Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акты Федеральных органов других ветвей власти






Наименование документа Орган, опубликовавший документ

Постановление Госстандарта РФ Бюллетень нормативных актов и Госкомсанэпиднадзора РФ от Министерств и Ведомств Российс-5 января 1993 г. № 1, 2 «Об обеспе- кой Федерации, 1993 г., № 4 чении безопасности продукции для здоровья человека»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 1993 г. Регистрацион­ный №117

Наименование документа Орган, опубликовавший документ

Разъяснение Министерства охра­ны окружающей среды и природ­ных ресурсов РФ 21 мая 1993 г. № 02-12/65-1571 и Российского агентства международного сотруд­ничества и развития от 19 мая 1993 г. № 3.14.2-3/321 «О государственной экологической экспертизе предпри­ятий с иностранными инвестициями»

Зарегистрировано Минюстом РФ 8 июля 1993 г. Регистрационный №299

Правила осуществления госу­дарственного экологического конт­роля должностными лицами Мини­стерства охраны окружающей сре­ды и природных ресурсов Российской Федерации и его терри­ториальных органов (утв. Минпри­роды РФ 17 апреля 1996 г.)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 1996 г. Регистрационный № Ю76

Бюллетень нормативных актов Министерств и Ведомств Российс­кой Федерации, 1993 г., № 10

" Российские вести" от 5 июня 1996 г., № 103

Основной экологической функцией Министерства РФ по делам граж-flaHQKofi обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с утвержденным в мае 1994 г. Положением Правительства РФ является принятие чрезвы­чайных мер по ликвидации экологических катастроф, вызванных сти­хийными бедствиями и авариями.

Росгидромет является головной организацией в осуществлении еди­ной государственной службы мониторинга окружающей среды, на кото­рый возложены организация и проведение наблюдения, оценка, прогноз состояния окружающей среды и ее изменений в процессе хозяйственно­го развития. Объектом его наблюдений является окружающая среда, куда относятся следующие компоненты природы: атмосфера, почвы, поверхностные воды, суши, морская среда, сельскохозяйственные культуры, пастбищная растительность, околоземное космическое пространство.

Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды выражается в частичной или полной по­тере жизнеобеспечивающих, биологических функций организма.

Источником неблагоприятных последствий выступает окружающая человека среда. К ней относится внешняя среда жизни человека. Вред человеку, причиненный в производственно-хозяйственной, социально-культурной сферах, не относится к числу экологического вреда. Отно­шения по его возмещению регулируются санитарным законодательством, основами законодательства, об охране здоровья и об охране труда.

Воздействие окружающей природной среды, которое является причи­ной возникновения вреда человеку подразделяют на два вида: стихийные явления и антропогенные воздействия.

Стихийные явления, а иногда и бедствия, являются отражением объек­тивных процессов естественного мира и в силу юридической специфики имеющих место здесь административных отношений вопросы компенса­ции ущерба регулируются специальными постановлениями Правительства.

Антропогенное действие - выражается в производственной, хозяй­ственной, рекреационной или иной деятельности человека, вредно влия­ющей на окружающую среду. Под неблагоприятными воздействиями Закон понимает всякое экологически вредное воздействие окружающей природной среды на состояние здоровья человека: загрязнение окружа­ющей среды, в том числе химическое, радиационное, шум, вибрация, влияние магнитных полей, иные вредные физические, биологические и другие воздействия.

К сожалению, следует констатировать, что на современном уровне в мировой и отечественной практике не выработаны критерии оценки в де­нежном выражении утраты жизни, потери здоровья человека, негатив­ные генетические изменения человека, вызванные неблагоприятными изменениями в окружающей природной среде.

Однако следует отметить, что первые прецеденты в этом направлении стали появляться.

Так, в пользу истцов по взысканию судом ущерба, причиненного за­грязнением окружающей среды завершились дела в Японии, получившие свое - за загрязнения моря сточными водами «Минамата» (1971), «Ими-гата-Минамата» (1973) и загрязнения атмосферного воздуха большим количеством окислов серы «Екаиши-астма» (1972) и др. Возмещению подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, смертью кормильца, полной или частичной потери трудоспо­собности, моральными травмами (психическими отклонениями, генети­ческими дефектами, иными потерями в здоровье человека), вызванными неблагоприятными изменениями в окружающей природной среде.

При возмещении вреда здоровью граждан, причиненного загрязнени­ем и иными экологическими вредными воздействиями окружающей при­родной среды, компенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:

• затраты на лечение и восстановление здоровья (экологический ущерб);

• расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой трудоспособности (экономический ущерб);

• иные убытки (вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные возможности професси­ональной или иной деятельности), а также ущерб, вызванный психичес­кими отклонениями, порожденными негативным воздействием окружа­ющей среды, моральный вред, который по новому гражданскому зако­нодательству подлежит возмещению помимо имущественного вреда.

Возмещение вреда здоровью от неблагоприятных последствий окру­жающей среды относится к видам объективной юридической ответствен­ности за вред. Основанием возникновения обязанности возмещения вре­да служит не нарушение каких-либо экологических, санитарных норм, не вина причинителя вреда, отсутствие которой по существующему по­рядку он должен доказывать, а факт причинения вреда либо реальная угроза его наступления.

