Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение






МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Факультет Туризма и гостеприимства

Кафедра «Технология и организация туристической деятельности»

ХРЕСТОМАТИЯ

ТУРИСТСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ

 

 

по дисциплине «Туристское ресурсоведение»

 

 

направление подготовки 100200.62 «Туризм»

Москва, 2012

 

УДК 338.483.1 (07)

ББК 75.81

Сапожникова Е.Н.

Туристское ресурсоведение:

Хрестоматия по дисциплине «Туристское ресурсоведение»:

для направления подготовки 100400 Туризм, ФГБОУ ВПО, «РГУТиС» - М., 2012, с. 51

 

 

Рецензент

А. Ю. Данилов, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой регионоведения и туризма, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

Хрестоматия написана в соответствии с требования Федерального Государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Хрестоматия по дисциплине «Туристское ресурсоведение», учитывая большое количество рассматриваемых понятий и терминов, разделена на пять разделов. В первом разделе приведено соотношение основных дефиниций «ресурсы территории – ресурсы туризма» и краткое обоснование необходимости использования системы понятий «ресурсы туризма». Второй раздел включает классификации первичных туристских ресурсов. Материал трех последующих разделов посвящен рассмотрению основных, наиболее используемых понятий и терминов, применяющихся для изучения, характеристики и оценки типов, подтипов, классов (компонентов) и видов (элементов) первичных туристских ресурсов. Подобная организация учебного материала позволяет использовать текст хрестоматии в качестве учебного пособия при работе на любых видах занятий или организовать индивидуальную самостоятельную работу студентов, что особенно актуально на заочном отделении.

Предназначена для студентов ВУЗов обучающихся по направлению подготовки 100200.62 «Туризм», а также 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм».

 

Е.Н. Сапожникова, 2012,

Российский государственный университет туризма и сервиса, 2012

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие массового, организованного и альтернативного туризма в России достигло такого уровня, что возникла потребность создания единой системы понятий во всех основных подразделениях индустрии туризма: в ресурсоведении, организации и технологии турбизнеса. Причем, поскольку в организации туризма эта проблема возникла гораздо раньше, благодаря широкому распространению в конце XX века выездного туризма, то успехи в этой области значительнее, чем в двух других областях. Эти успехи были достигнуты в основном за счет заимствования, использования опыта зарубежных турфирм. В технологии турбизнеса ситуация является более сложной. Это связано с тем, что, если в выездном туризме, возможно, ориентироваться преимущественно на технологические достижения зарубежных коллег, то во въездном и тем более, внутреннем туризме необходима не только существенная адаптация зарубежного опыта к особенностям менталитета российского потребителя, но и к реалиям российской жизни в широком смысле этого слова. Кроме того, решение проблем технологии туризма связано с необходимостью разработки системы понятий в области ресурсоведения. К сожалению, именно в ресурсоведении наблюдается самое большое количество нерешенных проблем.

В последние годы появилось несколько интересных отечественных работ в области туристского ресурсоведения. Большая часть опубликованных ресурсоведческих работ посвящена вопросам изучения ресурсов определенных территорий. Теоретических работ мало; наиболее важными, значимыми из них являются работы: А.Ю. Александровой, Е.А. Джанжугазовой, Г.А. Карповой, А.С. Кускова, В.А. Погодиной, Г.М. Романовой, Т.Ю. Тихомировой, А.М. Чилилова и др.

Но существенного прогресса в создании системы понятий в ресурсоведении пока не произошло. Причин несколько, во-первых, разобщенность «двух звеньев одной цепи» - науки и турбизнеса, во-вторых, отсутствие понимания со стороны некоторых исследователей и многих турфирм, что опыт сотрудничества на зарубежных площадках мало эффективен в России, в-третьих, существовавшая на протяжении двух десятков лет, ориентация на выездной туризм. Четвертая причина связана с отсутствием четких разграничений ряда дефиниций: туристские условия и туристские ресурсы, ресурсы туризма и ресурсы территории, туристские ресурсы организационного назначения и туристские ресурсы технологического назначения.

Курс на преимущественное развитие национального туризма, определенный Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и декларированный в Федеральных целевых программах: «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» и «Культура России (2012-2018 годы)», превращает проблему формирования системы понятий туристского ресурсоведения в одну из важнейших задач сегодняшнего дня.

Однако, разработка системы понятий, только половина проблемы. Другая, причем более сложная и трудоемкая часть – вооружение знаниями, умениями и навыками туристского ресурсоведения сегодняшних студентов-бакалавров туристских вузов, завтрашних работников турбизнеса. Основой успешной реализации этой задачи является формирование у каждого будущего специалиста свойств гуманитарного технолога, способного и готового к использованию приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций в практике турбизнеса.

Предлагаемая хрестоматия представляет собой учебное пособие, материал которого излагает содержание ряда основных теоретических положений туристского ресурсоведения, которые наиболее часто используются при организации учебного процесса, в первую очередь, на интерактивных занятиях и при самостоятельной работе студентов. Хрестоматия является дополнением к учебнику Туристское ресурсоведение, который создается в настоящее время автором данной хрестоматии.

Структурно хрестоматия разделена на пять разделов. В первом разделе рассматривается соотношение двух принципиально различных дефиниций, подходов к изучению ресурсов и приводится краткое обоснование необходимости использования системы понятий «ресурсы туризма». Второй раздел хрестоматии представляет собой краткое изложение классификаций первичных турресурсов. Третий, четвертый и пятый разделы хрестоматии посвящены трем основным темам – трем типам первичных турресурсов и состоят из различного количества параграфов: от двух до четырех, в зависимости от количества рассматриваемых компонентов в составе каждого из типов ресурсов. Каждый параграф, в свою очередь, включает изложение сути основных понятий и ряд примеров, помогающих уяснить их специфику.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.