются на две группы объектов: единичные объекты и этнографические коллективы.

К единичным памятникам-объектам этнографических ресурсов относятся традиционные жилища и хозяйственные сооружения, костюм, утварь и орудия труда, традиционные бытовые песня и танец, кухня и музыкальные инструменты, игры и культы, обряды и пр. В состав коллективных памятников-объектов входят этнографические музеи (в том числе «живые музеи») и этнографические ансамбли (хоровые, танцевальные, инструментальные и смешанные), этнографические поселения и традиционные ремесла, этнографические фестивали и праздники.

Среди музеев преобладают музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества. Музейные экспозиции содержат коллекции традиционных костюмов, предметов традиционного крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов в традиционной культурой крестьянской России. В каждой местности на протяжении длительного исторического отрезка времени складывался свой особый «стиль» бытового строительства, связанный с этническими и природными особенностями местности. Образцы традиционного строительства и зодчества представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных сооружений (мельницы, амбары и т. д.), традиционных культовых построек. В такие музеи экспонаты свозятся из различных районов областей, и в музеях они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Василево под Торжком и др.

Первое место в этом ряду занимает коллективный объект-ресурс, «живой» этнографический музей. Территория «живых» музеев стала местом знакомства, «встречи» туристов с различными объектами традиционной культуры как единичными, так и коллективными. Собственно именно благодаря деятельности «живых» музеев сформировался этнографический туризм.

Традиционные жилые постройки и сооружения, кроме того, сохранились во многих городских и сельских поселениях, но в виде отдельных объектов.

Этнографические особенности традиционной русской культуры сохранились в отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Широко известным этнографическим центром стал город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали.

Интересный этнографический материал представляют традиционные районы расселения малых народов. В таких поселениях сохранились многочисленные элементы традиционной культуры местных малых народов: разнообразные формы традиционных жилищ (чумы, сакли и пр.), обрядами, кухней, традиционными, используемыми и поныне костюмами. Такие традиционные поседления сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей; в Сибири и на Дальнем Востоке – у коряков, эвенков, эвенов, манси и др., а также среди многочисленных горских народностей Северного Кавказа.

В состав единичных памятников-объектов также входят костюм и утварь, жилища и хозяйственные сооружения, кухня и музыкальные инструменты, игры и обряды, но общее количество видов объектов значительно меньше. Это обусловлено тем, что часть из них унифицирована, другие утратили свое значение: ансамбли, ремесла и поселения, но роль фестивалей, праздников и музеев сохранилась. При этом важно отметить, что традиции празднования одного и того же знаменательного события различались в разных сословиях, поэтому значение таких социальных маркеров существенно возросло.

Создан ряд музеев - «дворянских усадьб», в них проводятся тематические экскурсии, анимационные программы, праздники и фестивали. Возрождаются церковные музеи, праздники, обряды. Все это активно используется в туризме. Использование социальных ресурсов других сословий и слоев общества практически невозможно. Появились первые музеи, посвященные быту российских предпринимателей, купцов, мещан, пролетариата, но их очень мало. Исключения редки, например, «живой» музей «Атаманъ», который позволяет познакомиться с особенностями казачьего быта на Тамани.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.