В этих условиях решающее значение имеет наличие причинной связи между поведением причинителя вреда (правомерным или неправомер­ным) и наступившим результатом.

Наличие причинной связи между вредом здоровью и источником его причинения, определение степени вредного воздействия на трудоспособ­ность и жизнедеятельность человека доказывается результатами медико-социальной экспертизы, предусмотренной Основами законодательства об охране здоровья человека (ст.50). Медико-социальная экспертиза уста­навливает причину, степень утраты трудоспособности граждан и группу инвалидности. Она определяет сроки, виды, объем социальной реабили­тации граждан, мер их социальной защиты. Данная экспертиза осуще­ствляется учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения и проводится по инициативе органов прокура­туры, суда, арбитражного суда, органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Заключение такой экспертизы может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.

Происходящие изменения социально-экономической и экологической обстановки вызвало активное развитие законодательства не только по охране окружающей среды, но и в области безопасности, защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность определяется как состояние защищен­ности:

• жизненно важных интересов личности, общества, государства [Пет­ров В.В., 1995];

• биологических основ жизни, здоровья и развития человека [Жевла-ков Э.Н., 1995];

• населения, животного и растительного мира, окружающей природ­ной среды в целом от последствий антропогенного воздействия, а также от стихийных бедствий и катастроф [Винокуров Ю.Е., 1993].

А. А.Тер-Акопов (1998) формулирует экобезопасность как обеспечен­ность жизненно важных интересов человека природными ресурсами и защищенность его от воздействия негативных факторов природной сре­ды. Он также выдвинул ряд постулатов концепции экологической безо­пасности: экологическая безопасность - категория социальная, она есть часть проблемы безопасности человека, общества; причины экологичес­ких дисбалансов имеют, главным образом, социальный характер.

Ряд положений об экологической безопасности были внесены в Кон­цепцию национальной безопасности (утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300), в которую, исходя из современных требований политической и социально-экономической жизни нашего го­сударства, внесены положения и дополнения, и в новой редакции Кон­цепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента 10 января 2000 г. №24.

В Концепции записано, что в интересах России и других государств необходимо решение острых экологических проблем глобального харак­тера, в т.ч. обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

В данном документе также определено, что национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровле­нии окружающей среды. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем.

Анализ государственных отчетов и научных исследований показыва­ет, что в России наибольшую экологическую опасность представляют:

• крупномасштабное загрязнение природной среды, городов и тер­риторий в результате функционирования промышленных предприятий, транспорта, ведения сельского хозяйства, аварий и автокатастроф с выб­росом токсических веществ в окружающую среду;

• накопление и захоронение огромного количества опасных (токсич­ных) и радиоактивных отходов;

• деградация природных ресурсов: эрозия земель и снижение плодо­родия почв, истощение водных, лесных, минеральных и органических ресурсов, обеднение биоразнообразия;

• потенциальную опасность для экологической безопасности пред­ставляет международная космическая деятельность.

Взаимодействие многих факторов экологической опасности приводит к быстрому расширению неблагоприятных экологических зон и зон эко­логического бедствия.

Эти зоны занимают до 15% территории России. К ним относится око­ло 100 городов с общим населением более 40 млн. человек. Следует также обратить внимание, что в России - 20% сейсмоопасных террито­рий и более 50% территорий относятся к зоне вечной мерзлоты.

В соответствии с Конституцией, к числу приоритетных направлений государства в экологической сфере относятся:

• рациональное использование природных ресурсов, воспитание эко­логической культуры населения;

• предотвращение загрязнений природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилиза­цией токсических промышленных и бытовых отходов;

• предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий, произошедших ранее радиоактивных аварий и катастроф;

• экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения;

• безопасное для окружающей природной среды и здоровья населе­ния хранение и уничтожение запасов химического оружия;

• создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных ре­гионах РФ.

Законом РФ об охране окружающей среды предусматривается выде­ление двух видов зон, в которых складываются неблагоприятные усло­вия для проживания населения: зона чрезвычайной экологической ситуа­ции и зона экологического бедствия (ст.58 и 59).

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, со­стоянию естественных экологических систем, генетических фондов рас­тений и животных.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной дея­тельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоро­вья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естествен­ных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Статус зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологичес­кого бедствия производится постановлениями органов исполнительной власти федерального уровня или Указами Президента по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в РФ в об­ласти охраны окружающей среды на основании заключения государствен­ной экологической экспертизы.

Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ об охране окружающей природной среды и, в основном, относятся к государ­ственной экспертизе. Однако основные положения в большинстве случаев могут быть использованы при ведомственной экологической экспертизе, а также общественной и научной эколого-экспертной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды, и ее выводы обладают силой надведомственного документа, обя­зательного к исполнению.

Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства, и ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не проти­воречат выводам государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициати­ве общественных объединений и проводится негосударственными струк­турами.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе науч­ных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе науч­ных коллективов и отдельных ученых.

Нужно отметить, что в основном экологическая экспертиза имеет чи­сто предупредительное значение и, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности.

Цель экологической экспертизы - обеспечить предупреждение вред­ных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества. Зада­ча — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйствен­ного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.